МАИ: к новым высотам!


Текст | Ольга АНТИПОВА
Фото | Из архива МАИ


Богатый научно-педагогический, образовательный и научно-методический опыт, развитая и во многом уникальная технологическая база, широкие связи с предприятиями аэрокосмической промышленности принесли Московскому авиационному институту (государственному техническому университету) заслуженную славу ведущего российского вуза в области авиации, ракетостроения и космонавтики. К своему 80-летию университет подошел во всеоружии и готов к новому качественному рывку в своем развитии.

История МАИ началась 20 марта 1930 года, когда приказом Высшего совета народного хозяйства СССР было создано Высшее аэромеханическое училище (в августе того же года оно было переименовано в Московский авиационный институт). Новый инженерный институт должен был обеспечить высококвалифицированными специалистами молодую, но стремительно развивающуюся авиационную промышленность Советского Союза.

Структура института, в котором изначально было всего три отделения (самолетостроительное, моторостроительное и воздухоплавания), непрерывно совершенствовалась. Передовые достижения науки и техники и все новые требования, предъявляемые авиационной промышленностью к выпускникам вуза, стимулировали вуз к открытию новых факультетов и кафедр, преподаванию инновационных дисциплин. В послевоенный период развитие МАИ неразрывно связано с рождением новых отраслей авиационной науки и промышленности. Авиационный институт, ранее ориентированный на самолетную и частично вертолетную технику, превратился в авиационный политехнический вуз, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в авиационной и ракетно-космической отраслях.

В 1993 году МАИ был присвоен статус технического университета. А в 2002 году вуз был переименован в Московский авиационный институт (государственный технический университет) МАИ.

За 80 лет из стен МАИ вышло более 140 тыс. специалистов для авиационной и ракетно-космической науки и промышленности. Среди них более 250 генеральных и главных конструкторов, руководителей научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций базовых отраслей, 49 академиков и членов-корреспондентов АН СССР и Российской академии наук, 20 летчиков-космонавтов, которые отработали в космосе в общей сложности более 12 лет и более 100 летчиков-испытателей авиационной техники, Героев Советского Союза и России, заслуженных летчиков-испытателей.

Центр «прорывных» технологий

В 2009 году начался новый этап развития вуза. МАИ стал одним из 12 победителей конкурсного отбора программ развития университетов, которым Правительство Российской Федерации присвоило категорию «Национальный исследовательский университет» (Распоряжение Правительства РФ от 2 ноября 2009 года №1613-р). Программа развития ГОУ ВПО «Московский авиационный институт (государственный технический университет)» на 2009—2018 годы утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2009 года №615. Реализация этой программы должна вывести МАИ на качественно новый уровень подготовки специалистов, востребованных высокотехнологичными отраслями промышленности в условиях современной инновационной экономики. На базе вуза будет создан крупный исследовательский университет аэрокосмического профиля, соответствующий лучшим мировым образцам, привлекающий лучших специалистов созданной в нем интеллектуальной средой, которая будет способствовать продуктивности научных исследований, проектных разработок и высокому качеству образовательных услуг. Это требует создания единой образовательной среды «университет — научные центры — предприятия отрасли».

Достижению поставленных целей во многом будет способствовать дальнейшее развитие созданных в 2008—2009 годах трех ресурсных центров МАИ: Центра коллективного пользования оборудованием в области наноматериалов и нанотехнологий (НаноЦентр МАИ), Ресурсного центра в области авиастроения и Ресурсного центра в области производства летательных аппаратов. НаноЦентр МАИ организован с целью повышения эффективности использования оборудования по исследованию наноматериалов, нанотехнологий в научных исследованиях и учебном процессе, основные направления деятельности центра — функциональные наноматериалы и высокочистые вещества, конструкционные наноматериалы, композиционные наноматериалы, наноэлектроника. Цели Ресурсного центра в области авиастроения — повышение уровня организации учебного процесса и научных исследований, организация устойчивых связей с предприятиями, создание учебно-научно-производственного центра прототипирования сложных технических изделий и технологических процессов. Такой центр позволит осуществлять подготовку специалистов, владеющих современными технологиями сквозного виртуального проектирования изделий авиационной техники пятого поколения. Задачи Ресурсного центра в области производства летательных аппаратов связаны с концептуальным проектированием изделий авиационной техники в среде информтехнологий, организацией сквозного проектирования и управления конфигурацией летательных аппаратов, математическим, полунатурным и натурным моделированием для анализа и принятия проектно-конструкторских решений.

Центр образования

В 2008 году МАИ успешно прошел процедуры лицензирования и государственной аккредитации (лицензия №10551 от 30.06.2008, свидетельство о государственной аккредитации №145 от 07.07.2008). Лицензировано 52 специальности профессионального высшего образования (из них 49 аккредитовано), а также 53 специальности послевузовского образования.

Сегодня в вузе девять профильных факультетов («Авиационная техника», «Двигатели летательных аппаратов», «Системы управления, информатика и электроэнергетика», «Радиоэлектроника летательных аппаратов», «Аэрокосмический», «Робототехнические и интеллектуальные системы», «Прикладная математика и физика», «Прикладная механика», «Социальный инжиниринг»), есть также факультеты довузовской подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов и повышения квалификации преподавателей. В структуру МАИ входят также четыре института: Инженерно-экономический институт, Институт иностранных языков, Институт «РадиоВТУЗ» и Военный институт. Кроме того, в центрах авиационной и ракетно-космической промышленности открыто четыре филиала университета: филиал в Жуковском, созданный для обеспечения кадрами предприятий Объединенной авиастроительной корпорации, филиал в Химках, готовящий специалистов для предприятий Роскосмоса, филиал в Ахтубинске, где учатся будущие сотрудники Государственного летно-испытательного центра ВВС РФ и филиал в Байконуре (Казахстан), который создан с целью подготовки кадров для эксплуатации ракетных и стартовых комплексов на одноименном космодроме.

В МАИ учится более 20 тыс. студентов, 89% из них обучаются на 46 специальностях для аэрокосмического и оборонного комплексов. Общий план приема студентов, обучающихся на бюджетной основе, в 2009 году составил 2674 человека, из них 2411 — по очной форме обучения, 263 — по очно-заочной. План приема по 23 оборонным специальностям составляет 1270 человек. Это наибольший показатель по численности контингента среди всех российских вузов.

В соответствии с приказами Федерального агентства по образованию о целевом приеме в интересах Минпромторга, Роскосмоса, Росатома и других ведомств в 2009 году в МАИ были направлены и поступили 277 абитуриентов, что составляет 11,5% общего плана приема.

Отметим также, что университетом ведется активная профориентационная работа в 35 базовых школах и восьми профильных техникумах.

Кадровый состав МАИ — это более 2300 преподавателей, среди них 16 действительных членов и членов-корреспондентов РАН, свыше 450 докторов наук и профессоров и более 1100 кандидатов наук. Из общего числа профессорско-преподавательского состава университета 68% имеют ученую степень или звание.

В МАИ создана уникальная лабораторная база, причем многие образцы оборудования не имеют аналогов в мире. Подготовка специалистов для аэрокосмической и оборонной отраслей ведется на натурных образцах техники, включая самолеты, вертолеты, ракеты, системы вооружения, авионики и радиолокации. Отметим также, что МАИ — единственный в мире университет, имеющий собственный аэродром, на котором проходят летную практику будущие инженеры-конструкторы по специальности «Самолетостроение».

Университет ведет подготовку иностранных студентов из десяти государств, входящих в СНГ, а также из 30 государств дальнего зарубежья (наиболее крупные контингенты из Китая, Вьетнама, Мексики, Республики Корея, Малайзии, Мьянмы, Индии, Германии). Сегодня в МАИ обучается 1170 иностранных граждан, из них 1123 студента, 43 аспиранта и докторанта, четыре стажера, причем 95% иностранных студентов обучается на технических факультетах.

В рамках программ международного сотрудничества в 2003—2009 годах 92 студента МАИ прошли стажировку в зарубежных вузах. За это же время в вузы дальнего и ближнего зарубежья для преподавательской работы было направлено 25 сотрудников университета.

Центр инноваций

Вместе с предприятиями и организациями отрасли МАИ реализует целый ряд инновационных образовательных программ подготовки специалистов, а также имеет богатый опыт создания инновационных научно-образовательных центров и комплексов, обеспечивающих соединение в образовании фундаментальных теоретических научных идей с их практической реализацией в условиях экспериментального и опытного производства. Среди них:

• экспериментальная база в области гиперзвуковых технологий;

• межвузовский центр авиационных летно-эксплуатационных дисциплин;

• учебно-лабораторный комплекс для обучения процессам технической эксплуатации космических станций на технической позиции и в условиях орбитального полета;

• учебно-лабораторный комплекс для обучения теоретическим и практическим основам проектирования и отработки комплексных процессов изготовления корпусных деталей и сборки высоконадежных агрегатов летательных аппаратов;

• учебно-исследовательский комплекс для теоретического и практического обучения методам и процессам управления конфигурацией изделий авиационной и ракетно-космической техники на протяжении ее жизненного цикла;

• спутниковый образовательный видеоинформационный комплекс «СОВИК»;

• программно-аппаратный комплекс для дистанционного видеообучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров;

• подготовка специалистов в области разработки, производства и специализированного обслуживания наукоемкой конверсионной техники на базе применения высоких аэрокосмических технологий;

• разработка и внедрение инновационных интерактивных технологий обучения по экономическим специальностям.

Еще в 1933 году в МАИ была организована подготовка инженеров-экономистов по двум специальностям в области экономики и управления производством для высокотехнологичных предприятий, в первую очередь аэрокосмической и оборонной отраслей. В этой программе предусмотрен значительный объем инженерно-технологической подготовки (с курсовым проектированием и технологической практикой), на которой базируется организационно-экономическая часть обучения будущих инженеров-экономистов.

Несколько лет назад по предложению ОКБ «Сухой», корпорации «МиГ», Росавиаэкспорта, ОАО «Камов» и ряда других предприятий аэрокосмической отрасли в МАИ было открыто две специальности по углубленному изучению иностранных языков. Подготовка студентов ведется также применительно к основному профилю вуза. Кроме того, проводится языковое обучение пилотов гражданской авиации и авиадиспетчеров и реализуется расширенная программа лингвистической (с техническим уклоном) подготовки для студентов МАИ всех специальностей. Сегодня МАИ сотрудничает с 19 авиапредприятиями в области подготовки по авиационному английскому языку и квалификационного тестирования в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ICAO).

В вузе активно используются технологии дистанционного образования. В частности, разработан программно-аппаратный комплекс видеообучения. К видеоконференцсвязи, осуществляемой по наземному и спутниковому каналам, подключены базовые кафедры МАИ в Серпухове и филиал «Восход» (Байконур).

МАИ одним из первых российских вузов получил право на проведение эксперимента по подготовке офицеров для службы по контракту. Этот эксперимент позволил внести изменения в нормативно-правовые акты в области образования, военной службы и обороны. На основе полученных результатов при 37 гражданских вузах созданы учебные военные центры, в том числе в МАИ. В 2009 году в учебный военный центр МАИ по программе подготовки офицеров для службы по контракту набрано 120 человек.

Центр научной мысли

Научная деятельность МАИ — это фундаментальные и прикладные исследования для нужд аэрокосмической и оборонной отраслей промышленности. В прошлом году объем научно-исследовательских работ университета составил более 470 млн руб. Из них около 70 млн руб. составляет бюджетное финансирование. Активно развиваются направления исследований в области авиации, ракетостроения, транспорта, информационно-телекоммуникационных систем, энергетики и энергосбережения, дирижаблестроения. Восемь научных коллективов МАИ признаны ведущими научными школами РФ. Специалисты университета активно участвуют в создании системы ГЛОНАСС, беспилотных летательных аппаратов, в разработке нанотехнологий для аэрокосмической отрасли.

МАИ — единственный в мире вуз, обеспечивающий учебно-научное сопровождение серийного производства летательных аппаратов. Запущен в серию самолет «Авиатика-МАИ-890СХ», сертифицированный как тип. В 2008 году в МАИ начато проектирование многоцелевого четырехместного двухдвигательного самолета МАИ-407. Такой самолет, в частности, может быть полезен учебным заведениям гражданской авиации. Изготовлен опытный образец автожира МАИ-208, который планируется использовать на авиационно-химических работах в сельском хозяйстве, особенно на виноградниках. Начато серийное производство аппарата МАИ-223 «Китенок», который может поставляться в виде как готового самолета, так и набора для самостоятельной постройки (КИТ).

Сейчас в научно-исследовательской работе университета принимают участие свыше 3000 студентов. На протяжении многих лет в МАИ успешно работают: студенческое конструкторское бюро экспериментального самолетостроения (СКБС) — разработчик сверхлегких и спортивных самолетов, студенческое конструкторское бюро авиационного моделирования (СКБ АМ), студенческое конструкторское бюро вертолетостроения (СКБВ) — разработчик дистанционно-пилотируемых малоразмерных вертикально взлетающих летательных аппаратов.

А для того чтобы привлечь в вуз больше молодых преподавателей и ученых, в МАИ разработана программа «Научно-педагогическая молодежь». Она финансируется из внебюджетных средств научно-исследовательской части университета и имеет несколько направлений: творческое студенчество, целевые аспиранты и квалификационный рост молодых преподавателей.

Ведущий аэрокосмический вуз России заботится и о координации действий научно-педагогического сообщества профильных вузов в деле повышения качества и содержания высшего профессионального образования. При МАИ создано Учебно-методическое объединение высших учебных заведений РФ по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК), в которое входит сегодня девять вузов и целый ряд факультетов и кафедр других высших учебных заведений, выпускающих специалистов в области авиационной и ракетно-космической техники. В настоящее время УМО АРК занимается разработкой Федеральных образовательных стандартов третьего поколения по шести направлениям, находящимся в его ведении.


ТРИ ФАКТА О «МАЕВЦАХ»

• Проведенный на 381 предприятии Роспрома и Роскосмоса мониторинг востребованности выпускников МАИ показал, что на них работают более 10 тыс. питомцев университета, большинство из которых окончили МАИ в последние десять лет. При этом 189 выпускников вуза занимают руководящие должности, в том числе генерального директора — 32, генерального конструктора — 27, главного конструктора — 20 человек. Сегодня выпускники университета составляют костяк таких известных предприятий аэрокосмической отрасли, как ОАО «ОКБ Сухого», корпорации «Тактическое ракетное вооружение», ФГУП «Московский институт теплотехники», ФГУП ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева», ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», ОАО «Камов» и др.

• Большая часть образцов современной, стоящей на вооружении и (или) в эксплуатации авиационной и ракетно-космической техники создана под руководством и при непосредственном участии выпускников МАИ. Это самолеты МиГ-29, Ил-76 и Ил-96, Ту-160 и Ту-204, Су-25, Як-130; вертолеты Ми-26 и Ми-28, Ка-52 и Ка-60; авиадвигатель АЛ-31Ф к самолетам Су-27; бортовые радиолокаторы к самолетам Су-30МКИ «Барс», МиГ-29 «Жук», БРЛС «Арбалет» для всех боевых вертолетов; стратегические баллистические ракеты «Тополь-М» и Р-36 «Сатана», PCМ-50 и PCМ-52 для подводного флота; зенитные ракетные комплексы С-200 и С-300; радиолокационные комплексы дальнего обнаружения и управления «Дон-2» и «Дарьял» (Габала); авиационные ракеты РББ-АЕ, Р-27, Р-73, Х-31П, которыми вооружены самолеты-истребители МиГ-29 и Су-27; не имеющая аналогов сверхзвуковая противокорабельная ракета «Москит»; самая надежная в мире ракета-носитель пилотируемых КЛА «Союз-У», системы управления РН «Протон» и «Зенит»; системы жизнеобеспечения и спасения авиационных и космических аппаратов; космические комплексы связи, ретрансляции и управления, в том числе ГЛОНАСС; самые мощные в мире ракетные двигатели РД-120 и РД-170 и многое другое.

• Сегодня выпускники института занимают ключевые должности не только на предприятиях аэрокосмической отрасли: МАИ, кроме того, alma mater и многих представителей российской бизнес-элиты. Согласно исследованию независимого рейтингового агентства «РейтОР», МАИ находится на втором месте среди отечественных вузов, выпускники которых в настоящее время занимают посты президентов и генеральных директоров корпораций, председателей наблюдательных советов государственных и частных компаний, являются крупнейшими акционерами. Больше выпускников, ставших топ-менеджерами, только у МГУ им. Ломоносова. МАИ также вошел в тройку лидеров в рейтинге «РейтОР» по успешности выпускников московских вузов, уступив лишь МГУ (первое место) и МГИМО (второе место).