Учиться по-новому


Текст | Людмила САМОЙЛОВА


2010 год, объявленный в России Годом учителя, пройдет под знаком модернизации системы общего образования.

Одним из центральных вопросов, поднятых в Послании президента России Дмитрия Медведева Федеральному собранию 12 ноября 2009 года, стала образовательная инициатива «Наша новая школа». Эта тема возникла в послании президента РФ уже во второй раз — впервые эта идея была озвучена 5 ноября 2008 года в первом обращении Дмитрия Медведева к парламенту. Тогда президент сказал: «Главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена национальная образовательная стратегия — инициатива “Наша новая школа”».

Из президентского послания 2009 года стало известно, что инициатива подготовлена. Дмитрий Медведев подробно рассказал о пяти ее основных составляющих. Суть в следующем. Во-первых, в 2010 году планируется разработать и ввести в действие новые требования к качеству образования. ЕГЭ, по мнению Дмитрия Медведева, должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. «Корме того, мы введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей. Особое внимание надо уделить старшеклассникам. Программы их обучения будут прямо связаны с выбором специальности», — сказал президент.

Во-вторых, предполагается расширение функциональности школ — они должны превратиться в центры творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В обучении упор будет делаться на развитие индивидуальных способностей каждого ученика. Обновить придется не только содержание образовательных программ, но и облик школ. Ветхие и аварийные здания должны кануть в прошлое. Новые нормы проектирования школ будут базироваться на концепции «умного» дома — с современными хорошо оборудованными классами и кабинетами, позволяющими внедрять передовые технологии обучения, просторными помещениями для занятий спортом, комфортными столовыми, полностью оснащенными медицинскими кабинетами. «Все школы будут иметь доступ уже не к обычному, а к широкополосному Интернету», — пообещал Дмитрий Медведев. В ходе архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий, они станут использоваться повсеместно уже с 2011 года. Не забыто и здоровье подрастающего поколения — в 2010 году вводится новый норматив занятий физкультурой: не менее трех часов в неделю. Также большое внимание планируется уделить созданию безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов.

В третьих, предполагается решить давний вопрос, связанный с предоставлением школам большей самостоятельности — как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в финансовых вопросах. Дмитрий Медведев отметил, что со следующего года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов в приоритетном национальном проекте «Образование», и школы, преобразованные в автономные учреждения. «Обязательная отчетность таких школ будет резко сокращена в обмен на, естественно, открытость информации о результатах работы. С директорами таких школ будут заключены контракты, предусматривающие особые, с учетом качества работы, контрактные условия труда», — добавил он.

В-четвертых, государственная и частная школы должны иметь равные права.

И наконец, в-пятых, система педагогического образования будет модернизирована. На базе лучших вузов и школ планируется внедрить обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации учителей. Педагогические вузы будут постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. Последний пункт, кстати, вызвал неоднозначную реакцию в российском учительском сообществе, которое в большинстве своем очень позитивно восприняло остальные образовательные инициативы, изложенные в послании президента.

Кроме того, поскольку в обучении старшеклассников планируется сделать упор на профессиональную специализацию, в школы будут привлекаться учителя, которые могут обеспечить более качественное профильное образование, в том числе и квалифицированные специалисты, которые не имеют педагогического образования.