Регионы не оставят без образования
Текст | Николай СЕМЕНОВ
Региональная программа национального проекта «Образование» продолжается.
Поддержка регионов остается ключевым направлением приоритетного национального проекта «Образование». Основная цель комплексных проектов модернизации образования в регионах — предоставить всем школьникам независимо от места жительства возможность получить высококачественное общее образование.
Комплексные проекты модернизации региональных систем образования предусматривают введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений региона (обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства), расширение общественного участия в управлении образованием, а также, начиная с 2008 года, повышение квалификации педагогических кадров.
Победителям предоставляются субсидии из федерального бюджета на реализацию комплексных проектов. Общий объем средств федерального бюджета на реализацию КПМО в 2007 году составил 4,05 млрд руб., в 2008?м — 5,9 млрд руб. Общий объем регионального софинансирования КПМО в 2007 году составил 7,7 млрд руб., в 2008-м — 15,3 млрд руб., в 2009 году уровень 2008-го несмотря на кризис не был снижен.
В январе—марте 2007 года состоялся первый конкурс субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. На конкурс тогда поступили заявки от 53 субъектов РФ, 51 заявка допущена к экспертизе. Решением конкурсной комиссии на основе обсуждения результатов экспертизы путем тайного голосования для оказания государственной поддержки на реализацию комплексных проектов модернизации образования в 2007—2009 годах отобран 21 субъект РФ.
В отобранных регионах обучается 4,2 млн школьников, что составляет порядка 30% обучающихся в общеобразовательных учреждениях России. Кроме того, трем субъектам РФ — участникам отбора (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область) — конкурсная комиссия присвоила статус победителей-консультантов, имея в виду использование их опыта и возможностей при методическом сопровождении реализации комплексных проектов модернизации образования.
В ноябре 2007 года стартовал второй конкурс регионов, на который поступили заявки от 33 субъектов РФ, 31 заявка допущена к экспертизе. После обсуждения представленных региональных комплексных проектов на заседании конкурсной комиссии было проведено тайное голосование, по результатам которого определились десять регионов — победителей второго конкурса. Они получают софинансирование из федерального бюджета на реализацию представленных проектов в 2008—2009 годах.
Несмотря на различные стартовые возможности все регионы-победители приняли обязательства по обеспечению к окончанию проекта современных условий не менее чем 70% школьников. В Республике Мордовия, Новосибирской, Свердловской областях планируется, что данный показатель превысит 90%.
В итоге реализации нацпроекта предполагается довести долю учащихся, которые учатся в условиях, полностью отвечающих современным требованиям, до 70%. В таких условиях сегодня обучаются менее 30% детей, хотя за три последних года это число существенно возросло.
К примеру, оснащенность школ учебным оборудованием за два года (2007-й и 2008?й) повысилась с 4% до 24% от потребности. К окончанию следующего года будет оснащена как минимум каждая третья школа, в том числе все базовые сельские школы (за два года создано и оснащено в пилотных регионах около 6 тыс. базовых школ).
Позитивные изменения институционального характера касаются разработки и принятия нормативно-правовой базы, обеспечивающей системный легитимный характер нововведений.
В 2009 году, году официального завершения проекта, его осуществление несмотря на кризис продолжилось, основные мероприятия осуществляются на столь же высоком уровне.