Шанс для мирового правительства
Александр ПОЛЯНСКИЙ
На «двадцатке» в Питтсбурге впервые было заявлено, что этот формат будет постоянным, «двадцатка» даже приобретет полномочия мирового экономического правительства. Такое правительство, в котором США, Запад вообще, не имели бы контрольного пакета, во всяком случае новые лидеры мирового развития обладали бы правом вето, очень нужно мировой экономике.
В центре его внимания в ближайшее время должны оказаться механизмы регулирования финансового рынка и общие правила финансовой политики государств.
Когда, до краха мировой социалистической системы, мировой капитализм ограничивался тремя центрами — США, Западной Европой и Японией, существовал фактически в границах «большого Запада», согласование экономической политики не было проблемой. Сегодня капитализм стал тотальной системой, и возникли новые центры мировой экономики, идущие собственным курсом, — Китай, Индия, Турция, Бразилия, капиталистическая Россия, на подходе с десяток других экономически мощных стран: Аргентина, Иран, Индонезия, ЮАР, Вьетнам, Австралия, Саудовская Аравия…
Залог выживания в полицентричной системе современной мировой экономики — самоограничение, взвешенная политика. Это прекрасно продемонстрировал опыт Евросоюза, который жестко контролировал бюджетную и финансовую политику, сумел создать сбалансированную экономическую систему, которая позволила удержать ситуацию в европейской экономике — по крайней мере таких экономических катастроф, как в США, в Старом Свете не было.
Если бы Америка придерживалась в регулировании потребления и бюджетной политике тех же правил, кризис оказался бы гораздо более мягким. В США сегодня новый лидер, несомненно, обладающий глобальным мышлением, потому шансы на согласованное мировое экономическое развитие, безусловно, есть.