Новое десятилетие: вызовы и планы


Текст | Александр ПОЛЯНСКИЙ


21—23 января 2010 года в Москве прошла Международная конференция «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», организованная Академией народного хозяйства при Правительстве РФ, Институтом экономики переходного периода и Комиссией Правительства РФ по экономическому развитию и интеграции. Форум был посвящен памяти Е.Т. Гайдара. В нем принял участие журнал «БОСС».

Конференцию открыл первый заместитель председателя Правительства РФ И.И. Шувалов. Он заявил, что острая фаза кризиса позади, но «кризис еще продолжается, он проходит дальнейшую фазу своего развития», и необходимо извлечь из него уроки и обсудить задачи на ближайшее будущее.

Игорь Шувалов выделил основные уроки кризиса, которые необходимо усвоить российским властям и общественности. Так, кризис поставил вопрос о необходимости структурных и институциональных преобразований в мировой экономике. Для России крайне важна модернизация экономики в целях преодоления сырьевой зависимости. Кроме того, кризис еще раз напомнил о необходимости повышения уровня защиты прав собственности и обеспечения социальной стабильности. Игорь Шувалов также подчеркнул важность международной интеграции и отметил, что Россия будет стремиться к формированию общего экономического пространства от Атлантики до Тихого океана без барьеров и визовых режимов.

Самыми острыми вопросами повестки дня Игорь Шувалов считает борьбу с экономической несвободой и необходимость улучшения бизнес-климата в России. Он сообщил, что Правительство РФ готовит законопроект о равном доступе государственных и частных организаций к бюджетным средствам, выделяемым на образование и здравоохранение. Кроме того, Правительство РФ рассматривает возможность полностью освободить от налога на прибыль предприятия, уделяющие внимание развитию человеческого капитала, поскольку интеллектуальные ресурсы являются главным конкурентным преимуществом.

Министр экономического развития РФ Э.С. Набиуллина в своем выступлении подчеркнула, что модернизация российской экономики должна перестать быть декларацией, пора перейти к решению практических задач (борьба за прямые инвестиции, изменение налоговой системы, бюджетная политика и др.).

По словам Эльвиры Набиуллиной, 2010—2011 годы «должны быть годами серьезного улучшения инвестиционного климата в России». При этом основной составляющей этой работы она назвала развитие институциональной среды и призвала к проведению в ближайшее время «селективной, точечной институциональной политики», которая подразумевает реорганизацию приоритетных на данный момент институтов.

Вступление России во Всемирную торговую организацию, по мнению министра, также призвано улучшить инвестиционную среду, поскольку ВТО «для нас — это не только вопрос доступа на рынки, но и вопрос создания инвестиционной среды». Она пояснила, что инвесторам, вкладывающим свои финансовые ресурсы в экономику стран — участниц торговой организации, «не надо делать столько усилий, чтобы распознать инвестиционную среду».

Президент, председатель правления Сбербанка РФ (министр экономического развития и торговли РФ в 2000—2007 годах) Г.О. Греф остановился на вызовах, стоящих перед Россией в период выхода из кризиса и модернизации экономики. Среди них он назвал следующие: качество рабочей силы и образования; структурные изменения на глобальных энергетических рынках; пространственное развитие; инфраструктура; финансовый рынок; институты; демография и пенсионная реформа. Из всего этого Герман Греф сделал вывод о необходимости новой парадигмы.

На первом пленарном заседании также выступили исполнительный вице-президент Nokia, премьер-министр Финляндии в 1992—1996 годах Эско Ахо, главный исполнительный директор Группы ВР Энтони Хейвард, премьер-министр Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, президент Центра стратегических разработок М.Э. Дмитриев, управляющий партнер по странам СНГ Ernst & Young Карл Йохансон, ректор РЭШ С.М. Гуриев и профессор экономики Российско-армянского славянского университета (премьер-министр Республики Армения в 1993—1996 годах) Грант Багратян.

Затем состоялся ряд круглых столов.

22 января пленарную дискуссию на тему «Бюджет нового десятилетия» открыл заместитель председателя Правительства РФ, министр финансов РФ А.Л. Кудрин. По его словам, очень важно сейчас оценить уроки финансового кризиса. Российской экономике предстоит болезненный период выхода из кризиса, поскольку есть много вызовов.

За прошедшее десятилетие для России выгодно сложились три уникальных фактора: цена на нефть росла непрерывно в течение восьми лет; она достигала очень высокой планки — $95 за баррель в реальных ценах; добыча нефти в России после падения в 1990-е годы в 2000—2004 годах увеличивалась с ежегодным приростом до 10%. Это был период «тучных лет», который не повторится уже никогда.

Такие уникальные условия позволили создать Стабилизационный фонд, накопленного объема которого хватит на три года, чтобы поддерживать благосостояние граждан, финансировать социальные программы и диверсифицироваться. Это означает ориентировку на поддержку модернизации экономики, включая институты экономики.

Относительно бюджета России на ближайшие годы Алексей Кудрин сообщил, что согласно оптимистичному прогнозу при цене на нефть $60—70 за баррель в текущем году дефицит бюджета составит 6,8% ВВП, в 2011 году — 4% и в 2012 году — 3%. Но дефицит в 3% ВВП — высокий, его необходимо снизить до 1%.

Как заявил в своем выступлении ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ, научный руководитель Института экономики переходного периода С.Г. Синельников-Мурылев, в той ситуации, которая сложилась в России к концу 2008 года, можно было ожидать катастрофы. Но ситуацию удалось удержать под контролем.

В конце 2008 года антикризисной программы еще не было, меры принимали «с колес». В марте программа антикризисных мер была сформирована и уточнялась до мая — сентября 2009 года. За полтора года на реализацию мер финансовой стабильности было выделено 6% ВВП, мер социального характера — 2% ВВП. На обеспечение финансовой стабильности было направлено около 2 трлн руб., на поддержание реального сектора — 750 млрд руб., социальной сферы — 700 млрд руб. В результате, несмотря на то что мы перешли от профицита бюджета к дефициту, бюджетополучатели кризиса не почувствовали.

Расчеты, осуществленные экспертами ИЭПП и АНХ, по сравнению с прогнозами Минфина России менее оптимистичны. Так, при цене на нефть $40—50 за баррель темпы роста мировой экономики в 2010—2011 годах ожидаются нулевыми и лишь в 2012 году повысятся до 1,5—2%.

На утренней пленарной дискуссии второго дня конференции выступили также директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ И.В. Трунин, директор Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ А.М. Лавров, профессор экономики Johns Hopkins University (первый заместитель директора-распорядителя МВФ в 2000—2006 годах) Анна О. Крюгер и заместитель директора европейского департамента МВФ Пол Томсен.

Дневную пленарную дискуссию второго дня конференции, посвященную теме «Социальные вызовы десятилетия», открыл заместитель председателя Правительства РФ А.Д. Жуков. Он заявил, что правительство старалось на вызовы кризиса ответить сохранением социальных программ.

Среди вызовов кризиса Жуков назвал возрастание человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Ответом на него является решение важных социальных проблем, в том числе демографической, путем модернизации системы здравоохранения, системы образования, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья, создания сбалансированной пенсионной системы, борьбы с вредными привычками.

По словам директора Независимого института социальной политики Т.М. Малевой, руководство страны сейчас движимо двумя стимулами: уменьшить последствия экономического кризиса и осуществить модернизацию социальной сферы.

Базовым параметром она считает рынок труда. С 1990-х годов России удавалось избегать взрывного роста безработицы, но российский рынок труда всегда расплачивался снижением заработной платы.

Рыночное здание, которое начал строить Е.Т. Гайдар, до сих пор не достроено, заявил академик РАН, заведующий кафедрой экономической теории и политики АНХ при Правительстве РФ А.Г. Аганбегян. Наша социальная система не вписывается в эту структуру. У нас до сих пор существуют советские пенсии, дотации на жилье (в Москве — до 50%), сохраняется бесплатное здравоохранение, значительная часть бесплатного образования. Государство не в состоянии обеспечить достойные пенсию, здравоохранение и образование, поскольку у него нет денег.

После кризиса необходимо определить, какая концепция социальной сферы нам нужна с учетом специфики нашей страны, но и с учетом того, что мы — рыночная страна. Аганбегян предлагает начать с реформы заработной платы: повысить ее в полтора-два раза при одновременном изменении ее структуры.

Вечерние пленарные дискуссии шли одновременно по трем направлениям. Основные тезисы дискуссии по теме «Пространство инноваций» определил руководитель Администрации президента РФ С.Е. Нарышкин: точки экономического роста и точки инноваций связаны со всей территорией страны; наиболее подходящим местом для инновационного развития являются крупные города, поскольку обладают необходимой инфраструктурой, профессиональными кадрами, но эти города остаются индустриальными, и нужно, чтобы они переходили к инновационной экономике; необходимо использовать в качестве центров инновационного развития города второго плана — менее крупные; необходима стратегия пространственного развития регионов.

Для того чтобы осуществить задачи, поставленные руководством страны, нужно восстановить уровень монетизации экономики (изменить принципы эмиссии ЦБ РФ), разработать специальное законодательство по инновационному развитию, развивать венчурное финансирование производства, создать комплиментарную среду для науки. Такой вывод сделал президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин.

Губернатор Томской области В.М. Кресс, губернатор Новосибирской области В.А. Толоконский и губернатор Иркутской области Д.Ф. Мезенцев остановились на направлениях инновационного развития своих регионов.

Дискуссию по теме «Новые вызовы для денежно-кредитной политики» открыл первый заместитель председателя Банка России А.В. Улюкаев. Он, в частности, сказал, что курс рубля может пойти к верхней границе бивалютной корзины в относительно близкое время. При этом он отметил, что до сих пор механизм активных и пассивных интервенций не прошел испытания с точки зрения ситуации, когда курс приближался к верхней границе плавающего коридора.

По прогнозам ЦБ РФ, дефицит бюджета РФ в 2010 году составит около 5% ВВП. Кумулятивная налогооблагаемая база в 2010 году будет больше, соответственно доходы бюджета должны быть больше, что упрощает задачу денежных властей с точки зрения стерилизации денежного предложения.

В дискуссии по денежно-кредитной политике также приняли участие директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ (в 1995—1998 годах первый заместитель председателя Банка России С.В. Алексашенко), член совета директоров ЗАО «ВТБ Капитал» (в 1995—1998 годах председатель Банка России) С.К. Дубинин, профессор Колумбийского университета (США) Падма Десаи, управляющий директор инвестиционной группы «Ренессанс Капитал» А.В. Моисеев, руководитель направления анализа денежно-кредитной политики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования О.Г. Солнцев, руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» ИЭПП С.М. Дробышевский.

23 января 2010 года трехдневная Международная конференция провела пленарную дискуссию по теме «Время инноваций», которую открыли ректор АНХ при Правительстве РФ В.А. Мау и директор по инновационному развитию Российской корпорации нанотехнологий РОСНАНО Ю.А. Удальцов.

Генеральный директор РОСНАНО А.Б. Чубайс посвятил свое выступление попытке осмысления строительства инновационной экономики в России. Выводы, которые он сделал, заключаются в следующем: инновационное развитие не было достигнуто ни в советские, ни в российские времена; у нас уже совсем не осталось времени на размышления, нужно действовать; никаких социальных и экономических механизмов, которые бы блокировали инновационное развитие, нет. Основной же вывод таков: инновационное развитие является сложной социально-экономической задачей, настоящей реформой, но которая может быть решена в кратчайшие сроки.