Все по плану


Текст | Ольга МИХАЙЛОВА


Только что в Москве прошли публичные слушания по проектам актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года и Правил землепользования и застройки столицы. В октябре судьбу документов будут решать уже депутаты Московской городской думы пятого созыва, куда материалы по законопроекту поступят после выборов 11 октября.

Работа над актуализированным Генеральным планом города Москвы на период до 2025 шла долго, около трех лет. За это время генеральный план столицы превратился из «Генплана возможностей» (так окрестили столичные чиновники предыдущий генплан столицы, принятый в 1999 году) в «Генплан необходимостей». После того как документ был принят Правительством Москвы, начались публичные слушания законопроекта — сегодня, согласно нормам Градостроительного кодекса РФ и Градостроительного кодекса г. Москвы, изменения, касающиеся комплексной застройки, обязательно должны пройти через публичные слушания и быть согласованы с жителями территории. Вместе с Градостроительным кодексом обсуждались и Правила землепользования и застройки. Это более подробный документ, определяющий правовой режим строительства в городе, назначение конкретных территорий города, зонирование территорий, максимальную высотность и плотность застройки, ее функциональное назначение, соотношение застроенных и незастроенных участков и т.д. После корректировки материалов они должны быть направлены в Мосгордуму и, как предписано федеральным законодательством, приняты до 1 января 2010 года.

Генеральный план города Москвы на период до 2025 года — документ масштабный. В его основе лежит впервые разработанное для Москвы градостроительное зонирование, устанавливающее в столице «зоны реконструкции» — районы со сложившейся и достаточно новой застройкой, где масштабного строительства не планируется, а только капитальный ремонт и благоустройство территорий, и «зоны реорганизации». К последним отнесена большая часть городской территории, где будут сносить ветхие и возводить новые жилые дома, строить объекты соцкультбыта и дороги.

Одно из приоритетных направлений генплана — развитие транспортной инфраструктуры столицы и реконструкция и строительство дорог. Смягчить транспортные проблемы москвичей и гостей столицы планируется, в частности, запуском скоростных трамваев, связывающих отдаленные районы со станциями метро, а центр — с основными магистралями, строительством дорог-дублеров Дмитровского и Ленинградского шоссе, окончанием строительства Звенигородского проспекта, магистрали Москва — Ногинск на участке от МКАД до района Кожухово, транспортных развязок на Ленинградском, Волоколамском и Головинском шоссе. Более чем вдвое планируется увеличить протяженность линий московского метро.

Среди других тезисов генплана — увеличение норм жилплощади (с 16 до 26—28 кв. м на человека), увеличение объемов социального и общественного строительства, продолжение программы по расселению пятиэтажек и начало программы по сносу некоторых категорий 9- и 12-этажных жилых домов.

Общественное обсуждение проекта проходило негладко. Подводя в конце сентября предварительные итоги открытых публичных слушаний по проекту на пресс-конференции в Союзе архитекторов, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству правительства Москвы, главный архитектор столицы Александр Кузьмин отметил, что по данным на 23 сентября московские власти получили около 70 тыс. вопросов и пожеланий со стороны жителей столицы. Полностью недовольными документом, по данным московских властей, остались 5% участников обсуждения.

Свое недовольство предложенным проектом вынесли и общественные объединения. В частности, экологам не понравилось предусмотренное в генплане сокращение санитарно-защитных (почти на 10 тыс. га) зон, планы по строительству на территории столицы экологически вредных предприятий. Также, по мнению скептиков, предусмотренные в документе мероприятия по совершенствованию дорожно-транспортной инфраструктуры вряд ли снимут ставшую уже хронической для столицы проблему пробок — генплан отталкивается от слишком оптимистичных для Москвы данных автомобилизации города (380 единиц автомобилей на 1 тыс. жителей). Но даже если этот прогноз оправдается, полностью решить транспортную проблему все равно не получится — справиться с ней столица сможет только соотнося свои стратегические инициативы с планами Московской области.