ОПК дождался поддержки


Текст | Николай ПЕТРОВИЧЕВ


Минфин начинает программу поддержки стратегических предприятий оборонно-промышленного комплекса.

По сообщению министра финансов России Алексея Кудрина для прессы, в конце февраля правительство приняло решение выделить 56 млрд руб. стратегическим предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

В выступлении на заседании правительства 26 февраля, предварявшем решение, Кудрин рассказал о принимаемых мерах по поддержке предприятий ОПК. «Совместно с банками определили выдачу кредитов на сумму 56 млрд руб.», — сообщил он в частности. При этом глава Минфина отметил, что в отношении четырех предприятий также были приняты решения о капитализации на сумму 30 млрд руб.

«По 22 предприятиям определен механизм субсидирования процентных ставок на общую сумму 6 млрд руб., по шести предприятиям необходимы госгарантии, на 12 млрд руб. эти гарантии оформляются», — рассказал министр коллегам по правительству. Отвечая на вопрос председателя Правительства РФ Владимира Путина о числе банков, участвующих в кредитовании, Алексей Кудрин отметил, как пишет «Коммерсантъ», прежде всего четыре банка: Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк и Газпромбанк, добавив, что в некоторых случаях к финансированию подключаются и другие кредитные организации.

По словам Алексея Кудрина, механизм докапитализации четырех предприятий ОПК заключается в проведении допэмиссии и вхождении государства в уставный капитал предприятий. В их число входят РСК «МиГ», ММП им. Чернышева, Центр им. Хруничева и КАПО им. Горбунова.

Накануне занимающийся вопросами ОПК вице-премьер Сергей Иванов заявил, что предприятия комплекса испытывают существенные трудности с кредитованием. По его словам, в 2009 году отрасли для работы понадобится 295 млрд руб. В то же время государственные заказы оборонной отрасли на 2009 год достигают суммы 1 трлн руб.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА


Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, заместитель министра промышленности и торговли РФ:

Практически полностью «раскассированы» 50 млрд руб., предназначенные на поддержку ОПК. Есть конкретные решения по допэмиссии для МиГа, проект постановления по допэмиссии КАПО сейчас находится в Правительстве РФ. Хотел бы отметить четкое взаимодействие, сложившееся с соответствующими рабочими группами Министерства экономики и Министерства финансов, благодаря которому процедура допэмиссии по МиГу вместо штатных шести месяцев была осуществлена фактически в двухнедельный срок.

Поскольку одна из важнейших проблем реального сектора связана с доступностью денег, критическую значимость приобретает скорость и качество администрирования существующих бюрократических процедур. Сегодня мы принимаем все возможные усилия по ускорению доведения средств до конечных получателей.

Уверены, что, например, и ускорение сроков возврата экспортного НДС внесет значительный вклад в стабилизацию финансового положения предприятий.

Теперь о том, что вызывает наибольшее беспокойство. В рамках оптимизации бюджетных расходов нас ставят перед выбором: либо индивидуальные меры по конкретным предприятиям, либо продолжение системной работы по стратегическим приоритетам, заложенным в рамках федеральных целевых программ. Каждая из этих программ направлена на реализацию соответствующих стратегий отраслевого развития, которые разрабатывались при участии и с учетом позиционирования ведущих предприятий. И заложенные в них среднесрочные ориентиры должны быть выполнены безусловно.

Сегодня в рамках оптимизации бюджетных расходов обсуждаются решения о сокращении расходов, в том числе по десяти ФЦП, в которых участвует около 400 предприятий ОПК. С другой стороны, в федеральном бюджете изыскиваются средства на поддержку и предотвращение банкротства этих же самых предприятий.

Хотел бы продемонстрировать это на примере авиастроения. Стратегическое видение развития отрасли было сформировано в 2006 году. Напомню его основные составляющие: создание национальной компании, конкурентной в глобальном масштабе, — ОАК и ставка на прорывные проекты с четко определенной рыночной нишей.

В гражданской сфере — это самолеты «СухойСуперДжет» и «МС-21». Сегодня обеспечен режим сильной государственной поддержки отрасли. Это позволяет эффективно реализовывать основные прорывные проекты. По ним у нас сегодня есть задел перед, например, китайскими конкурентами в полтора-два года. Однако по меркам отрасли этот разрыв минимален, что накладывает существенные обязательства на ритмичность госфинансирования. Сокращение инвестиций в отрасль и их «отсрочка» может привести к проигрышу глобальной конкурентной гонки и невостребованности наших «прорывных продуктов», а следовательно, сделает бессмысленным все усилия в этом направлении.

Мы считаем что сегодняшняя ситуация, как это ни парадоксально, требует от нас фактического увеличения финансирования работ в этой сфере.

Считаю, что если нам удастся реализовать все озвученные планы, то 2009 год станет хорошей стартовой площадкой для достижения целей, обозначенных утвержденной стратегий социально-экономического развития 2020 года.

Из выступления на президиуме Госсовета в Иркутске 24 февраля с.г.