Несвоевременная концепция


Текст | Николай ФЕДОРОВ


Проект концепции Минздрава по долгосрочному развитию здравоохранения подвергся критике Минэкономики.

В феврале прошли парламентские слушания, посвященные проекту Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года. Документ представила заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Вероника Скворцова. Минздравсоцразвития в рамках реализации этой концепции намерено полностью прекратить практику финансирования медучреждений напрямую через бюджет или другие источники в обход системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Министерство предлагает в концепции новую финансовую модель — через одноканальное финансирование системы ОМС. В эту систему будет поэтапно включаться скорая и высокотехнологичная медицинская помощь, лекарственное обеспечение граждан в амбулаторных условиях, бюджетные инвестиции в отрасль.

Запланировано увеличение годового минимального норматива госгарантий в здравоохранении с 9,4 тыс. руб. на человека в 2010 году до 30,4 тыс. руб. в 2020 году. Общие расходы на медицину из разных источников (бюджеты разных уровней и программы ОМС) увеличатся с 2,6 трлн руб. в 2010 году до 8,3 трлн руб. в 2020 году.

Цели концепции заявлены впечатляющие: увеличение численности населения с нынешних 142 млн до 145 млн человек к 2020 году, увеличение средней продолжительности жизни до 75 лет, снижение коэффициента смертности в полтора раза по отношению к 2007 году.

Глава комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова усмотрела в документе предпосылки для улучшения финансового обеспечения здравоохранения, в частности, планируемый в 2010 году страховой тариф в ОМС, равный 5,1% (сейчас 3,1%) назвала «положительным шагом».

Документ был жестко раскритикован представителями Минэкономразвития. Начальник одного из отделов департамента экономики социального развития министерства Василий Донин назвал концепцию «необоснованно оптимистичной». В заключении на документ, датируемом 27 января, заместитель главы Минэкономразвития Александра Левицкая пишет, что из-за увеличения нагрузки на бюджеты субъектов РФ заявленное увеличение прямых расходов бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов на здравоохранение «потребует дополнительной проработки исходя из новых макроэкономических параметров».

«Состояние и динамика современной социально-экономической ситуации в стране (высвобождение работников, сокращение числа налогоплательщиков) в период до 2011 года приведут к уменьшению доходной части бюджетов фонда ОМС и связанным с этим рискам дефицита их бюджетов», — отмечает она. С большой вероятностью, в марте 2009 года при обсуждении концепции и официальных претензий Минэкономразвития к Минздраву будет больше. Г-н Донин обозначил ключевые претензии к проекту концепции г-жи Голиковой. По его словам, заявленные в документе показатели завышены по сравнению с прогнозными показателями Минэкономразвития, а сама концепция не содержит обоснования увеличения страхового тарифа в здравоохранении до 5,1%.

«Включение в систему ОМС высокотехнологичной медпомощи, обязательного лекарственного страхования, бюджетных инвестиций потребует значительных бюджетных вливаний, и совершенно не факт, что 5,1% хватит», — заявил Донин. Представитель Минэкономразвития также посчитал необоснованным увеличение к 2010 году взносов работодателей в ОМС до 495 млрд руб. и рост объемов платежей на здравоохранение со стороны субъектов бюджетного планирования за неработающее население. «Кризис не подчиняется призывам и заклинаниям, и уже явно сокращается фонд оплаты труда», — пояснил он, добавив, что работодатели при развитии кризиса и отказе от налогового финансирования здравоохранения в пользу страховых платежей ОМС начнут отказываться от платежей как неналоговых.

Как указывает «Коммерсантъ», спор о стратегии в здравоохранении вряд ли можно назвать рядовым. Споры о модели здравоохранения в ЕС (в частности, в Германии, Франции, Великобритании) и США последние пять лет находятся в центре политической повестки дня наряду с пенсионной реформой, зачастую становясь причинами и политических кризисов, и массовых социальных протестов.

И вряд ли Минздраву удастся провести обсуждение вопроса о концепции политики в области здравоохранения только в рамках согласований в правительстве.