Москва умыла руки


Текст | Николай БУХАРОВ


Отказ от повышения транспортного налога в последний момент эксперты связывают с возросшей активностью движения автомобилистов.

Отступление властей в вопросе о повышении транспортного налога — это, отмечают эксперты, уже третья победа движения автомобилистов. Первая — оправдание Олега Щербинского, участника аварии, в которой погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. Вторая — чиновники были вынуждены отказаться от идеи запретить ввоз машин с правым рулем.

Сегодня на повестке дня ситуация с транспортным налогом: власть не отказывается от его повышения, но сделать это в лоб не рискует.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что главная особенность движений автомобилистов в России в том, что их много: нет единой структуры, но есть сети, которые объединяются прежде всего через Интернет.

13 ноября Союз водителей-профессионалов заблокировал МКАД в знак протеста против поправок к Налоговому кодексу, предусматривающих двукратный рост базовых ставок транспортного налога. «В акции приняли участие пять легковых и пять грузовых автомобилей», — рассказал журналу «Коммерсантъ-Деньги» лидер союза Александр Котов. По его словам, организаторы блокады постарались провести ее как можно более цивилизованно. Мешать движению решено было не более 10 минут — этого времени хватило для образования серьезной пробки.

После акции против повышения транспортного налога на удивление согласованно выступили спикеры обеих палат парламента. Это, пишет «Коммерсантъ-Деньги»2, при том, что 13 ноября Госдума приняла поправки, которые в третьем чтении могли бы вдвое увеличить базовые ставки транспортного налога.

Если бы такая редакция была принята, ставка для машин с моторами мощностью до 100 л.с. составила бы 10 руб. в год за 1 л.с. вместо нынешних 5 руб., 14 руб. вместо 7 руб. — для автомобилей с двигателями мощностью 100—150 «лошадок». Для двигателей мощностью до 200 и 250 л.с. ставка увеличилась бы до 20 и 30 руб. соответственно, а владельцы мощных автомобилей (свыше 250 л.с.) должны были бы платить 60 руб. за «лошадь».

После того как Совет Федерации отклонил поправки, представители обеих палат парламента создали согласительную комиссию, которая переиграла изменения: базовую ставку оставила прежней, зато дала регионам право по своему усмотрению повышать ее не более чем в десять раз вместо нынешних пяти.

Так что в отдельных регионах, возможно, транспортный налог повышен будет — но центр как бы ни при чем. Базовая ставка налога может быть уменьшена и увеличена в каждом субъекте Федерации не более чем пятикратно.

Некоторые эксперты не исключают, что история с поправками в Налоговый кодекс была «политмаркетинговым» вбросом: хотелось посмотреть, насколько силен будет общественный протест. Поскольку он был силен, в следующий раз власти будут действовать аккуратнее, считают лидеры движения автомобилистов.

А вот мнение политолога Минченко: «Я думаю, что действительно планировалось принимать поправки, но, увидев реакцию общества, власть решила отмотать обратно. В последнее время чиновники вообще демонстрируют больше гибкости». Впрочем, наиболее сильное влияние на позицию чиновников оказали, как считает эксперт, не протесты автомобилистов, а резонанс, который получили акции против монетизации льгот.

По мнению известного защитника прав автомобилистов депутата Виктора Похмелкина, в истории с налогом радоваться нечему: «Мы ведем оборонительные бои, о наступлении речи не идет. Федеральные власти просто сняли с себя ответственность, перекладывая ее на субъекты».