Производственный бизнес: факторы успеха


Текст | Петр ИВАНОВ


В декабре 2009 года Северо-Западный региональный центр КПМГ представил результаты очередного исследовательского проекта, посвященного работе производителей промышленной и потребительской продукции в Европе и Северо-Западном регионе России.

В исследовании «Выживание или процветание. Работа промышленных компаний и компаний потребительского сектора в условиях кризиса» приняли участие более 100 респондентов из десяти стран Центральной, Восточной Европы и Северо-Западного региона России. Оно позволило прояснить ключевые факторы успеха, а также операционные результаты деятельности компаний — производителей промышленных и потребительских товаров.

Для оценки финансовых результатов компаний были рассмотрены три основных критерия: рост, рентабельность и производительность труда.

Согласно проанализированным данным, за истекший год, производители показали рост объема выручки на уровне, близком к 15%, темп роста производительности составлял 10%, компании продемонстрировали невысокий рост численности персонала.

Исследователи также отметили, что, например, Россия и Румыния показали более высокие результаты по этим трем показателям, чем Чехия и Польша.

Девид Бамбер, управляющий партнер Северо-Западного регионального центра КПМГ в России и СНГ, так прокомментировал эти выводы: «Высокий уровень производительности труда позволит российским компаниям с минимальными потерями выйти из кризиса и обеспечит им блестящие перспективы роста в будущем. Вместе с тем в поисках возможностей для дальнейшего роста компаниям следует сосредоточить внимание не только на вопросе производительности труда.

Представители огромного числа российских компаний заявили о необходимости одновременно с работой по развитию клиентской базы и увеличению доли на рынке сконцентрировать усилия на формулировке и разработке стратегии. Конечно, на первый взгляд может показаться, что эти задачи решить крайне сложно, однако для того чтобы быть готовыми к новым условиям и выгодно отличаться от конкурентов, что является залогом дальнейшего процветания, необходимо четко осознать всю важность пересмотра стратегии.

Не может не радовать тот факт, что именно этому вопросу придают большое значение многие участники исследования. По сути, это означает, что бизнес приспосабливается и адекватно реагирует на новые рыночные условия и осознает, что возврат докризисных рыночных реалий вряд ли возможен».

По данным аналогичного исследования, проведенного КПМГ в странах Центральной и Восточной Европы в 2005 году, тогда чуть более 5% компаний были убыточными, в то время как в 2009 году убытки понесли уже 20% компаний. В последнем исследовании также фигурирует более высокий процент прибыльных компаний: более 20% компаний показали более чем 15-процентную прибыли до налогообложения. Для сравнения: менее 15% компаний показали такие результаты в 2005 году.

На вопрос об ожиданиях в отношении темпов роста выручки и объемов продаж свыше 30% респондентов из Северо-Западного федерального округа ответили, что в течение следующих трех лет ожидают роста выручки на уровне 15%, а роста объемов продаж на уровне 10—20% ожидают свыше 50% респондентов.

Что касается производительности, химическая промышленность и другие перерабатывающие отрасли продемонстрировали более высокую продуктивность, так как эти отрасли больше полагаются на основные средства, нежели на человеческие ресурсы. Обратным образом дела обстоят в автомобильной отрасли, где большая часть игроков использует сборочное производство, которое в большой степени задействует ручной труд.

«Удачным для Северо-Западного федерального округа является то обстоятельство, что в регионе действуют предприятия самых разных отраслей — от предприятий нефтегазовой отрасли до предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, автомобилестроения, информационных технологий и телекоммуникаций, розничной торговли, металлургии, пищевой и тяжелой промышленности. Это обстоятельство в сочетании с государственной программой поддержки промышленного сектора способствует усилению позиций округа как на федеральном, так и на мировом уровне и позволит компаниям не только успешно преодолеть серьезный экономический кризис, но и по-прежнему оставаться привлекательными объектами для инвестиций в будущем», — заявил Дэвид Бамбер.