Александр СЕРГЕЕВ: переход на инновационный путь развития неоправданно затянут


Текст | Алексей НИКОЛАЕВ
Фото | Наталья ПУСТЫННИКОВА


Генеральный директор компании «Техноком» (г. Тольятти) размышляет о том, как перейти от слов к делу в инновационном развитии России.

— Александр Николаевич, сегодня много говорится о важности формирования новой промышленной политики страны. В стратегии—2020 центральное место отведено переходу на инновационные рельсы…

— Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, представленная министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной на пленарном заседании Общественной палаты 4 июля 2008 года, безусловно, заслуживает высокой оценки. Однако запланированный переход на инновационный путь развития после 2012 года кажется неоправданно затянутым.

Применительно к промышленному производству инновация — это внедренный в производство патент на изобретение, приносящий доход от реализации продукции сделанной с его использованием. Патент на изобретение — единственный юридический документ, подтверждающий право собственности и мировую новизну того или иного технического решения.

Именно патенты на изобретения составляют основную часть балансовой стоимости предприятий в развитых странах (до 90%), а не их основные фонды (здания, сооружения, оборудование и т.п.). Средний срок выдачи патента после подачи заявки на изобретение в России составляет полтора-два года. При готовности производства и желании предприятия вывести конкурентный продукт, запатентованный в России, на мировые рынки необходимо запатентовать техническое решение в странах предполагаемых рынков. Только после получения патента в России можно подать заявки на патент в интересующих странах. Так, например, сроки рассмотрения заявок в Европе (Европейский патент) — от трех до пяти лет, в США — два-три года, в Японии — от трех до пяти лет.

Общий срок вывода конкурентного продукта, от подачи заявки на изобретение в России до возможной реализации его на мировых рынках, составляет от четырех до семи лет. Этот срок практически совпадает со сроком разработки, подготовки производства и начала реализации запатентованного конкурентного продукта на российском рынке. Средний срок всех этапов инновационного процесса, от идеи до начала серийного производства и реализации продукции, — семь-восемь лет.

Таким образом, если сегодня не заложить стимулы для создания и развития производства конкурентоспособного высококачественного инновационного продукта, необходимого на рынке, мы можем не начать реализацию второго этапа социально-экономического развития России после 2012 года, как планируется. В лучшем случае это начнется в 2012 году, плюс семь-восемь лет, то есть в 2019—2020 году.

Принятие решений сегодня по стимулированию производства запатентованной продукции или продукции, выпускаемой с использованием запатентованной технологии, не приведет к сколько-нибудь значительным отвлечениям бюджетных средств. По статистике, в России не более 3% предприятий производят продукт с использованием инновационных решений, а разработкой инноваций занимается около 0,3% предприятий.

Но принятие таких решений сейчас даст стимулы, и у предприятий появится желание начать инновационные процессы в промышленном производстве, не дожидаясь 2012 года.

— Если сделать вывод из сказанного, может получиться по Черномырдину «хотели как лучше, а получилось как всегда»? В чем, на ваш взгляд, основная проблема реализации инновационной программы-2020?

— В подмене понятий, которая приводит, если так можно выразиться, к принятию однонаправленных решений. Государством поставлена цель: модернизировать промышленность под производство высококачественного конкурентного продукта на основе последних достижений науки и техники.

Обратите внимание: цель — производство высококачественного конкурентного продукта, она достигается за счет использования в производстве последних научных разработок, а это лишь одна из задач, которую надо решить для достижения поставленной цели.

Если вернуться к понятию однонаправленности, то все принятые и обсуждаемые решения крутятся вокруг стимулирования разработки новых идей, объединенных словом «изобретение», придавая ему суть инновационного процесса. То есть к смысловому содержанию слова «инновация» часто относят тесно связанные понятия — новшество, изобретение, открытие, что не совсем верно. Новшество, изобретение, открытие являются продуктами креативности. (креативность, как известно, — это творческая, созидательная, новаторская деятельность).

Принятые сегодня решения по стимулированию развития научно-исследовательских работ, созданию бизнес-инкубаторов, технопарков и т.д. направлены на решение именно этих задач, которые являются лишь частью инновационного процесса.

Безусловно, это необходимо, но недостаточно для достижения главной цели, которую ставит перед собой государство: принципиальное увеличение объемов производства конкурентного высококачественного продукта. В результате, в лучшем случае мы можем получить достаточное количество оригинальных технических решений в разных областях знаний, не востребованных отечественной промышленностью, в худшем — горы никому не нужных отчетов о проделанной работе, оплаченных из бюджета страны. Необходим комплексный подход к решению задач, охватывающий и стимулирующий развитие всех этапов инновационного процесса.

Инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить доход. Необходимо создать экономические условия, в которых бизнес стремился бы выпускать конкурентный продукт, нужный на рынке, вкладывая в его разработку и производство серьезные средства. По сути, создать рынок для инновационных решений, без которого все усилия, направленные на быстрое развитие конкурентного промышленного сектора экономики страны, будут малоэффективны.

Одним из путей решения этой задачи может быть льготный режим налогообложения в объеме формулы изобретения запатентованной продукции или продукции, выпускаемой с использованием запатентованной технологии в течение фиксированного срока.

Размер льгот должен стимулировать вложение значительных средств в разработку, подготовку производства и производство нового продукта.

Существенные льготы предприятиям, производящим конечный продукт, по налогообложению запатентованной продукции в объеме формулы изобретения стимулируют к созданию принципиально нового продукта с новыми потребительскими свойствами, а не к малозначительным изобретениям, по сути не меняющим его свойств. В последнем нет экономической целесообразности, так как такие изобретения в предлагаемой формулировке льгот не дают значимых дивидендов.

Ограничение по сроку действия льгот на запатентованную продукцию в объеме формулы изобретения стимулирует к постоянной исследовательской работе по созданию более качественного продукта взамен выпускаемого. Разумным сроком действия льгот может быть срок семь-восемь лет. Практика показывает, что этого времени достаточно для проведения глубоких исследовательских работ и подготовки производства нового продукта.

— А есть ли у нас в стране достаточное количество специалистов в разных областях знаний, готовых и способных решать такие задачи, ведь многие уезжают за рубеж, и, наверное, самые способные?

— Логичный и правильный вопрос, требующий, вероятно, отдельного разговора. Проблема даже не в том, что способные уезжают, это решается проще — через создание условий, стимулирующих к активной работе по выбранной специальности.

Если выделить основные причины этого процесса, то это скорее престижность профессии, творческая привлекательность, карьерный рост и ее доходность. Все это практически отсутствует в нашей стране, по крайней мере для технических специалистов.

Причина — отсутствие какой-либо экономической заинтересованности у промышленных предприятий кардинально что-либо менять на производстве в существующей ситуации, а как следствие — отсутствие серьезной заинтересованности в современных специалистах.

В результате имеем то, что имеем. Резкое сокращение технических специальностей в вузах страны, а качество тех специалистов, которых выпускают, мягко говоря, оставляет желать лучшего. А вот это серьезная проблема. Для решения амбициозной цели, которую поставило перед собой государство, нужны современные амбициозные высокообразованные специалисты, которых, к сожалению, сегодня мало.

На мой взгляд, решать эти взаимосвязанные проблемы — отсутствие экономического интереса к модернизации производства и повышение качества образования — можно только тогда, когда бизнес, получив эффективные стимулы для развития современного конкурентоспособного производства, будет заинтересован в новых перспективных технических решениях и идеях, будет активно искать Кулибиных по всей стране, создавая им условия для работы, оплачивая их труд достойно.

Бизнесу будет экономически выгодно вкладывать средства в подготовку высококвалифицированных специалистов всех уровней. Перспективная идея — это ученый, работающий в современной лаборатории; идея, реализованная в конкретный продукт, — это инженер, владеющий современными средствами проектирования и производства; серийно-выпускаемый качественный продукт — это современный высококвалифицированный рабочий, обслуживающий высокоточное и высокопроизводительное оборудование.

Так бизнес через свои экономические интересы будет вовлечен в воспитание и обучение подрастающих поколений, взяв часть забот государства на себя.

Распространение льгот на продукт, использующий патенты других стран, даст дополнительный стимул для привлечения западных инвестиций, новых технологий и знаний в нашу экономику. Вступление страны в ВТО только усилит и ускорит эти процессы.

Таким образом, создав ситуацию творческой активности в промышленном секторе экономики, можно будет рассчитывать на более быстрые позитивные перемены в промышленном производстве и обществе в целом.

— Как в народе говорят, «вашими бы устами да мед пить». Но все это сегодня очень актуально! Какой вы видите налоговую политику государства в этом случае?

— Сначала коротко отвечу на вашу реплику. Изобретательство, присущее творческим людям разных профессий, это, если хотите, состояние души. Для них это потребность решать задачи, до них не решаемые. Согласен, в каком-то смысле они мечтатели, но благодаря именно им цивилизация находится на сегодняшнем уровне развития.

При решении изобретательских задач, в том числе и задач по управлению промышленной политикой, есть три уровня. Первый — этого не может быть (то есть проблема, которую пока никто не решил и не видит путей ее решения); второй — в этом что-то есть (то есть проблема начинает осмысливаться, и просматриваются какие-то варианты ее решения) и третий — по-другому быть не может (то есть когда найдено теперь уже очевидное оригинальное решение проблемы).

Сегодня, на мой взгляд, наша страна находится на втором уровне решения проблемы, и хотелось бы, чтобы было найдено оригинальное смелое решение задач, отвечающее ее амбициозной цели.

А теперь перейду собственно к ответу на заданный вами вопрос.

Налоговая политика государства через налоговое законодательство должна стимулировать производителя к максимально возможным объемам производства конкурентоспособного высококачественного продукта, необходимого на рынке. В идеале — перейти от фискальной политики налогового администрирования к партнерской в отношениях с бизнесом.

Можно рассмотреть разные варианты налогообложения по видам налога, привязанные к изменению объема выпускаемой и реализованной продукции предприятием, через которые был бы найден компромисс между интересами государства и бизнеса. Основная мысль: при увеличении объемов производства и реализации конкурентоспособного высококачественного продукта налоговые платежи на единицу реализованной продукции должны уменьшаться, а общая сумма налоговых отчислений увеличиваться.

Надо понимать, что предлагаемый режим налогообложения должен распространяться только на предприятия, которые реально начали поставлять или поставляют такой продукт на рынок. Это в значительной степени снизит финансовые риски государства, увеличив при этом доходы бюджета, имея в виду избирательность закона.

С другой стороны, это серьезный стимул для остального бизнеса к работе в таких условиях, который заставит выстраивать инновационную стратегию и тактику его развития.

— Вы считаете, что принятия решений по стимулированию производства качественного запатентованного продукта, кроме тех мер, которые уже приняты государством по стимулированию разработок нового продукта, достаточно для успешной реализации программы-2020?

— Конечно же, нет. Но если перефразировать знаменитое высказывание Архимеда, это может быть той точкой опоры, приложив усилия к которой можно будет повернуть нашу экономику на инновационный путь развития.

К следующим проблемам или задачам, которые необходимо решать, я бы отнес физически и морально устаревшие основные фонды предприятий, и кредитную политику государства.

Без создания условий для кардинальной замены морально и физически устаревших основных фондов, в первую очередь металлообрабатывающего и технологического оборудования, бессмысленно говорить о кардинальных изменениях в промышленности, тем более о ее инновационном развитии.

При действующих процентных ставках по кредитам и максимальных сроках кредитования коммерческих банков до пяти лет это просто нереально.

В стране есть положительный опыт кредитования развития сельского хозяйства и замены устаревших основных фондов в агропромышленном комплексе через государственную лизинговую компанию «Росагролизинг».

Почему бы не использовать этот опыт в промышленности и не создать государственную компанию «Роспромлизинг», нацеленную в основном на замену устаревших основных фондов в промышленности, использовав для этого средства из стабилизационного или резервного фондов.

Если обобщить высказанные предложения с учетом смыслового содержания слова «инновация», необходимо разработать инновационную промышленную политику государства, нацеленную на быстрое инновационное развитие промышленного сектора экономики страны, которая включала бы в себя как минимум решение следующих задач:

• стимулирование промышленного производства высококачественного конкурентного продукта, созданного на основе патента (главная задача, расставляющая приоритеты в принятии решений, без реализации, которой все остальное теряет смысл);

• стимулирование разработок новых идей;

• стимулирующее кредитование подготовки производства разработанного высококачественного конкурентного продукта.

Только в этом случае, на мой взгляд, цели, поставленные в стратегии-2020, безусловно, будут реализованы.