Кооперация без посредников


Текст | Василий СТРЕЛЬЦОВ


Одно из главных направлений Государственной программы развития АПК России, сменившей приоритетный национальный проект «Развитие АПК», — кооперация на селе.

Первый заместитель председателя Правительства РФ Виктор Зубков провел в конце ноября совещание по вопросам развития системы производства, переработки и реализации сельхозпродукции и продовольствия на кооперативной основе.

«Поручаю Министерству сельского хозяйства разработать комплекс мер по развитию кооперации на селе», — заявил он на совещании. Соответствующие предложения планируется рассмотреть уже до конца ноября с.г. на очередном заседании Комиссии Правительства РФ по вопросам АПК.

В основе мер, по словам В.А. Зубкова, должна лежать задача по поддержке в равной степени как сельскохозяйственной, так и потребительской кооперации.

В настоящее время, как сообщил первый вице-премьер, большая часть государственной поддержки приходится на сельскохозяйственную кооперацию. В частности, налоговые преференции, субсидирование процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам (в 2009 году для малых форм хозяйствования, в том числе сельхозкооперативов, — 6 млрд руб.). Тем не менее, считает В.А. Зубков, «успехи сельхозкооперации — более чем скромные».

«На 1 октября 2009 года зарегистрировано около 6000 сельхозкооперативов. Из них реально работает немногим более половины (65%). Вклад сельхозкооперативов в сельское хозяйство не превышает 2,5% от объема товарной продукции хозяйств населения», — привел статистические данные первый вице-премьер.

При этом В.А. Зубков обратил внимание на достаточно крепкие позиции и хорошую репутацию системы потребительской кооперации Центросоюза России. «Несмотря на отсутствие специальных мер поддержки, эта система продолжает обслуживать 89 тыс. населенных пунктов, обладает широкой сетью организаций по закупке, хранению, переработке и реализации сельхозпродукции», — сообщил первый вице-премьер.

«Задача — ликвидировать дисбаланс экономических условий, созданных для сельскохозяйственной и потребительской кооперации, обеспечить гармоничную работу на селе кооперации всех типов, выработать комплексный подход к удовлетворению спроса на ее услуги, поддержать наиболее востребованные и эффективные в своем рыночном сегменте кооперативные структуры», — сказал Виктор Зубков.

«Формирование оптимальных схем продвижения крестьянской продукции “от поля до прилавка” на кооперативной основе позволит вытеснить нецивилизованные формы посредничества, даст масштабный эффект экономике села и его социальной сфере», — убежден первый вице-премьер.