Поедем с ветерком?


Текст | Татьяна МИХАЙЛОВА


Кризис кризисом, а развитие транспортной инфраструктуры страны останавливать не планируется.

В середине апреля в Санкт-Петербурге председатель Правительства РФ Владимир Путин провел совещание по программе развития транспортной инфраструктуры в 2009 году и антикризисных мерах в транспортном комплексе. Премьер-министр сделал программное заявление: в условиях кризиса ассигнования на развитие транспортной системы России не только не уменьшатся, но будут увеличены. «Рассматриваем такой подход в качестве одной из важнейших антикризисных мер, которая позволит не только создать дополнительные рабочие места, но и заложит инфраструктурный фундамент для посткризисного развития страны», — продолжил он.

По словам премьера, в 2009 году объем инвестиций в транспортную инфраструктуру будет увеличен по сравнению с 2008 годом на 100 млрд руб. и составит около 550 млрд руб. В частности, 312 млрд руб. будет направлено на строительство и капитальный ремонт автодорог. «В целом финансирование отрасли вместе с антикризисными мерами увеличится на 30%, а если брать ремонт и строительство дорог, то увеличение будет на 15%», — добавил Владимир Путин.

Откорректирован механизм софинансирования развития региональной дорожной инфраструктуры. Отныне 95% расходов на строительство и ремонт дорог и объектов дорожной инфраструктуры регионов будет финансироваться из федерального бюджета, 5% — из бюджетов территорий (ранее это соотношение было 80% к 20%). Такое решение, по мнению премьера, позволит не замораживать дорожное строительство даже в наиболее пострадавших от кризиса субъектах РФ.

Еще одна мера антикризисной поддержки отрасли касается компенсации выпадающих доходов ОАО «РЖД». Правительством уже принято решение направить в уставный капитал общества 50 млрд руб., впрочем, Владимир Путин не исключил, что сумма государственной поддержки РЖД может возрасти. Напомним, что в 2009 году в целях поддержки отечественных товаропроизводителей Правительство РФ приняло решение повысить тарифы на грузовые перевозки, осуществляемые ОАО «РЖД», на 8% вместо ранее запланированных 14%. Кроме того, с конца прошлого года государственная монополия несет серьезные издержки, связанные с резким снижением объема грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок. Так, по данным экспертов, в первом квартале 2009 года убытки ОАО «РЖД» превысили 26 млрд руб.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин в своем докладе на совещании подвел итоги 2008 года, который несмотря на начавшийся кризис, по большому счету, оказался удачным для транспортной отрасли. «Проделана большая работа по формированию государственной транспортной политики на долгосрочный период, утверждены основные стратегические и программные документы. Подготовлены и приняты Транспортная стратегия на период до 2030 года, новая ФЦП “Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)”», — отметил он. По данным Минтранса, в прошлом году общий объем инвестиций, направленных в транспортную отрасль по ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)», за счет всех источников финансирования составил 795 млрд руб. При этом на финансирование подпрограммы этой ФЦП «Автомобильные дороги» направлено более половины всех объемов бюджетных ассигнований. Объем введенных в эксплуатацию автомобильных дорог превышает показатель 2007 года на 40%. Доля протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, возросла до 38,5%.

Как отметил Игорь Левитин, сегодня в условиях нестабильной экономики основная задача — сохранить потенциал транспортной отрасли и завершить приоритетные инфраструктурные проекты. В 2009 году, по словам министра, усилия властей должны быть сосредоточены на выполнении пяти целевых задач программы антикризисных мер. Это обеспечение доступности транспортных услуг для населения; обеспечение устойчивой работы организаций транспортного комплекса и сохранение квалифицированных кадров; снижение транспортных издержек реального сектора экономики; привлечение внебюджетных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства; продолжение реформирования транспортного комплекса.