Энергетическая модернизация


Текст | Людмила АНТОНОВА


В конце августа Правительством РФ одобрена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030).

Открывая заседание кабинета министров, где рассматривался проект Энергетической стратегии, председатель Правительства РФ Владимир Путин отметил, что за счет ее реализации Россия должна полностью обеспечить перспективные потребности национальной экономики в энергоресурсах и усилить свои позиции на глобальных мировых рынках и призвал «последовательно снимать имеющиеся инфраструктурные ограничения — прежде всего в электроэнергетике». Другой приоритет — создание значительного резерва генерирующих мощностей. «Драматическая ситуация с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС еще раз показала, насколько это критически важно. Проект стратегии определяет, что к 2030 году резерв мощности должен быть где-то на уровне 17% от общей установленной мощности электростанций России», — сказал он.

Премьер обратил внимание на необходимость обеспечения опережающего воспроизводства базы топливно-энергетических ресурсов. При этом особое внимание, по словам Владимира Путина, будет уделено освоению месторождений в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и на континентальном шельфе.

Еще одно требование времени — корректировка структуры энергобаланса и увеличение в нем доли нетопливной энергетики. «Что касается углеводородов, то здесь основным приоритетом должна быть глубокая переработка сырья, производство продукции с высокой добавленной стоимостью, с формированием современной газохимической и нефтехимической отраслей», — добавил глава кабинета министров. Кроме того, по словам премьера, к 2030 году необходимо завершить работу по либерализации внутренних рынков энергоносителей. При этом на биржевых площадках должно продаваться не менее 20% энергоресурсов.

Проект ЭС-2030 представил министр энергетики РФ Сергей Шматко. Он подчеркнул, что вынесенный на заседание правительства документ не просто является продолжением Энергетической стратегии до 2020 года (она была утверждена в 2005 году), но «формирует новые стратегические ориентиры развития энергетики в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, заявленный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации». Министр также подчеркнул преемственность документов. «В частности, остаются неизменными цели и главные принципы государственной энергетической политики», — сказал он. Государственная энергетическая политика включает в себя четыре приоритета: энергетическую безопасность, энергоэффективность, экономическую эффективность ТЭКа и экологическую безопасность.

Среди основных стратегических инициатив ЭС-2030 — развитие нетопливной энергетики (атомной, гидроэнергетики и др.) и новых возобновляемых источников энергии (геотермальной, солнечной, ветровой, приливной, биоэнергии), освоение нефтяных, газовых и угольных месторождений Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа арктических морей, создание условий для широкомасштабного применения энергосберегающих технологий, совершенствование энергетической инфраструктуры при преимущественном использовании продукции отечественного машиностроения и металлургии, модернизация налогового и таможенного законодательства и тарифной политики в сфере естественных монополий, либерализация внутренних рынков энергоносителей. Планируется реализация крупных инфраструктурных проектов, ориентированных на диверсификацию экспортных маршрутов и выхода на рынки.

Российский энергетический сектор планируется развивать в три этапа. На первом (до 2013—2015 года) усилия будут сфокусированы на преодолении кризисных явлений и создании условий для ускоренного посткризисного развития. При этом, отмечается в пояснительной записке Минэнерго, «кризис рассматривается как причина для качественного обновления и модернизации ТЭК страны». Второй этап продлится до 2020—2022 года, в этот период ожидается общее повышение эффективности энергетики и экономики на основе инновационного развития ТЭК. В это время также планируется ускоренное и широкомасштабное вовлечение энергетических проектов в практическую стадию реализации в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Третий этап (до 2030 года) предполагает «высокоэффективное использование традиционных энергетических ресурсов и создание задела для перехода к нетопливной энергетике будущего».