Развитие гражданской инициативы: волгоградский подход


Текст | Михаил ВАСИЛЬЕВ
Фото | пресс-служба администрации Волгоградской области


Деятельность ТОС в Волгоградской области — уникальный опыт низового самоуправления и развития гражданского общества. Сегодня с помощью интернет-портала «Голос ТОС Сталинграда» этот опыт распространяется на другие регионы.

ТОС — органы территориального общественного самоуправления — начали создаваться в Волгоградской области еще 12 лет назад, на старте реформы местного самоуправления, в рамках волгоградской модели таких преобразований. И в полной мере доказали свою необходимость и эффективность.

Как известно, российское законодательство о местном самоуправлении предписывает создавать только два уровня самоуправления: первый уровень — городские округа и муниципальные районы, второй уровень — городские и сельские поселения.

Однако на уровне кварталов города, улиц, отдельных сел и поселков нередко наблюдается определенный вакуум самоуправления, инициатива населения здесь недостаточно консолидирована. Есть депутаты представительных органов, вокруг них нередко образуются инициативные группы. Существуют ТСЖ, национальные, казачьи общины, бизнес-объединения… Но все эти структуры слабо консолидированы, и получается, что административная власть на этом уровне не уравновешена представительскими институтами.

В Волгоградской области еще 12 лет назад предложили системное решение этой проблемы. В его рамках активно развиваются и ТСЖ, и хуторские, и станичные казачьи общества, и кооперативы по комплексному обслуживанию личных подсобных хозяйств, и кредитные кооперативы, и бизнес-сообщества… Но в первую очередь развиваются интегральные институты самоуправления самого низового уровня, наиболее универсальные объединения граждан — ТОС. На пути их развития, включения их в систему гражданской инициативы и управления Волгоградская область продвинулась гораздо дальше других регионов России.

Сегодня это единственный регион в России, где создана не двухуровневая, а полноценная трехуровневая система самоуправления: муниципальный район (или городской округ) — поселение — ТОС. Именно ТОС стали фундаментом системы самоуправления, развития гражданского общества в Волгоградской области. Волгоградский опыт, несомненно, нуждается в распространении по всей России.

«Администрация области, — комментирует губернатор Волгоградской области Николай Кириллович Максюта, — выдвинула трехуровневую инновационную модель местного самоуправления. Трехуровневую потому, что она подразумевает не только уровень муниципальных районов и городских округов, уровень сельских и городских поселений, входящих в состав муниципальных районов, но и уровень низовых сообществ». Этот уровень, отмечает глава администрации региона, хотя и формально присутствует в федеральной концепции местного самоуправления, но не ориентирует на обязательное его применение в качестве важнейшего элемента системы управления территориями. «А если мы не убедим граждан в необходимости такой самоорганизации по месту жительства, то проводимая реформа местного самоуправления будет явно неполноценной», — утверждает Максюта.

«Модель инновационна потому, — подчеркивает Николай Кириллович, — что в ней между властью и населением существуют, как нам кажется, более фундаментальные взаимосвязи, чем те, которые предложены разработчиками федеральной муниципальной реформы». В подходах федеральных специалистов, считает он, все-таки сохраняется старая российская традиция: построение пирамиды власти сверху вниз.

Ведь правом принятия решений в ней наделяются только чиновничьи структуры различного уровня. «В рамках этих подходов от конкретного многоквартирного дома или личного подсобного хозяйства до органов управления муниципалитетами поселений или городских округов, в прямом и переносном смысле, дистанция значительного размера, — замечает губернатор. — Вы ведь знаете, что даже большинство сельских поселений включают не один, а несколько населенных пунктов, не всегда близко расположенных друг к другу». При развитии же ТОС, товариществ собственников жилья, кредитных кооперативов, казачьих обществ, бизнес-сообществ, создаваемых для совместного решения социальных задач, дистанция между административной властью и рядовым человеком сокращается или даже исчезает вовсе, подчеркивает он. Власть не «проваливается», получает прочный управленческий фундамент, сбалансированный с усилиями гражданского общества. «Причем низовые сообщества граждан становятся основой, первичной ячейкой управления территориями и организации решения местных проблем», — отмечает Николай Максюта.

Местные сообщества в рамках волгоградской модели сами, по собственной инициативе занимаются актуальными вопросами местного значения в рамках сформированных ими же самими хозяйственных и финансовых планов. «Являясь главной поддержкой и опорой местной административной власти, низовые сообщества высвобождают у нее время и силы для решения более глобальных стратегических вопросов», — подчеркивает губернатор.

«Местным сообществам, конечно, активно помогают органы муниципальной власти, бизнес-сообщества, значительное содействие оказывает региональная власть, — замечает Николай Кириллович. — Такая поддержка носит субсидиарный характер, она дополняет самостоятельные действия местных сообществ с учетом сложившейся эффективности и стимулирует их дальнейшую социальную активность. Это, по сути, модель непосредственного народовластия: пилотная модель такой организации местного управления, при которой оно строится от потребностей конкретного человека — к потребностям цивилизованного гражданского общества».

«Инновационная модель местного управления, — подчеркивает советник главы администрации области Сергей Дмитриев, — рассматривается нами в качестве определяющих условий построения развитого гражданского общества и повышения качества жизни населения региона. Не могу не сказать о том, что изучение, разработка, апробация и крупномасштабное внедрение модели и системы ее государственного сопровождения и поддержки на территориях региона проводятся вот уже в течение 12 лет по инициативе главы администрации Волгоградской области Николая Кирилловича Максюты, являются для него темой первостепенной важности и находятся постоянно в центре его внимания».

Территория ТОС

Сегодня в регионе зарегистрированы и действуют ровно 2 тыс. ТОС. В границах ТОС проживает более миллиона жителей (около 39% населения области). Эти границы постоянно расширяются: не осталось муниципалитетов, на территории которых не было бы ТОС. Они располагаются на территориях всех 453 городских и сельских поселений в составе муниципальных районов и всех шести городских округов Волгоградской области. 302 ТОС (то есть каждый седьмой) имеют статус юридического лица, что облегчает им решение хозяйственных задач.

На «территории ТОС», согласно статистическим данным, располагаются 243 тыс. 633 домовладения, 83 тыс. 212 квартир, 166 тыс. 336 личных подсобных хозяйств. В руководящих органах — советах ТОС работают 16021 человек, избранных всем населением. То есть в области сформирован класс из чуть более 16 тыс. квалифицированных общественных деятелей и управленцев.

«ТОС, — говорит Сергей Дмитриев, — являются неотъемлемым элементом модели местного управления, участником всех его социальных программ, непосредственно ориентированным на формирование здорового и счастливого образа жизни человека и сопутствующей этому образу среды обитания».

«За 12 лет, — замечает губернатор Николай Максюта, — ТОС и другие местные сообщества по праву завоевали всеобщее доверие, став активным и надежным партнером власти и бизнеса. Но самое главное — они повсеместно завоевали доверие населения, стимулируя тем самым массовую инициативу, социальную активность и гражданскую ответственность».

Как показывает регулярно проводимый областной администрацией мониторинг, основные направления деятельности ТОС — возрождение духовных и культурных традиций, благоустройство, вопросы безопасности (создание гражданских отрядов — структурных подразделений народных дружин).

Сергей Дмитриев утверждает, что в основу программ деятельности ТОС преимущественно закладываются четыре направления: воспитание, благоустройство, безопасность, благотворительность. Он подчеркивает: «Исключительно важное значение в общей стратегии и любой программе отводится их духовному наполнению, основанному на героических традициях Сталинградской земли, формировании и внедрении в жизнедеятельность сталинградского характера, пронизанного идеями социальной активности, патриотизма, добра и милосердия».

«ТОС нашего региона, — вторит ему сам губернатор, — являются достойными продолжателями славных традиций народного ополчения, защитников и тружеников Сталинграда, руководствуются девизом «Если тебе сталинградец имя — имя крепи делами своими»».

ТОС повсеместно по своей инициативе взяли на себя внедрение системы «коротких шагов», которая заключается в разработке, организации и исполнении малых целевых программ. ТОС, по словам Сергея Дмитриева, выступают «организационной основой, материально-технической базой для массового внедрения технологий и правил здорового и счастливого образа жизни граждан».

Реализация малых целевых программ, по его словам, «осуществляется в оперативном, то есть безотлагательном порядке, что называется, всем миром в границах каждого ТОС с крупномасштабным применением безвозмездности, меценатства и добровольных пожертвований жителей».

При этом широко используется внедрение командных технологий: оно, по словам Сергея Дмитриева, значительно увеличивает массовость и вызывает подъем гражданской активности людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий.

В структуре ТОС Волгоградской области, отмечает он, широко используются два вида команд. Это так называемые формальные (жестко администрируемые) команды — уличные и домовые комитеты, гражданские отряды в составе ДНД (ГОТОС) и МКД, добровольные пожарные дружины, временные трудовые коллективы при ТОС и т.п. В этих командах используются принципы единоначалия, самостоятельности, дополнения, взаимозаменяемости.

Второй вид — неформальные (произвольные, без четкого административного начала) команды. Это центры творческой активности территориального общественного самоуправления: клубы (союзы, содружества) — детско-юношеские, ветеранские, здорового и счастливого образа жизни, досуговые, по интересам, временные творческие коллективы при ТОС и т.п. В этих командах используются принципы самоорганизации, самоуправления, партнерства, наставничества, подотчетности перед советом ТОС.

Большие задачи малых форм самоуправления

Деятельность органов территориального общественного самоуправления, подчеркивает Сергей Дмитриев, приобретает особую актуальность в период мирового кризиса. В этой связи важное значение в работе ТОС отводится программам территориального антикризисного управления.

Представителями движения ТОС разработан проект «Мировому кризису — ТОСовское антикризисное самоуправление». Он включает следующие пункты:

— повсеместное увеличение объемов общественных и социально значимых работ, их массовости и эффективности («Занять!»);

— всесторонняя поддержка малоимущих и безработных, включая представление их интересов в организациях социальной защиты и службы занятости населения («Помочь!»).

— укрепление народного контроля со стороны ТОС и содействие в организации на территориях благополучного и безопасного проживания граждан («Обезопасить!»).

— активизация работы при ТОС центров творческой активности населения (клубов, команд, объединений, союзов и т.п.) в целях формирования здорового и счастливого образа жизни («Увлечь!»).

— широкая организация конкурсов, соревнований, смотров, праздников, душевного чествования лучших с использованием морального и материального стимулирования («Мотивировать!»).

Важнейшее направление деятельности ТОС — участие в общественно-политической жизни региона. ТОС принимают активное участие в выборах всех уровней, что еще раз было подтверждено в ходе недавних выборов депутатов Волгоградской областной думы. Зрелость ТОС, готовность решать подобные задачи, по словам губернатора области, «наглядно подтвердили результаты выборов депутатов Волгоградской областной думы, прошедшие 1 марта 2009 года, направленные на безусловное одобрение и поддержку стратегического курса государства».

Губернатор области высказал специальную благодарность ТОС за их участие в выборах: «Выражаю вам, каждому ТОСовскому штабу, каждой вашей команде сердечную благодарность за большой личный и общественный вклад в становление государственности и эффективной вертикали власти в Российской Федерации. Убежден, что, реализуя надежные партнерские отношения гражданского общества, административной власти и бизнеса, вы еще не раз порадуете новыми свершениями».

Важно отметить, что после подведения итогов выборов состоялось торжественное вручение наказов организаций территориального общественного самоуправления руководству регионального отделения «Единой России» — партии, победившей на выборах. В Белом зале областной администрации право представлять интересы миллионной армии избирателей получили восемь председателей советов ТОС — начальников ТОСовских штабов на выборах, которым в 2008 году было присвоено почетное звание «Лидер ТОС» Волгоградской области.

По их поручению председатель совета ТОС «Родионовский» Нина Васильевна Дерябина передала двухтомник с 2507 наказами лидеру волгоградских единороссов, председателю областной думы (ранее первому вице-губернатору области) Владимиру Александровичу Кабанову.

Как отмечается представителями областной думы, церемония приема-передачи наказов по договоренности сторон стала своего рода актом установления пятилетнего партнерства территориального общественного самоуправления с партией власти — «Единой Россией».

Системное партнерство

Партнерское взаимодействие ТОС и органов муниципального самоуправления, административной власти, других общественных и бизнес-структур включает несколько ключевых элементов.

Органы местного самоуправления поселений и городских округов принимают соответствующие нормативные правовые акты, определяя порядок выделения необходимых средств из местного бюджета на осуществление территориального общественного самоуправления, заключают договоры с ТОС на осуществление совместных действий при реализации целевых программ, осуществляют финансовые расчеты в интересах ТОС, если те не являются юридическими лицами.

Кроме того, органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют организационное и методическое сопровождение деятельности ТОС.

Управление по работе с территориями администрации области и отделы по работе с муниципальными образованиями десяти территориальных округов области, созданных областной администрацией, совместно с отраслевыми комитетами и управлениями областной администрации осуществляют организацию проведения областных конкурсов «Лучшее территориальное общественное самоуправление года», «Лучшая местная администрация». А также смотры-конкурсы за право носить почетные звания Волгоградской области «Образцовый ТОС» и «Лидер ТОС», а также на государственном уровне обеспечивают сопровождение и содействие деятельности партнерства в целом и отдельных его участников.

Областной конкурс «Лучшее территориальное общественное самоуправление года» проводится по 11 номинациям и абсолютному первенству, с пятиместным распределением победителей в каждой номинации. Призовой фонд данного конкурса в 2006 году составлял 30 млн руб., в 2007 году — 65 млн руб., 2008 году — 120 млн руб.

Областной конкурс на право носить почетные звания Волгоградской области «Образцовый ТОС» и «Лидер ТОС» проводится среди ТОС — юридических лиц и ставших победителями областного конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление года» не менее двух раз в год. Размер призового фонда в 2007 году составлял 25 млн руб., в 2008 году — 50 млн руб.

Особая форма государственной поддержки деятельности ТОС по своим размерам «привязана» к объемам животноводческой продукции, реализуемой ЛПХ на переработку на территориях соответствующих ТОС.

Хозяйствующие субъекты, учреждения, некоммерческие организации принимают участие в реализации целевых программ, работе центров творческой и социально значимой активности при ТОС.

Школа управления для школы самоуправления

В рамках партнерства с ТОС для работы с общественными кадрами территориального общественного самоуправления в области создана передвижная школа управления «Лидер-инкубатор». В рамках этой школы с выездом на территории проводятся постоянно действующие курсы групповых и индивидуальных консультационных занятий с руководителями, сотрудниками и активистами местного и территориального общественного самоуправления.

Курсы проводятся в интерактивной форме, в условиях непосредственного соединения теории и практики. Предметом занятий является искусство практического управления, решения практических задач, включая различные виды тестирования личности, социологические опросы по состоянию и развитию местного управления и социально-экономической ситуации.

Проведение курсов обеспечивается последующим консультационным сопровождением по месту работы управленцев ТОС. Слоган этого управленческого сопровождения: «Не руководить и не подменять, а обучать, поддерживать и вдохновлять!»

Работа передвижной школы управления предусматривает регулярное проведение мониторинга изменения функционального (социопсихосоматического) портрета лидера в форме субъективной оценки своего состояния (самочувствия), поведения и положения в обществе. Исходя из результатов мониторинга, тестирования и социологических опросов, в оперативном порядке вносятся соответствующие коррективы в содержание консультационного процесса в ходе занятий и управленческого сопровождения.

Одновременно с управленческим сопровождением организуется мощное информационное обеспечение деятельности ТОС и местного управления в средствах массовой информации и обмен накопленным опытом.

Выработку общей идеологии организации местного управления, партнерства административной власти, гражданского общества и бизнеса, работу передвижной школы управления, проведение курсов, диагностики кадров, соцопросов, управленческого и методического сопровождения по поручению главы администрации Волгоградской области осуществляет ЗАО «Учебно-консалтинговый центр ‘’Руководитель’’». Организацию выездных консультационных занятий, управленческое сопровождение ЗАО УКЦ «Руководитель» проводит совместно с территориальной системой управления аппарата главы администрации области и ее отделами по работе с муниципальными образованиями, а также с администрациями муниципальных районов и городских округов.

Новый этап развития — IT-взаимодействие

Инновационная модель местного управления области продолжает развиваться: 20 апреля этого года заработал сайт территориального общественного самоуправления Волгоградской области «Голос ТОС Сталинграда» (golostos.ru),

портал электронной коммуникации ТОС области между собой и с аналогичными структурами других регионов.

По случаю открытия сайта губернатор области Николай Максюта заявил: «Созданием нового сайта сегодня мало кого удивишь… И все же, думаю, буду прав, если скажу, что мы находимся на пороге важного и удивительного события. Потому что данный сайт создается под информационное самообслуживание глобального комплекса территориального общественного самоуправления Волгоградской области, объединенного общими целями, единой системой управленческого сопровождения и государственной поддержки, а также беспрецедентного по своим масштабам».

Весьма символично, отмечает он, звучит и название сайта — «Голос ТОС Сталинграда». «Оно олицетворяет собой героико-патриотическую связь времен и поколений, широкий охват территорий деятельности и огромную важность пилотного проекта «ТОС по-сталинградски» для становления развитого гражданского общества и местного самоуправления в России», — утверждает губернатор.

Замысел организаторов интернет-площадки — методическое и консалтинговое обслуживание, демонстрация достижений, установление деловых и дружеских отношений, обмен опытом, совместный поиск новых решений… «И все это, — подчеркивает глава администрации области, — в интересах развития ТОС, а также инновационной модели партнерства гражданского общества, административной власти и бизнеса, направленных на повышение качества жизни». Особенно важным губернатор считает внедрение через сайт технологий дистанционного интерактивного самоуправления.

Не менее существенно, что сайт позволяет осуществлять взаимодействие с органами власти, общественными формированиями, экспертными сообществами, другими регионами.

Интернет-площадка уже активно развивается: помимо специальной новостной ленты, размещения системных комплектов методических и практический материалов, примеров комплектов ведущих ТОС области, различных форм обмена информацией, на портале полным ходом идет электронная паспортизация ТОС.

Семь отличий волгоградской модели

Принципиальные особенности волгоградской модели местного управления, позволяющие говорить о ней как о самостоятельной и инновационной модели, принципиальном новшестве в идеологии местного управления в стране, по словам Сергея Дмитриева, следующие.

Во-первых, дело не только в создании третьего, низового уровня самоуправления как такового, а в том, что деятельность ТОС в рамках волгоградской модели рассматривается не обособленно, сама по себе, а в контексте равноправного участия, партнерских отношений с административной властью, гражданским обществом и бизнесом в границах каждого территориального общественного самоуправления. И это партнерство, в свою очередь, и образует систему местного управления.

Во-вторых, основной целью деятельности ТОС является повышение качества жизни граждан, построение развитого, инновационного гражданского общества, а не просто инициативное решение тех или иных насущных проблем, отдельных вопросов местного значения.

В-третьих, если деятельность административной власти направлена прежде всего на создание и поддержку благоприятной и благополучной среды обитания, то деятельность ТОС сфокусирована на образе жизни граждан с использованием организационного принципа «дойти до каждого». В этом суть функционального распределения и взаимодополнения управленческих усилий административной и гражданской власти.

В-четвертых, в масштабах Волгоградской области организация территориального общественного самоуправления носит не локальный, а повсеместный, массовый характер с безусловным сохранением принципов самоорганизации и самоуправления, то есть непосредственного народовластия.

В-пятых, организационная структура ТОС базируется на создании командной культуры управления.

В-шестых, методика финансовой поддержки деятельности ТОС (но не содержания ТОС!) из областного бюджета направлена на мотивацию эффективной долговременной работы по всему комплексу проблем среды обитания и образа жизни, исключающая какую-либо уравниловку.

В-седьмых, принципиальнейшим условием эффективности работы инновационных моделей территориального общественного самоуправления и местного управления является организационная и финансовая поддержка гражданской активности со стороны законодательной и исполнительной власти региона. В этой связи огромное влияние оказывает осуществление неформального курирования этих важнейших направлений непосредственно самим губернатором и его личная убежденность в правильности внедряемых инновационных моделей и технологий их управленческого сопровождения.

«Резюмируя вышесказанное, — замечает советник главы администрации области, — можно вывести условную формулу побед территориального общественного самоуправления Волгоградской области и его партнерских отношений с административной властью и бизнесом. Она включает: сталинградский характер, инновационные технологии управления, волю к развитию местного управления, гражданской инициативы, непосредственное управленческое участие в этом процессе губернатора области».

ВТЗ: МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ГРАЖДАНСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ


Важную роль в решение проблем региона играет гражданская инициатива ведущих предприятий, в частности Волжского трубного завода (ВТЗ), входящего в состав Трубной металлургической компании (ТМК). Все предприятия ТМК — крупнейшие предприятия в своих городах и регионах и при этом активные участники их экономической и социальной жизни.

Сегодня ВТЗ находится в числе предприятий, определяющих экономику волгоградского региона. «Волжский трубный — флагман волгоградской металлургии, которая традиционно является основой экономики региона», — говорит губернатор области Николай Максюта. ВТЗ — крупнейший налогоплательщик региона. Он входит в число предприятий — лидеров по уплате налогов в бюджет и внебюджетные фонды в абсолютных цифрах и в расчете на одного работающего.

Значителен вклад ВТЗ в социальную сферу региона. Благодаря жилищному строительству Волжского трубного новые квартиры получили тысячи семей. Для маленьких волжан было построено 13 современных детских дошкольных учреждений. Забота о детях и по сей день приоритетна в решении заводом социальных проблем региона: ВТЗ финансирует ряд федеральных благотворительных программ, направленных на поддержку детей, оказывает помощь образовательным учреждениям г. Волжского, городскому детскому дому. А накануне 70-летия Волгоградской области ТМК и ВТЗ преподнесли еще один подарок подрастающему поколению: несколько современных спортивных площадок в микрорайонах Волжского.

Модернизация. В рамках Стратегической инвестиционной программы ТМК на ВТЗ в 2008 году был завершен ряд инвестиционных проектов, которые значительно повышают технологический уровень предприятия и возможности дальнейшего роста объемов производства, что положительно сказалось на экономическом потенциале предприятия, уровне и качестве занятости населения области на нем.

Экология. ТМК понимает свою ответственность за сохранение благоприятной окружающей среды в регионах своего присутствия и рациональное использование природных ресурсов. Природоохранная деятельность во все возрастающей степени учитывается в стратегических планах развития компании.

Администрация предприятия проводит последовательную политику снижения техногенной нагрузки на природную среду. В 2006 году на Волжском трубном заводе введен в действие документ «Экологическая политика предприятия». Экологическая политика создает основы для непрерывного улучшения экологических показателей при расширении и модернизации производства.

Осенью 2006 года ВТЗ получил сертификат соответствия действующей системы экологического менеджмента предприятия требованиям международного стандарта ИСО 14001:2004. (Сертифицирующий орган — T?V CERT.)

Одним из способов наиболее активной защиты окружающей среды от выбросов промышленных предприятий является полный переход к безотходным и малоотходным технологиям. Подобные прогрессивные технологии внедрены на ВТЗ, который имеет 14 замкнутых контуров оборота воды и потому вообще не сбрасывает сточные воды в открытые водоемы.

Оздоровительный лагерь «Сказка». Детский оздоровительный лагерь «Сказка» ВТЗ — один из лучших детских центров отдыха для работников предприятия и других жителей Волгоградской области. Забота о детях работников завода, их здоровье и отдыхе — одно из основных направлений социальной работы предприятия. «Сказка» уверенно держит лидерство среди детских оздоровительных лагерей Волгоградской области. Кирпичные корпуса с просторными холлами и уютными комнатами, евроремонт и новая мебель в помещениях, современные плазменные телевизоры, DVD-проигрыватели и качественная музыкальная аппаратура, бассейн и спортивные площадки.

На протяжении всего лета в оздоровительном лагере с ребятами работает профессиональный коллектив педагогов, разрабатывающий систему мастер-классов и кружков по различным направлениям.

Поликлиника предприятия. На ВТЗ после реконструкции была открыта поликлиника, рассчитанная на оказание медицинских услуг всем жителям Волгоградской области.

После проведенного капитального ремонта все кабинеты поликлиники оснащены новейшим лечебно-диагностическим оборудованием мирового класса. Поликлиника оказывает практически полный спектр диагностических услуг, она превратилась в современный лечебный комплекс с просторными кабинетами и уютными холлами.

Благотворительная акция «Час в защиту детства». По инициативе работников предприятия ВТЗ ежегодно проводит благотворительную акцию «Час в защиту детства». В ходе акции, традиционно приуроченной к Международному дню защиты детей, коллектив волжских трубников собирает средства, которые направляются на благотворительные цели.

Трудовые коллективы, начинавшие эту традицию, определили свой взнос в фонд акции как стоимость одного рабочего часа. В разные годы в ходе акции «Час в защиту детства» волжские трубники собирали средства на покупку оборудования для городской детской больницы и специализированного дома ребенка, улучшение жилищных условий и покупку дорогостоящей бытовой техники многодетным семьям, для оказания помощи Волжскому детскому дому.