Безопасность дорог — проблема глобальная


Текст | Юрий КУЗЬМИН, Леонтий БУКШТЕЙН


В Москве прошла Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения. Ее девизом был краткий слоган: «Время действовать».

Организаторы кампании «Сделаем дороги безопаснее» заявили, что на этой конференции необходимо выработать срочные меры и определить объем дополнительных средств, необходимых для решения проблемы безопасности на дорогах в развивающихся странах — проблемы, которая становится все более острой. Собственно, этим и занялись министры из 70 стран, принявшие участие в обсуждении вопросов борьбы с глобальной эпидемией смертей на дорогах. На открытии конференции ее участников приветствовал министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев.

Основным вопросом повестки дня стала поддержка «Десятилетия действий по повышению безопасности дорожного движения». Эта инициатива была впервые предложена в ходе кампании «Сделаем дороги безопаснее», которая проводится под эгидой Международной автомобильной федерации. Времени на раздумья не осталось: за два дня проведения конференции на дорогах мира погибли 7 тыс. человек и 130 тыс. получили травмы.

Очередной доклад эксперта ООН по развитию д-ра Кевина Уоткинса, который был опубликован в рамках кампании «Сделаем дороги безопаснее», характеризовал дорожно-транспортные происшествия как «билет в один конец по пути в бедность» для многих развивающихся стран.

Дж. Робертсон, лорд Порт-Элленский, председатель кампании, бывший генеральный секретарь НАТО, на церемонии открытия Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения заявил: «На конференции в Москве необходимо скорректировать направление политики в области обеспечения безопасности дорожного движения в глобальном масштабе. Необходимо прекратить строительство дорог-убийц в бедных странах и заняться реальным спасением человеческих жизней… Мы знаем, как сделать дороги безопаснее. Необходимо их совершенствовать, контролировать скоростной режим, обеспечить использование защитных шлемов и ремней безопасности, усилить правоохранительные меры. У нас есть средство от этой эпидемии, теперь нам необходима политическая воля для начала “десятилетия действий” по повышению безопасности дорожного движения».

Именно в этом русле проблема безопасности дорожного движения, защита человека, его жизни и здоровья была рассмотрена на заседании президиума Госсовета РФ еще в ноябре 2005 года и дважды отмечена в посланиях президента Федеральному собранию. Задача, поставленная тогда Владимиром Путиным, потребовала пересмотра государственной политики, мобилизации усилий всех ветвей власти, институтов гражданского общества. Устранение причин и условий аварийности стало одним из приоритетов национальной политики. Преемственность этой политики подтвердил и президент России Дмитрий Медведев, приветствуя с трибуны участников конференции.

Министр транспорта США Рэй Лахуд выступил перед участниками конференции с рассказом о мерах, которые его министерство принимает для повышения безопасности движения и уменьшения количества аварий на дорогах Соединенных Штатов. Г-н Лахуд подчеркнул необходимость для США и их партнеров по всему миру сотрудничать, обмениваться технологиями и информацией с целью повышения безопасности на транспорте во всем мире.

«США готовы работать с Российской Федерацией и другими странами, обмениваясь информацией, позитивным опытом, проводить совместную подготовку специалистов и обмениваться технологиями, которые позволяют сделать транспорт безопаснее, — сказал министр. — Обеспечение безопасности — это общая задача для всех нас. Я уверен, что совместная работа позволит добиться наших целей и сделать транспорт безопаснее, эффективнее и надежнее для всех».

Начало века Россия встретила печальным рекордом: число нарушений примерно в полтора раза превысило численность автопарка. Превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, алкоголь стали причиной почти 70% дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими последствиями. За десять лет, с 1996 по 2005 год, погибли около 315 тыс. человек, около 2 млн получили увечья. Количество погибших в результате ДТП на российских дорогах составило треть от всех погибших в Европе. В нашей стране в то время был один из самых высоких показателей смертности по причине аварий на 100 тыс. населения. В 2001 году на дорогах погибло 30 тыс. 916 человек, ранено 187 тыс. 790 человек, в 2002 году — 33 тыс. 243 и 215 тыс. 678 человек соответственно. А в 2004 году произошло уже свыше 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 34,5 тыс. человек.

Таким образом, ежегодно в России погибало более 30 тыс. человек, получали травмы — не менее 180 тыс. Причем пострадавшие относились к наиболее активной, трудоспособной части населения. Дорожно-транспортный травматизм являлся причиной высокой смертности среди детей и молодежи в возрасте от 15 до 29 лет, что подрывало демографический потенциал страны.

Большинство дорожно-транспортных происшествий было связано именно с сознательным невыполнением требований безопасности участниками движения. Несоблюдение скоростного режима, очередности проезда, выезд на полосу встречного движения, отсутствие права управления, неправильный выбор дистанции, нарушение правил проезда пешеходного перехода, управление транспортным средством в нетрезвом виде, нарушение правил перестроения, нарушение требований сигнала светофора или регулировщика — это неполный перечень нарушений, обусловленных царившим в обществе правовым нигилизмом. Сознательные нарушения правил были как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов.

Повсеместно отмечалось значительное ухудшение состояния дорожной инфраструктуры, которое не отвечало не только требованиям технического регламента, но и потребностям растущей автомобилизации населения. Загруженность основных магистралей в два-три раза превосходила проектную. Эти обстоятельства стали причинами каждого пятого дорожно-транспортного происшествия.

В 2008 году в России произошел существенный перелом ситуации с аварийностью на дорогах. Почти на 15,5 тыс. уменьшилось количество ДТП. На 21,3 тыс. меньше стало пострадавших в ДТП, а погибших в них — на 3372 человека меньше. В прошлом году также сократилось количество происшествий, в которых пострадали дети и подростки.

В текущем году продолжилась наметившаяся по итогам 2008 года тенденция снижения основных показателей аварийности. За десять месяцев (январь — октябрь) 2009 года в России произошло 167 тыс. 989 (-6,6%) дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 21 тыс. 367 (-12,5%) человек, а 212 тыс. 541 человек (-4,9%) получили ранения.

Принятие федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах», а затем региональных и муниципальных программ значительно активизировало действия государства, направленные на снижение дорожно-транспортного травматизма. Реализация этой программы должна привести к сокращению числа погибших в ДТП к 2012 году в полтора раза по сравнению с базовым 2004 годом.