Налоговая либерализация


Текст | Владимир УВАРОВ


Государственной думой принят законопроект, смягчающий уголовную ответственность за налоговые правонарушения.

У законопроекта об изменении условий привлечения к уголовной ответственности за налоговые правонарушения непростая судьба. Он был внесен в Государственную думу «Единой Россией», одним из авторов и инициаторов его рассмотрения был спикер Госдумы и глава фракции «Единой России» в нижней палате парламента Борис Грызлов.

Представляя документ, его разработчики указывали, что он направлен на декриминализацию сферы уплаты налогов и призван ограничить практику уголовного преследования налоговых уклонистов, нередко служащую одним из способов «закошмаривания» бизнеса. Документом вносятся поправки в Налоговый кодекс, закон «О милиции», Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Во-первых, смягчаются условия привлечения к уголовной ответственности нарушителей налогового законодательства: в несколько раз увеличиваются пороговые суммы неуплаченных налогов, с которых начинается уголовное преследование. Во-вторых, в законопроекте предусмотрены послабления для тех, кто впервые совершил налоговые преступления: они освобождаются от уголовной ответственности, если до окончания предварительного расследования выплатили государству свои долги — недоимку, пени и штрафы. В-третьих, ограничиваются возможности органов МВД по возбуждению уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.

В первом чтении законопроект был принят депутатами в октябре 2009 года. Через некоторое время в своем ежегодном послании Федеральному собранию его поддержал президент РФ Дмитрий Медведев. Однако незадолго до второго чтения в прессе появилась информация, что некоторые положения законодательной новации вызывают серьезные возражения у Министерства внутренних дел и Генеральной прокуратуры, настаивающих на корректировке слишком либеральных, с их точки зрения, положений документа. Тогда же стало известно, что на сайте Министерства финансов появилось две во многом противоречащих друг другу редакции законопроекта.

18 декабря в установленном порядке депутаты приняли законопроект, а затем и в третьем чтении — на последнем пленарном заседании 2009 года 23 декабря. Ко второму чтению в текст документа было внесено внушительное количество поправок, однако его ключевые положения удалось сохранить. В частности, по сравнению с изначальным вариантом увеличились суммы, которые признаются крупным и особо крупным размером неуплаченных налогов. Для физических лиц с 100 тыс. руб. они выросли до 600 тыс. руб. (в первой редакции — 500 тыс. руб.) за три финансовых года подряд. Доля неуплаченных налогов должна превышать 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, либо 1,8 млн руб. (сейчас это 300 тыс. руб., в изначальном варианте предлагалось 1,5 млн руб.). Особо крупный размер неуплаченных налогов для граждан — сумма в 3 млн руб. (сейчас 500 тыс. руб, в первом варианте — 2,5 млн руб.) при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате либо 9,5 млн руб. (против 1,5 млн сегодня и 7,5 млн руб. в первом чтении).

Для юрлиц размер крупной суммы уклонения от уплаты налогов увеличивается с сегодняшних 500 тыс. руб. до 2 млн руб. за три финансовых года (в первом чтении — 1,5 млн руб.). Доля неуплаченных налогов должна превышать 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, либо более 6 млн руб. (1,5 млн руб. сегодня и 4,5 млн руб. в первом чтении). Особо крупный размер уклонения увеличен до 10 млн руб. (ныне 2,5 млн руб.) за три года. При этом доля неуплаченных налогов должна быть более 20%, или 30 млн руб. (в действующей редакции — 7 млн руб.).

В Уголовно-процессуальный кодекс вносится поправка, исключающая взятие под стражу лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении налогового преступления в ходе предварительного расследования до вынесения приговора. Эта мера пресечения сохраняется, если человек не имеет постоянного места жительства, скрывается от следствия или суда, нарушил ранее избранную меру пресечения.

Кроме того, следствие по налоговым преступлениям планируется передать от следственных органов МВД в Следственный комитет Генеральной прокуратуры. Эта норма должна начать действовать с 2011 года, тогда как остальные статьи закона должны вступить в силу 1 января 2010 года.