Перспективы ясны


Текст | Олег СЕРГЕЕВ


14—15 октября в Москве прошла международная конференция «Российские нефтепродукты 2009». Организаторами конференции выступили компания ОАО «АК “Транснефтепродукт”» и ценовое агентство Argus Media.

В первый день форума обсуждались перспективы производства и транспортировки нефтепродуктов в России, экспорт нефтепродуктов трубопроводным транспортом, ситуация на рынке дизельного топлива и авиакеросина, переход системы МНПП «Транснефтепродукта» на транспортировку малосернистого топлива на экспорт, общие вопросы повышения стандартов качества топлива на российском рынке, основные тенденции модернизации российских НПЗ, особенности нефтепереработки в России, а также текущие проекты и перспективы развития компании «Транснефтепродукт».

На конференции выступили заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолий Голомолзин, президент ОАО «АК “Транснефтепродукт”» Михаил Меженцев, генеральный директор ВНИПИНефть Владимир Капустин, начальник отдела внутреннего рынка нефтепродуктов и газа Министерства энергетики РФ Алексей Заитов, вице-президент ОАО «АК “Транснефтепродукт”» Александр Златников, а также Алексей Федотов (компания Ventspils Nafta), Крис Джадж (компания Argus Media), Андрей Бабаханов (ОАО «Совкомфлот»), Николай Борисов и Владимир Чарчиян (компания «Транснефтепродукт»), Алексей Лавров (ОАО «Мостранснефтепродукт»).

Освещая проблемы монополизации рынка нефтепродуктов, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолий Голомолзин заявил, что «ситуация с ценами на российском рынке нефтепродуктов не может быть объяснена особенностями контрактования». По его словам, цены на внутреннем рынке в РФ начинают снижаться вслед за внешними лишь спустя пару месяцев, однако поднимаются практически мгновенно. При этом снижение не всегда соответствует изменению внешней конъюнктуры. Так, за кризисное полугодие, отметил Анатолий Голомолзин, цены на нефтепродукты для конечных потребителей в США снизились в 2,3 раза, в Европе — в 1,7 раза, а в России — в 1,3 раза. Когда же впоследствии на внешнем рынке начался ценовый подъем, в США цены выросли лишь в 1,4 раза, в Европе — в 1,2, а в России — в 1,3 раза, то есть практически вернулись на докризисный уровень. Кроме того, как показывает статистика, на мировом оптовом рынке нефтепродуктов цены за кризисные полгода снизились в 2,8—3,3 раза, а затем подросли в 1,3—2 раза, в то время как России снижение в этом сегменте составило 1,8—2,3 раза, а последующий рост — 1—1,9 раза.

Заместитель руководителя ФАС подчеркнул, что причиной всех этих диспропорций в ведомстве считают структуру отечественного рынка и царящий на нем высокий уровень монополизации. Чтобы преодолеть эти проблемы, в ФАС, среди прочего, намерены выработать индекс цен на нефтепродукты не только для внешнего, но и для внутреннего рынка. Одним из шагов на этом пути станет преобразование временно действовавших при ФАС рабочих групп в Экспертный совет по рынку нефтепродуктов, который сейчас как раз создается. По этому же пути, по словам Анатолия Голомолзина, намерены пойти и во многих странах СНГ.

Выступая с докладом о текущих проектах и перспективах развития компании «Транснефтепродукт» как оптимальной системы транспортировки светлых нефтепродуктов, Михаил Меженцев отметил, что «для “Транснефтепродукта” это первый год работы в качестве дочернего общества АК «Транснефть» — год плотной интеграции и перестройки системы под более высокие требования, заданные материнской компанией».

Президент компании рассказал о переходе системы МНПП с августа 2009 года на транспортировку нового стандарта дизельного топлива с содержанием серы не более 1000 ррm, Он отметил, что усилиями ТНП сформирован банк качества дизельного топлива в системе, который позволил снизить содержание серы в среднем до 0,1%. «И это еще не конечный продукт», — подчеркнул спикер. По его словам, это стало возможным благодаря тесному взаимодействию с нефтяными компаниями.

Говоря о проектах развития на ближайшую и среднесрочную перспективы, прежде всего о проекте «Юг», Михаил Меженцев отметил: «Только при финансовой поддержке материнской компании мы сможем реализовать такой сложный проект. Нас постоянно спрашивают: “Когда вы начнете?” Мы не хотим повторения “строек века”. Но до 2013 года мы планируем этот проект закончить. Однако прошу учитывать, что все стратегические решения компания принимает с учетом деятельности ОАО АК ‘’Транснефть’’». Также в планах компании через два-три года перейти на топливо с содержанием серы не более 500 ppm.

В ближайшем будущем и вывод проекта «Север», экспортного нефтепродуктопровода Кстово (Второво) — Ярославль — Кириши — Приморск, на полную мощность, составляющую 8,4 млн т в год, к началу — середине 2011 года.

В заключение Михаил Меженцев сказал: «Мы работаем, четко оценивая рынок экспортных потоков, и стараемся сохранить процент от стоимости наших услуг в стоимости продукта на одном и том же уровне, каким он и был ранее. На настоящий момент компания не планирует повышать тарифы, при этом первый квартал 2010 года отработаем по тем же тарифам, что и сейчас. Что касается внутреннего рынка, то мы вообще не планируем повышать тарифы».

Большой интерес у собравшихся на конференции вызвала работа круглого стола «Особенности работы с АК “Транснефтепродукт”» с участием топ-менеджеров и ведущих специалистов компании. Основным ведущим круглого стола выступил первый вице-президент компании В.А. Назаров.

Во второй день мероприятия в центре внимания были вопросы торговой политики и ценообразования на внутреннем и международном рынках нефтепродуктов, эволюционные этапы международного рынка продуктов, а также транспортировки топлива железнодорожным, речным и морским транспортом.