Сергей РЮПИН: о Кремле и не только

Текст | Юрий КУЗЬМИН
Фото | из архива Сергея Рюпина

Танцевальный дуэт Сергея Рюпина и Елены Хворовой надолго запомнился поклонникам бальных танцев. Еще совсем недавно эта харизматичная и очень талантливая пара считалась одной из лучших в латине. Но четыре года назад творческий звездный союз распался. Сергей ушел с паркета и посвятил себя профессионально-общественной деятельности, тренерской работе, судейству. Сейчас он член президиума Российского танцевального союза (РТС), президент Любительской лиги РТС и наставник будущих чемпионов.

— Сергей, недавно прошел 15-й юбилейный Кубок мира по латиноамериканским танцам в Кремле. Этот турнир вам хорошо известен — в разные годы вы были его участником, финалистом, призером, победителем, а однажды и членом судейской бригады. Каковы впечатления от юбилейного Кубка мира?

 

— Кубок мира в Кремле для меня очень значимое событие, как вы правильно заметили, с ним связано несколько этапов моего профессионального и творческого развития. Когда мы с Леной Хворовой танцевали в любительском спорте, то приходили на турнир как простые зрители и смотрели, как соревнуются между собой лучшие профессиональные пары России и мира. В 2000 году мы перешли в профессионалы и сами стали выступать на турнире. У нас было шесть Кубков, на пяти мы были призерами. Каждый из турниров запомнился потрясающим контактом с публикой и необыкновенной атмосферой в зале и на паркете.

В 2005 году, став победителями Кубка мира в Кремле, мы закончили совместную танцевальную карьеру, а через год мне довелось стать членом судейской бригады турнира. Потом из любителей в профессионалы перешел мой младший брат (Евгений Рюпин, он выступает в паре с Яной Покровской. — Ред.), и я по этическим соображениям уже не могу судить этот турнир, ведь Женя с Яной — его постоянные участники. Однако каждый год я присутствую на событии — либо просто наблюдаю за выступлениями как приглашенный специалист, либо сужу турниры другой категории, которые иногда дополняют основной конкурс. В этом году, например, я судил небольшой турнир по европейской программе — Кубок Supadance.

Юбилейный 15-й Кубок, как мне кажется, прошел на высочайшем уровне. Тот колоссальный опыт, который накопили за эти годы и организатор турнира — президент РТС Станислав Григорьевич Попов, и все службы, отвечающие за проведение мероприятия, и даже публика (как вы знаете, в зале много зрителей, которые ходят сюда годами), позволил в этом году создать потрясающее конкурсно-танцевальное шоу. По-моему, лучше и быть не может.

— А как вам состав участников?

 

— Очень сильный, ребята выступали просто замечательно. Уже уровень полуфинала оказался настолько высок, что судьям, как мне кажется, очень сложно было сделать свой выбор. А в финале на паркете сошлись лучшие дуэты России и мира. Исход турнира был непредсказуем — настолько сильные пары соревновались друг с другом. Единственное, что можно было предвидеть, так это кто займет первое место. Победителями стали действующие чемпионы мира Михал Малитовски и Джоана Ленис (Польша). Это заслуженная победа.

Захватывающим было и соперничество двух новых, очень сильных российских пар — чемпионов России этого года, финалистов чемпионатов мира и Блэкпульского фестиваля Сергея Суркова и Мели (еще недавно они выступали за Польшу, а в этом году решили представлять нашу страну) и вице-чемпиона мира 2006 года, победителя Кубка мира того же года Славика Крикливого и его новой партнерши — чемпионки мира среди любителей Анны Мельниковой. Сергей и Меля стали серебряными призерами, а Славик с Аней — бронзовыми.

В финал вышли также две молодые, но уже титулованные российские пары — Александр Березин с Викторией Рудковской и Евгений Рюпин с Яной Покровской, многообещающий дуэт Юстинаса Дукнаускаса и Екатерины Лапаевой из Литвы и замечательная итальянская пара — Эммануэле Сольди и Элиза Насато. Все они очень профессиональные и самобытные танцоры.

— Я из тех зрителей, что ходят на Кубок мира постоянно. По моим ощущениям, пять и более лет назад на турнире был более звездный состав участников. Здесь выступали легендарные Донни Бернс и Гейнор Фейвезэр, Брайан Ватсон и Кармен, Пол Киллик и Ханна Картунен. А из российских пар, как мне кажется, пока никто не может сравниться с вами и Еленой Хворовой и Дмитрием Тимохиным с Анной Безиковой. Может быть, это субъективное мнение?

 

— Я понимаю, о чем вы говорите, подобные ощущения возникают не только у вас, но и у многих других поклонников нашего искусства. Вообще, это очень серьезный и глобальный вопрос, который касается не столько Кубка мира в Кремле (на турнире по-прежнему собирается очень сильные и титулованные пары), сколько современных тенденций в танцевальном мире. В том, что вы сказали, есть доля истины: таких звездных имен, как раньше, сейчас нет. На мой взгляд, это объясняют два дополняющих друг друга фактора. Первый — в латине произошла смена поколений, эпоха Донни и Гейнор, Пола и Ханны, Брайана и Кармен закончилась, они ушли с паркета. Им на смену начали приходить танцоры, которые совсем недавно задавали тон в молодежном и любительском движениях. Они очень талантливы и отличаются прекрасной физической подготовкой, может быть, даже лучшей, чем была у их предшественников. С появлением этих ребят в профессиональном танце стало чуть больше спорта и техники и чуть меньше эмоциональной составляющей и харизмы — того, что доминировало у всех перечисленных вами легендарных танцоров и что принесло им фантастическую популярность.

Тут возникает второй фактор — период времени, в течение которого пара переходит сначала из молодежи в любители, а потом из любителей в профессионалы, сегодня значительно короче, чем в былые годы. Более того, раньше даже очень хорошо танцующей паре приходилось тратить годы на то, чтобы из четвертьфиналистов дорасти до полуфиналистов, и еще годы уходили на то, чтобы выйти в финал. Медленно приближаясь к лидерам танцевального мира, пара набиралась опыта — и профессионального, и жизненного, и эмоционального, встречаясь на паркете с более опытными, часто легендарными парами, она училась у них. И к тому моменту, когда танцоры, наконец, доходили до призовых мест, их мастерство было настолько отточено, что позволяло передать все оттенки эмоционального колорита танца.

Сейчас все происходит молниеносно. Позавчерашняя молодежь и вчерашние любители стремительно поднимаются до финалов профессиональных турниров и неожиданно для самих себя становятся законодателями мод в мире танцевального спорта. Как я уже сказал, эти ребята очень одаренные, у них прекрасная спортивная подготовка, но опыта мало — они не успели его наработать и лишены возможности учиться на примере более зрелых танцоров. Поэтому их выступления очень техничны, но эмоционально недостаточно выразительны.

Думаю, сегодняшние лидеры профессионального танца прекрасно понимают, чего им не хватает, и, если они будут уделять должное внимание этой составляющей своего мастерства, со временем к ним придет и эмоциональность, и выразительность, появится и харизма. И тогда они смогут быть не хуже, возможно, даже лучше тех звездных пар, которые царили на паркете в прошлом.

— Какое место, на ваш взгляд, занимает сегодня Кубок мира в Кремле среди других международных профессиональных турниров?

 

— Очень высокое. Международные профессиональные турниры можно поделить на несколько уровней по составу участников. В первом эшелоне — три события, которые проводятся в Великобритании: Блэкпульский фестиваль, чемпионат The International Championships и турнир UK. Во втором эшелоне — официальные турниры: чемпионаты мира, Европы и Кубки. Далее идут открытые турниры и турниры по приглашению. Так вот, по составу пар и мировых финалистов, принимающих участие в Кубке мира в Кремле, он вполне может конкурировать с чемпионатом Европы или мира.

Если же говорить об уровне организации и тех условиях, что создаются на московском Кубке мира для танцоров и публики, то его можно отнести к лучшим и самым красивым в мире. Это особый турнир, который нельзя спутать ни с каким другим. Он проводится по приглашениям, поэтому число его участников ограничено и здесь всего три тура. Соответственно, у организаторов появляется возможность добавить в мероприятие дополнительные краски. Это и шоу-номера между турами, и приглашение зрителей потанцевать на паркете в паузах между выступлениями. Времени, отведенного на турнир, хватает и на то, чтобы танцоры и гости события могли спокойно пообщаться друг с другом. Большое значение имеет и место проведения турнира — Кремль. Особое очарование московскому Кубку придает звучащая здесь живая музыка. И, конечно, не стоит забывать о статусе неизменного ведущего события — Станислава Григорьевича Попова, самого авторитетного человека в мире российских бальных танцев.

— Что бы вы пожелали Кубку мира по латиноамериканским танцам в Кремле и тем, кто его проводит?

 

— С точки зрения организации желать, как мне кажется, нечего — все сделано на высшем уровне.

А если говорить о составе участников, то мне очень хочется, чтобы на турнир съезжались все сильнейшие пары мира, чтобы у нас в Москве танцевал полный состав финалистов и полуфиналистов чемпионата мира и Блэкпула. Впрочем, тут многое зависит не от организаторов. Кубок мира в Кремле традиционно проводится осенью, а в это время проходит очень много танцевальных событий, и многие пары просто физически не могут приехать в Москву. Большую роль играет и конкуренция между танцорами. Если, например, через месяц после Кубка запланирован чемпионат мира и существуют две пары, претендующие на мировое первенство, они, скорее всего, не захотят встречаться друг с другом на паркете незадолго до решающего события, и наиболее вероятно, что в Москву в этом случае приедет только одна пара.

— А чтобы вы пожелали лично Станиславу Григорьевичу?

 

— Душевных сил и здоровья для выполнения всего задуманного. И, конечно, хороших отношений со спонсорами турнира — от них в наше время зависит очень многое.

— Вы упомянули о Кубке Supadance, который в этом году дополнял Кубок мира в Кремле. Насколько органично, с вашей точки зрения, он вписался в событие?

 

— Очень органично. Кубок Supadance проводился по стандарту, европейские танцы очень интересно оттенили основную программу Кубка мира, латину.

Кроме того, зрители смогли насладиться выступлениями очень талантливых танцоров. В России сейчас есть несколько молодых пар, которые показывают высочайший уровень в европейской программе. Они принимали участие в Кубке Supadance, и две из них заняли первое и второе места. Это Сергей Михеев и Наталья Чижова, Денис Донской и Мария Гальцева. Отмечу, что в последнее время я сужу довольно много турниров по стандарту и с большим интересом наблюдаю за этими двумя дуэтами. Выбрать лучший из них очень трудно — каждая пара очень талантлива, технична и самобытна.

— Чем было вызвано создание Любительской лиги РТС и что значит для вас работа в ней?

 

— Развитие любительского танцевального спорта очень важно, ведь именно отсюда выходят будущие профессионалы. На любительском уровне закладываются основы мастерства танцоров, здесь формируются их техника, стиль, самобытность, выразительность. От того, насколько правильно развиваются пары в любительском спорте, во многом зависит их будущее как профессионалов.

РТС занялся любительским спортом относительно недавно: Любительская лига при РТС была создана около года назад. Тому было несколько причин, разговор о которых занял бы слишком много времени. Скажу лишь, что настал момент, когда мы поняли, что российским профессионалам нужно заниматься и любительским спортом, объединив любителей под своим началом. К сожалению, в последние годы и в мире и, увы, в России наметилась очень неприятная тенденция: из-за танцевальных политических неурядиц стало очень сложно проводить так называемые открытые турниры, где участвуют все желающие — независимо от принадлежности к той или иной организации.

Мы не делим пары на своих и чужих, напротив, наша лига пропагандирует идеи «свободного танцевального рынка» и отстаивает право танцоров на свободу выбора. Сейчас союз проводит в России несколько любительских турниров, которые открыты для всех желающих. Уровень пар, входящих в нашу Любительскую лигу, растет, к нам приходят новые сильные танцоры — люди видят, что здесь создана творческая атмосфера, нет запретов на «чужие» турниры, минимум политики.

Лично для меня работа в Любительской лиге РТС очень важна, в том числе и как для профессионального педагога. Среди моих учеников сейчас много не только профессионалов, но и любителей. Очень хочется, чтобы они развивались правильно, совершенствуя свое мастерство не только на тренировках, но и на открытых турнирах, чтобы они учились на примере классных танцоров, а их выступления судили объективные и квалифицированные люди.

— Чем живет сегодня Любительская лига, и какие события она собирается провести в ближайшее время?

 

— У нас сейчас очень напряженное время. Идет формирование структуры лиги, уточнение всех правил, по которым она будет жить, формирование календаря.

Параллельно с этим проводятся турниры разного формата и для танцоров разных возрастов. Одним из заметных событий, несомненно, станет турнир под названием «Зимняя звезда», который пройдет 6—7 февраля и в рамках которого зрители смогут увидеть сразу несколько интересных чемпионатов. Во-первых, это чемпионат России среди профессионалов по латиноамериканской программе, в котором примут участие все сильнейшие пары России, в том числе все те, кого вы видели на Кубке Кремля. Во-вторых — чемпионат России по европейскому секвею (шоу), очень зрелищная программа. Помимо этого, пройдут чемпионаты РТС среди любителей и командная встреча среди танцоров Про-Ам.

Уже получено согласие на участие в турнире ряда очень титулованых судей высочайшего уровня из разных стран, к которым присоединятся российские судьи, среди которых те, кто был в свое время чемпионом или призером чемпионатов России, Европы и мира.