Техническая перезагрузка


Текст | Ольга ГУСЕВА


В конце года в спешном порядке были приняты изменения в ФЗ «О техническом регулировании». Использованию в России международных техрегламентов дан зеленый свет, однако эксперты считают, что проблем от этого только прибавится.

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О техническом регулировании”» был внесен в нижнюю палату парламента президентом РФ Дмитрием Медведевым 16 декабря и в течение недели прошел все три чтения. Как сказано в пояснительной справке к документу, законопроект направлен на совершенствование механизма технического регулирования в Российской Федерации в целях создания условий для ускоренного обновления нормативно-технической базы, устанавливающей обязательные требования к продукции и процессам. Разработчики изменений также признают, что принятый в 2003 году ФЗ «О техническом регулировании» на деле оказался нежизнеспособен. «Практика применения Федерального закона «О техническом регулировании» показала довольно низкую эффективность заложенных в нем правовых институтов — за семилетний период реформы технического регулирования принято всего лишь 11 технических регламентов. Механизм принятия технических регламентов оказался крайне неэффективным — согласование документов на межведомственном уровне затягивается на годы». Напомним, изначально оптимистично предполагалось, что к 2010 году будет принято 400—700 федеральных технических регламентов; с 1 июля 2010 года техрегламенты должны были заменить систему советских ГОСТов, СНиПов и СанПиНов.

В поправках содержатся две основных новации. Во-первых, законодательно закрепляется применение в России стандартов ЕС, а также Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии в случае отсутствия аналогичных российских технических регламентов. Соответственно вводятся два режима технического регулирования: отечественные компании могут сами определять, по какому стандарту работать — иностранному или традиционному российскому. Кроме того, законопроектом отменяется норма, предусматривающая прекращение действия системы традиционных российских требований и стандартов с 1 июля 2010 года.

Во-вторых, расширяются полномочия Правительства РФ и федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, по формированию современной нормативно-правовой базы в области технического регулирования. До изменений правом принятия технических регламентов обладала только Государственная дума. Теперь Правительство РФ получает право введения на альтернативной основе требований технических регламентов стран Таможенного союза, норм и правил Европейского союза в тех сферах технического регулирования, где в установленные сроки не были приняты технические регламенты. «Для принятия технического регламента в форме нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию предлагается предусмотреть порядок, аналогичный порядку разработки и принятия постановления Правительства Российской Федерации, то есть с соблюдением всех правил публичности. Для ускорения процесса разработки и принятия технических регламентов в данной форме устанавливается, что решение об утверждении (отклонении) технического регламента принимается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию на основании результатов голосования по проекту технического регламента на заседании экспертной комиссии, в состав которой должны входить представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Закон вызвал неоднозначную реакцию в экспертном сообществе. С одной стороны, многие аналитики признают, что найден элегантный способ вывода из кризиса забуксовавшей реформы техрегулирования. С другой стороны, вызывают беспокойство некоторые положения законопроекта, особенно то, что из общего правила изымается принцип открытого бесплатного доступа к документам по стандартизации. Это связано с обязательствами России, вытекающими из лицензионных договоров с обладателями исключительных прав на стандарты как результаты интеллектуальной деятельности, а также из норм международного права. Иными словами, если гражданин РФ захочет ознакомиться с содержанием того или иного иностранного стандарта, за это, может быть, придется заплатить, ведь лицензионные права на стандарты, в том числе иногда предусматривающие и плату за доступ к ним, принадлежат иностранным правообладателям.