Лечить ДМС


Текст | Ольга ЛИСИЦЫНА


На здоровье сегодня экономят — услуги ДМС, еще недавно пользовавшиеся хорошим спросом у корпоративных клиентов и частных лиц, теперь не столь популярны. Ведущие игроки российского страхового рынка ищут пути выхода из этой ситуации.

Рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) переживает сложные времена. Согласно исследованию ВЦИОМ о влиянии кризиса на страховую отрасль, опубликованному в начале октября 2009 года, большинство россиян, 53%, сегодня не прибегают к услугам страховых компаний. При этом, как отмечается в исследовании, в настоящее время ДМС пользуются лишь 6% населения (в 2004 году — 21%).

О том, что сборы по ДМС падают, в течение 2009 года неоднократно говорили и сами страховщики, и представители экспертного сообщества. Так, в обзоре «Рынок добровольного медицинского страхования в I полугодии 2009 года», подготовленном рейтинговым агентством ЭКСПЕРТ РА, отмечается: «По итогам первого полугодия 2009 года рынок ДМС сократился вместе с рынком и упал на 7%, составив 49 970 млн руб.». При этом эксперты рейтингового агентства прогнозировали, что темпы падения этого рынка вряд ли ускорятся, а «по итогам 2009 года по сравнению с 2008 годом снижение объемов ДМС не превысит 7%, составив 67—68 млрд руб.».

«Проседание» рынка ДМС — в России и по сей день в основном рынка корпоративного страхования — объясняется несколькими причинами. Во-первых, в условиях кризиса многие представители корпоративного сектора, где еще недавно предоставление полисов ДМС работникам считалось хорошим тоном, оптимизируя расходы, стали пересматривать свои социальные корпоративные программы. Речь не всегда шла о полном отказе от ДМС, иногда только о сокращении пакета услуг, численности застрахованных и пересмотре условий корпоративных договоров в пользу более дешевых продуктов. Во-вторых, у страховщиков уменьшилось число новых корпоративных клиентов — компании, еще не заключившие договоры по ДМС, но собиравшиеся это сделать в ближайшем будущем, на период кризиса решили повременить с этим шагом. В-третьих, страховые компании столкнулись с резким ростом цен на услуги в медицинских учреждениях.

Третья тенденция, а также состоявшийся осенью 2009 года громкий разрыв договорных отношений между ОСАО «Ингосстрах» и сетью клиник «Семейный доктор» по инициативе страховщика вызвали дискуссию о наболевших и обострившихся в кризис проблемах во взаимоотношениях страховых компаний и медучреждений. Представители страхового сообщества все чаще начали говорить о недобросовестном поведении некоторых частных клиник — не только повысивших стоимость услуг, но и зачастую пытающихся компенсировать свои кризисные убытки за счет страховых компаний и пациентов, навязывая последним совсем не требующиеся им обследования, процедуры, консультации, которые, соответственно, повышают стоимость лечения.

Впрочем, сложная ситуация стимулировала страховые компании искать новые пути развития ДМС. Так, крупные игроки, несмотря на не самую благоприятную ситуацию на страховом рынке, активизировали работу по открытию собственных медицинских центров, наличие которых позволяет страховщику и контролировать качество оказываемых пациенту медицинских услуг, и практически свести на нет практику «накруток» счетов. Таким путем идут ОСАО «Ингосстрах» (сеть многопрофильных клиник «Будь здоров» в Москве, Санкт-Петербурге и Саратове, в 2010 году будут открыты медучреждения еще в четырех российских городах), страховая компания «Чулпан» (медицинский центр «Чулпан-Медицина» в Нижнекамске), РЕСО-Гарантия (медицинские центры MedSwiss в Москве и Московской области, стоматологическая клиника «Добрый доктор» в Москве, «Скандинавия клиник» в Санкт-Петербурге), «АльфаСтрахование» (клиники «Альфа-Центр Здоровья» в Москве, Перми и Кирове, в ближайшие два года планируется открыть многопрофильные медицинские центры в других городах РФ) и ряд других компаний.

Кризис на рынке ДМС стал поводом и для возобновления другой дискуссии. Представители и страховых компаний, и частных медицинских учреждений вновь начали говорить о реформе существующей системы медицинского страхования. А именно, о предоставлении частным клиникам возможности принимать полноценное участие в обслуживании пациентов по программам ОМС и внедрении принципа софинасирования: пациент получит право использовать для своего лечения средства и ОМС и ДМС, по принципу «одного счета». Впрочем, пока это предложение остается лишь идеей — чтобы воплотить ее в жизнь нужно выполнить по крайней мере два условия: изменить действующее законодательство и повысить сегодняшние тарифы по ОМС.