Рынок труда оживает


Текст | Алексей ВАСИЛЬЕВ


Рынок труда вернется к докризисному состоянию в 2011 году. Такое мнение высказало большинство (23%) опрошенных в ходе ежегодного исследования рынка труда, проведенного компанией Morgan Hunt. 20% респондентов прогнозируют возврат к докризисным показателям в 2012 году, а 18% ждут изменений уже осенью 2010 года.

Исследование было проведено в ноябре 2009 года с целью выявить основные тенденции в области кадровой политики работодателей в 2009 году, а также определить прогнозы экспертов на 2010 год. В опросе приняли участие представители 100 российских и международных компаний из различных отраслей бизнеса: банковского, финансового, инвестиционного секторов, легкой и пищевой промышленности, страхования, торговли, тяжелой промышленности, фармацевтики и медицины, IT и телекоммуникаций, нефтегазовой промышленности и сферы профессиональных услуг.

Большую часть компаний, принявших участие в исследовании, составили компании с численностью персонала свыше 1000 сотрудников (46%), причем 63% опрошенных компаний — иностранные структуры. 40% респондентов занимают должность директора по персоналу, 20% — менеджера по персоналу, 20% составляют руководители различных подразделений, не относящихся к HR-функции, что говорит об интересе менеджеров к вопросу управления персоналом.

Оценивая положение компании на рынке, респонденты разделились следующим образом: 37% опрошенных отметили, что ситуация улучшилась по сравнению с 2008 годом или осталась без изменений. Об ухудшении ситуации сказали 26% опрошенных. Говоря об отрасли в целом, больше половины респондентов (53%) отметили некоторое улучшение по сравнению с началом 2009 года. Некоторое ухудшение и значительное ухудшение отметили 24% и 6% опрошенных соответственно. Большинство участников исследования (58%) смотрят в будущее с оптимизмом и ожидают улучшения показателей работы компании в течение следующего года.

Один из главных вопросов уходящего года — сокращения персонала. 44% компаний заявили, что численность их сотрудников в 2009 году сократилась, при этом более половины всех опрошенных компаний (52%) проводили сокращения персонала. 13% отметили, что сокращения были, но в конце 2008 года. О том, что сокращений не было, заявили 35% компаний. Как позитивный тренд можно отметить 28% компаний, численность персонала в которых в 2009 году увеличилась.

Лидером по сокращениям является финансовая сфера (банки, страховые и инвестиционные компании, кредитные организации) — здесь сокращения провели 90% работодателей. Производственные компании пережили кризис легче: даже при сокращениях персонала общая численность сотрудников была компенсирована новым набором и в результате даже увеличилась. Столпом стабильности в 2009 году можно назвать IT-компании и особенно сферу фармацевтики и медицины: представители этих отраслей о сокращениях не заявили.

Больше всего во время сокращений пострадал административный персонал (35% опрошенных компаний), а также отдел продаж (31%), обслуживание клиентов (28%), бухгалтерия (28%) и IT (25%). Меньше всего пострадала логистика (5%) и закупки (10%). Больше всего сокращали специалистов — о сокращениях на этом уровне заявили 38% опрошенных. На втором месте оказались менеджеры среднего звена — их сократили 20% компаний. В 18% компаний сокращения прошли на всех уровнях.

По результатам исследования, четверть опрошенных работодателей (25%) сократили 5—10% от общей численности персонала, 10% — от 10 до 15% сотрудников и только 5% компаний сократили половину своих сотрудников, причем последние относятся преимущественно к финансовой сфере.

В 2010 году 76% компаний не планируют сокращать персонал, однако еще 10% респондентов выразили мнение, что сокращения будут, хотя и не планируются. 44% компаний уже ведут набор нового персонала, еще 35% намерены возобновить подбор в 2010 году, но по-прежнему немалая доля (21%) опрошенных не планируют набирать новых сотрудников.

Почти все опрошенные компании используют более одного ресурса при подборе персонала. Самым популярным является собственный подбор (86%), за ним следуют рекомендации сотрудников (73%). Это свидетельствует о возросшей тенденции сокращать до минимума затраты на подбор персонала и делать это своими силами. В новом году компании намерены решать кадровые задачи в прежнем составе: 84% работодателей не планируют расширение или сокращение численности сотрудников в службе персонала.

Услугами рекрутинговых компаний в 2009 году пользовались 69% компаний, что для кризисного года хороший показатель. К популярному источнику информации можно также отнести Интернет: размещение вакансий на job-сайтах и на собственном корпоративном сайте используют 57% и 50% компаний. Аутсайдером являются ярмарки вакансий: их отметили всего 18% компаний, что можно объяснить сокращением и заморозкой подбора персонала на начальные позиции, который обычно и ищут на таких мероприятиях.

В отношении требований к кандидатам мнения разделились практически поровну: 54% опрошенных заявили, что требования не изменились, а 46% отметили, что требования возросли. Ответ «требования снизились» не выбрал ни один из респондентов. При этом более половины опрошенных (55%) отметили, что продуктивность сотрудников их компаний в кризисный год повысилась.

Среди других позитивных тенденций прошлого года можно отметить подход к обучению персонала. 86% компаний в 2009 году занимались развитием сотрудников, несмотря на то что расходы на обучение сократились в 55% компаний (что вызвано сокращением бюджетов и политикой экономии). 71% от общего числа опрошенных компаний обучал персонал своими силами, а 63% привлекали внешних провайдеров, при этом большинство компаний совмещали оба подхода. Отказались от обучения только 3% компаний, и столько же заявили, что практики обучения сотрудников не было вообще.

Тренинги являются абсолютным лидером среди форм обучения: их назвали 84% опрошенных. Заметно отстают от них конференции и наставничество — по 55%. Популярно также дистанционное обучение (53%) и стажировки сотрудников в офисах компании в других регионах (47%). Второе высшее образование в 2009 году оплатили своим сотрудникам только 10% опрошенных компаний. Как отмечали респонденты, кризис дал толчок развитию внутренних тренеров и повышению их профессионализма, и это одно из позитивных влияний кризиса.

В 2010 году более 90% компаний планируют заниматься обучением персонала. 73% собираются обучать сотрудников своими силами, а 60% готовы обращаться к провайдерам, причем большинство компаний будут применять смешанный подход: часть программ проводить сами, а часть отдавать на аутсорсинг.

Один из острых вопросов рынка труда — заработные платы. 56% респондентов заявили, что базовые оклады сотрудников в их компаниях в 2009 году не изменились. Почти треть (32%) отметили, что оклады были увеличены. Что касается премиальных выплат по итогам 2009 года по сравнению с предыдущим годом, половина опрошенных не ожидает никаких изменений. О снижении заявили 32%, а 13% компаний заплатят своим сотрудникам даже больше, чем по итогам 2008 года.

В отношении социальных льгот рынок разделился: 40% компаний сократили расходы на социальные льготы сотрудникам, 55% сохранили их на прежнем уровне и только 5% увеличили расходы. 60% работодателей сохранили все льготы и объем, в котором они предоставляются, 25% сократили и объем, и перечень льгот, а 10% работодателей отменили все льготы.

Как показал опрос, самой популярной льготой является оплата сотовой связи. Ее предоставляют 92% компаний. На втором месте — ДМС (84%) и служебный автомобиль для отдельных категорий сотрудников (81%). Оплачивать фитнес-клуб готовы только 5% работодателей. Больше всего среди социальных льгот в 2009 году пострадали ДМС, оплата обедов и оплата обучения — по 10% компаний заявили об их отмене. Среди работодателей более щедры на льготы компании из сферы FMCG (товары повседневного спроса. — Ред.), а в банковской сфере льготы были серьезно урезаны.

Развитие брэнда работодателя — популярная, но затратная мера, однако можно отметить, что только 12% компаний не вносят ее в число своих планов. В 61% компаний работа по укреплению HR-брэнда уже ведется, а 27% компаний ее планируют.

В целом стоит сказать, что руководители, менеджеры и специалисты по персоналу настроены позитивно: абсолютное большинство (78%) респондентов ожидают, что в 2010 году ситуация на рынке труда будет лучше, чем в 2009-м.