Поторгуемся


Текст | Татьяна БЕЛОВА


Вокруг Закона о торговле разгорелись нешуточные страсти.

Свершилось! Закон о торговле принят Государственной думой, теперь на очереди Совет Федерации, который должен рассмотреть его на своем последнем в 2009 году пленарном заседании, а затем утверждение документа президентом РФ. То, что волевым решением властей работа над законом была ускорена, вполне понятно — иначе обсуждение могло затянуться на месяцы, а может, и годы. Впрочем, если случится, что последние этапы нашумевший закон пройдет гладко и вступит в силу, как и планировалось, в феврале 2010 года, споры вокруг него не улягутся еще долго, и новых корректировок документу, скорее всего, не избежать.

Разговоры о том, что России пора принимать Закон о торговле, ведутся уже лет пять. И все это время спорный законопроект, ставший яблоком раздора между производителями и продавцами, мучительно переписывался. В 2009 году первые лица страны решили форсировать затянувшуюся законотворческую работу. О необходимости скорейшего введения Закона о торговле неоднократно говорили президент РФ Дмитрий Медведев и председатель Правительства РФ Владимир Путин.

Новая редакция законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» поступила в Государственную думу летом. В первом чтении законопроект был принят 11 сентября. Затем последовала стадия обсуждения и переработок, на несколько месяцев отложившая второе чтение. Наивысшего напряжения ситуация достигла в начале декабря, когда по поводу законопроекта случилась острая публичная дискуссия между первым вице-премьером РФ Виктором Зубковым, командой которого документ был переработан с учетом интересов сельхозпроизводителей, и помощником президента РФ Аркадием Дворковичем, выступающим за смягчение норм закона для розничных торговых сетей и представлявшим мнение Государственно-правового управления Администрации президента РФ. В конце концов, в нижнюю палату парламента из Правительства РФ поступила обновленная редакция документа. Второе чтение законопроекта о государственном регулировании торговли состоялось 16 декабря, и, наконец, 18 декабря он был принят в третьем, окончательном чтении.

Итак, закон, вводящий единую систему правил работы компаний розничной торговли, призванный сделать прозрачными отношения между производителями и продавцами, а также защитить потребителей от монополизма в сфере розничной торговли, принят в правительственном варианте, хотя некоторые пожелания его критиков учтены. Самых спорных и известных норм три. Первая: с целью предотвращения монополизации региональных рынков крупными торговыми сетями вводятся ограничения для ритейлеров на приобретение дополнительных торговых площадей, если их объем реализации продукции превышает 25% рынка на уровне субъектов РФ, городских округов и муниципальных районов. Для торговых сетей, имеющих такую долю в границах городского округа или муниципального района, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, ограничение вводится с 1 июля 2010 года. Второе: ритейлеры обязываются к публичному, через Интернет, раскрытию основных условий отбора поставщиков. Третье: вознаграждение (бонус) сети за исполнение условий договора поставки не может превышать 10% от его суммы, при этом запрещается назначение бонусов для социально значимых продуктов. Кроме того, установлены максимальные сроки оплаты за поставленную продукцию — в зависимости от сроков годности товаров (10, 30 и 45 дней). Если в субъекте РФ в течение последних 30 календарных дней рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, Правительство РФ может устанавливать предельно допустимые розничные цены на продовольственные товары на срок не более 90 календарных дней.

Разработчики закона надеются, что новые нормы облегчат жизнь региональным производителям и поставщикам, уставшим от порой несправедливого диктата торговых сетей. Однако эксперты указывают, что подобный эффект будет, как говорится, долгоиграющим и проявится не сразу. Позитивные ожидания от законопроекта также связаны со снижением цен в магазинах, что, по мнению аналитиков, весьма сомнительно. В новых условиях ритейлерам придется перестраивать свою политику, а связанные с этим издержки многие из них попытаются компенсировать традиционным для России способом — за счет потребителя.