Комиссионер


Текст | Николай АБРАМОВ


Игорь Шувалов в соревновании вице-премьеров неожиданно вырвался вперед.

Что за комиссия?

Внутри правительства произошли изменения, на первый взгляд, затрагивающие только бюрократические механизмы — структуру правительственных комиссий. Речь идет о декабрьском решении президиума Правительства РФ создать из шести комиссий правительства, связанных с разными аспектами экономической политики, одну — под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Прежде всего, завершает работу Комиссия по повышению устойчивости российской экономики, именуемая в народе «антикризисной», которую возглавлял Шувалов. Вместо нее, а также вместо еще пяти комиссий появляется Комиссия по экономическому развитию и интеграции. Итак, шесть комиссий: по повышению устойчивости российской экономики; по вступлению в ВТО и ОЭСР; по экономической интеграции; по техническому регулированию; по защите интеллектуальной собственности; по таможенно-тарифному регулированию. Первые пять возглавлял Игорь Шувалов, а Комиссию по таможенно-тарифной политике — другой первый вице-премьер, Виктор Зубков.

Как пояснили «Коммерсанту» в Белом доме, поглощение пяти последних из шести сливаемых комиссий будет неполным: в составе «большой» комиссии создаются подкомиссии, соответствующие старым комиссиям, более или менее в прежнем составе. Так, Виктор Зубков сохранит пост председателя Подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию и, согласно высокопоставленному источнику в аппарате правительства, продолжит курировать это направление.

Тем не менее глава «объединенной» комиссии — Игорь Шувалов, который, по мнению наблюдателей, укрепляет тем самым свои позиции в кабинете министров.

Новая комиссия Шувалова наделена серьезными полномочиями. Если «антикризисная» комиссия под руководством Игоря Ивановича выносила решения лишь рекомендательного характера, которые затем оформлялись решением правительства, то теперь она будет, по сути, самостоятельно решать вопросы.

Официальная версия

Как заявил прессе сам Шувалов, решение о создании новой комиссии было принято на заседании президиума кабинета министров в конце декабря. Игорь Иванович связал административные изменения с решением о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана.

«Если раньше, — сказал он, — мы готовили Таможенный союз и одновременно занимались мерами оперативного реагирования на кризисные явления… одновременно какими-то другими проектами… то теперь мы входим в этап, когда в совокупности все эти процессы неразделимы».

«Это будет правительственный орган, обладающий компетенцией и возможностями заниматься экономическим развитием при достижении цели создания ЕЭП», — пояснил первый зампред правительства.

Насколько известно, первое заседание новой комиссии намечено на вторую декаду января. Там планируется подвести итоги работы старой, «антикризисной» комиссии в 2009 году и утвердить базовые рабочие соглашения по созданию единого ЕЭП, в том числе касающиеся господдержки ряда отраслей, субсидирования сельского хозяйства и доступа к инфраструктуре естественных монополий.

Две особенности «комиссионной» реформы

Первая особенность преобразований, как подчеркивает политолог Татьяна Становая, переход от специальных антикризисных механизмов к нормальной, регулярной работе, то есть возвращение к докризисным моделям в управленческой практике правительства. «Фактически, — замечает Становая, — кабинет министров этим дает понять, что антикризисные механизмы больше не востребованы и правительство возвращается к своему обычному состоянию».

Вторая особенность: речь фактически идет, по мнению Татьяны Становой, о создании второго «президиума» правительства, но под руководством Шувалова. Или можно считать новую комиссию реинкарнацией Комиссии по оперативным вопросам под руководством Олега Сосковца, первого вице-премьера в правительстве Виктора Черномырдина. Сосковец, напомним, был автономной фигурой в тогдашнем политическом истеблишменте и возглавлял, по сути, второе правительство.

В ситуации, когда во главе правительства стоит национальный лидер, схемы Сосковца, конечно, не может быть. Поэтому можно выделить третью особенность преобразований: освобождение премьера Владимира Путина от хозяйственно-распорядительных задач.

Четвертая особенность — несомненное усиление аппаратных позиций Игоря Шувалова. Положение Шувалова, по оценке г-жи Становой, становится особенным.

Накануне всех изменений он дал интервью «Коммерсанту», в котором рассказал о планах экономических реформ на 2010 год: реформа институтов банкротства, приватизации, старт реформы здравоохранения, школьного образования, продолжение пенсионной реформы.

«То есть Шувалов практически начинает курировать работу едва ли не всех вице-премьеров, становясь первым среди всех вице-премьеров и вторым после Путина», — отмечает Становая.

Контркомиссия

Владимир Путин, как истинный наследник первого президента России Бориса Ельцина, всегда придерживается принципа аппаратных сдержек и противовесов. Соблюден он и в этот раз.

Игорь Шувалов, насколько известно, оставляет пост главы Совета по развитию финансовых рынков при президенте РФ. Место Игоря Ивановича займет вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин: соответствующий указ, согласно данным «Интерфакса», должен вот-вот подписать президент России Дмитрий Медведев.

Полномочия этого совета расширяются: помимо вопросов развития финансового рынка и обеспечения его стабильности, он займется денежно-кредитной политикой и созданием механизмов единого финансового рынка в рамках ЕЭП. Согласно комментарию Шувалова, Кудрин будет заниматься развитием финансовых рынков, а он — «концентрироваться на вопросах в целом экономического развития и создания базовых институтов для создания ЕЭП».

По мнению Татьяны Становой, фактически внутри власти оформились два ключевых игрока, отвечающих за финансы и экономику.

Второй раз в ту же реку

На самом деле Игорь Шувалов изначально занимал позицию второго лица в правительстве Путина образца 2008 года, в котором группа вице-премьеров играет роль своеобразного аналога Политбюро, — позицию первого вице-премьера, стоящего над другими заместителями председателя правительства.

Дело в том, что политический лидер Владимир Путин занял административно-хозяйственное кресло премьера — без намерения выполнять те задачи, которые решали Черномырдин, Кириенко, Касьянов, Фрадков и Зубков: премьеры-хозяйственники. Значит, кто-то в руководстве страны должен был взять на себя прежние премьерские полномочия. Этим кем-то и стал Игорь Шувалов — бывший помощник президента Путина по социально-экономическим вопросам и национальным проектам.

Однако достаточно быстро в выполнении «почти премьерских» функций у него появились конкуренты. Во-первых, сильное раздражение премьера, по слухам, вызвали публичные выступления Шувалова, где он позиционировал себя как ключевого идеолога реформ. Во-вторых, у него нашлись сильные соперники в «путинском политбюро».

Сначала в этой роли выступал другой первый вице-премьер, Виктор Зубков. Его высокое положение в кабинете Владимира Путина рассматривали в качестве утешительного приза за недолгое премьерство. Но с какого-то момента он начал прирастать полномочиями. Если первоначально он отвечал только за агрокомплекс (правда, получив параллельно пост председателя совета директоров АО «Газпром»), то постепенно в сферу его ведения вошли экологическая политика, развитие лесного и водного комплексов, торговля, таможенно-тарифная политика. То есть Зубков оформился как куратор полноценного сектора координации работы кабинета министров.

Следующим стал Игорь Сечин — вице-премьер, отвечающий первоначально за ТЭК, но постепенно расширивший зону влияния. Тем более что Сечин, пожалуй, ближайший соратник Владимира Путина. Со временем, особенно в период кризиса, он стал восприниматься чуть ли не как человек, осуществляющий оперативное руководство правительством.

Ходило немало слухов об остром противостоянии Шувалова и Сечина в кризисные месяцы. Всего пару месяцев назад поговаривали о скором уходе Шувалова из правительства в силу идеологических расхождений с Сечиным и Зубковым, а также в силу резкого уменьшения аппаратного влияния.

Но карты легли иначе — и Шувалов вновь оказался на коне.

Московский юрист в питерском царстве

Игорь Иванович Шувалов — примечательная фигура в российском политическом руководстве. Своим взлетом он во многом обязан видному в конце 90-х — начале 2000-х годов банкиру и олигарху Александру Мамуту.

Дело в том, что юрист-международник и цивилист из Московского университета Шувалов после ухода из Правового департамента МИДа занимался адвокатской практикой в интересах бизнес-империи Мамута. К середине 90-х он стал главой юридической компании этой империи — адвокатского бюро АЛМ (расшифровывается как «Александр Леонидович Мамут»).

В 1997 году Шувалов был назначен директором департамента госреестра федеральной собственности Госкомимущества России, а затем заместителем министра государственного имущества. А в 1998 году последовало новое назначение — главой Российского фонда федерального имущества, распорядителя госсобственности.

В 2000 году Шувалов попал в группу новых управленцев, подобранных в команду второго президента России Владимира Путина Администрацией президента во главе с Александром Волошиным. Тогда без году неделя работавший министром финансов и еще меньше первым вице-премьером по экономике Михаил Касьянов был назначен председателем Правительства РФ, а не менее «свежий» человек в структурах государственного управления экономикой Игорь Шувалов — руководителем Аппарата Правительства РФ.

Оба чиновника были замкнуты, как утверждают, на того же Александра Волошина. Многоначалие в правительстве, как известно, сильно тяготило Михаила Касьянова, что приводило к трениям с такими самостоятельными фигурами в его кабинете, как министр экономического развития Герман Греф, министр финансов Алексей Кудрин. И Игорь Шувалов, которого Касьянову, в отличие от первых двух чиновников, имевших (и имеющих) прямой контакт с президентом Путиным, к 2003 году удалось «съесть» и заменить своим ближайшим соратником Константином Мерзликиным.

Тем не менее карьера Шувалова на этом не закончилась: он назначается на скромную должность помощника президента по разработке национальных проектов (мало кто знает, но истинным автором идеологии национальных проектов является именно он). Но через короткое время становится заместителем руководителя Администрации президента, курирующим социально-экономическую проблематику, то есть, по сути, работу правительства Касьянова.

В том же положении он остался и по отношению к правительствам Фрадкова и Зубкова, то есть его назначение в 2008 году «главным по хозяйству» вполне закономерно.

Шувалов, как и Владислав Сурков или Алексей Громов, не принадлежит к «питерской» группе, что лишает их возможности пользоваться фактором личной дружбы, которая существует в среде выходцев из Смольного времен Анатолия Собчака и к которой принадлежат, как известно, Путин, Медведев, Кудрин, Греф, Зубков, Нарышкин и другие.

«Непитерцы» — эффективные, прагматичные чиновники и технологи, не имеющие жесткой связи с идеологами и политиками, которые их привели во власть. Что не исключает существования вполне определенных взглядов: тот же Шувалов, несомненно, придерживается либеральных и при этом немонетаристских, как, например, у Алексея Кудрина, взглядов, и последовательно стремится проводить их в жизнь в рамках своих полномочий. Наверняка новая комиссия станет таким инструментом.


Кто такой Алексей Кудрин?

Алексей Леонидович Кудрин родился 12 октября 1960 года в г. Добеле Латвийской ССР, в 1983 году окончил Ленинградский государственный университет по специальности «Политическая экономия». После окончания университета — стажер-исследователь Института социально-экономических проблем Академии наук СССР (расположен в Ленинграде).

В декабре 1985 года поступил в очную аспирантуру Института экономики АН СССР. Защитив кандидатскую диссертацию, вновь занялся научной деятельностью в Институте социально-экономических проблем АН СССР.

С октября 1990 года работал заместителем председателя Комитета по экономической реформе исполкома Ленсовета. После ликвидации Комитета по экономической реформе перешел в Комитет по управлению Ленинградской зоны свободного предпринимательства. С ноября 1991 по 1992 год занимал должность заместителя председателя Комитета по экономическому развитию.

С августа 1992 по 1993 год работал председателем Главного финансового управления мэрии Санкт-Петербурга (впоследствии переименованного в Финансовый комитет.)

С 1993 по июнь 1996 года занимал должности заместителя, первого заместителя мэра, члена Правительства города, председателя Комитета экономики и финансов мэрии Санкт-Петербурга (при главах города Анатолии Собчаке и Владимире Яковлеве).

В августе 1996 года назначен заместителем руководителя Администрации президента Российской Федерации — начальником Главного контрольного управления президента Российской Федерации. (Пост руководителя Администрации президента занимал Анатолий Чубайс.)

В 1997 году назначен первым заместителем министра финансов Российской Федерации. С января 1999 года занимал пост первого заместителя председателя правления РАО «ЕЭС» России (Анатолия Чубайса).

В июне 1999 года вновь назначен первым заместителем министра финансов Российской Федерации (Михаила Задорнова, затем Михаила Касьянова).

С 18 мая 2000 года — заместитель председателя Правительства — министр финансов Российской Федерации.

С 9 марта 2004 года — министр финансов РФ.

С 24 сентября 2007 года — заместитель председателя Правительства РФ — министр финансов Российской Федерации.


Кто такой Виктор Зубков?

Виктор Алексеевич Зубков родился 15 сентября 1941 года в поселке Арбат Кушвинского района Свердловской области. В 1965 году окончил экономический факультет Ленинградского сельскохозяйственного института.

Руководил рядом предприятий агропромышленного комплекса и профильными отделами в органах власти Ленинградской области.

В 1992 году назначен заместителем начальника Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 1993 году становится заместителем руководителя Федеральной налоговой службы России — начальником Государственной налоговой инспекции по г. Санкт-Петербургу.

С 1999 года занимает пост заместителя министра РФ по налогам и сборам, совмещая его с руководством управлением этого ведомства в Санкт-Петербурге.

В 2001 году становится первым заместителем министра финансов России — председателем Комитета РФ по финансовому мониторингу. С марта 2004 года — руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу.

14 сентября 2007 года указом президента Российской Федерации назначен председателем Правительства Российской Федерации.

С 12 мая 2008 года — первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации.


Кто такой Игорь Сечин?

Родился 7 сентября 1960 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский государственный университет. После университета, насколько известно, работал в спецслужбах.

В 1988—1991 годах — в Исполкоме Ленсовета (начальник секретариата Владимира Путина). В 1991—1996 годах — в мэрии Санкт-Петербурга (начальник секретариата Владимира Путина).

В 1996—1998 годах работал в Управлении делами президента Российской Федерации, в Главном контрольном управлении президента Российской Федерации, ФСБ России (во всех трех структурах — помощником руководителя Владимира Путина).

В 1999 году руководил секретариатом первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации (Владимира Путина).

С августа 1999 года назначен руководителем его секретариата как председателя Правительства Российской Федерации.

С 2000 года — заместитель руководителя Администрации президента Российской Федерации.

С марта 2004 года — заместитель руководителя Администрации президента Российской Федерации — помощник президента Российской Федерации.

С 12 мая 2008 года — заместитель председателя Правительства Российской Федерации.