На те же грабли?
Александр ПОЛЯНСКИЙ
Президент России Дмитрий Медведев не поехал на инаугурацию Януковича. Россию на инаугурации представлял Борис Грызлов, в то время как все остальные государства СНГ были представлены первыми лицами. Что бы это значило? Россия ставит себя в особое положение среди «ближних» партнеров Украины?
Некоторые наблюдатели говорят, что президент России обиделся на то, что Виктор Янукович первый визит в качестве главы украинского государства совершит в Брюссель.
Хотя решение Януковича вполне понятно и объяснимо. Его и так считают пророссийским президентом — тем более во время инаугурации он получил благословение не только у митрополита Киевского, но и патриарха Московского, которого БЮТовцы называют не иначе как кремлевским политиком. К тому же его легитимность стала возможной только благодаря позиции Евросоюза — иначе Януковичу было бы не избежать дежавю 2004 года с третьим туром: обоснование этого со стороны Тимошенко не заставило бы себя долго ждать.
Мы должны четко понимать: украинская политика была, есть и будет трехвекторной. Эти векторы — США, Евросоюз и Россия.
Внятную политику относительно украинского вопроса имели до недавнего времени только США — в этом объективная причина сильной атлантической ориентации Виктора Ющенко. Хотя Ющенко всеми силами стремился сделать ее евроатлантической — всеми способами заигрывая с Европой, в том числе за счет комичных односторонних шагов. Будет стремиться добиться внятности от Брюсселя и Янукович.
Достаточно посмотреть официальные доктрины украинской внешней политики, чтобы увидеть: Россия в них «как класс» отсутствует.
Неужели мы сегодня не используем то, что Янукович опирается на пророссийски настроенных избирателей востока Украины, и не поможем поставить российский вектор в равноправное положение с другими? Или нам это не надо, и мы будем по-прежнему дуться на то, что Украина стремится в Евросоюз, и, как в прошлые годы, вести ситуационную политику?
Сегодня как никогда России важна внятная позиция по украинскому вопросу — она может быть услышана, воспринята украинским истеблишментом. И будет большой ошибкой продолжать действовать без стратегии и реагировать на украинские события без дальнего прицела.