Лилия ТИЛЕНЕ: современная языковая культура — ключевой фактор модернизации России


Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Из архива центра ЛИНГВА


Генеральный директор Лингвистического центра ЛИНГВА (г. Мурманск) Лилия Петровна Тилене — знаменитый советский и российский педагог-лингвист. Одна из лучших выпускниц МГПИИЯ им. Мориса Тореза, она с самого начала своей педагогической карьеры совмещала работу школьного учителя английского языка с научными исследованиями и еще молодым специалистом стала преподавателем, а позднее заведующим кафедрой иностранных языков Мурманского областного института повышения квалификации учителей, затем одновременно проректором этого института по науке.

Еще в советское время Лилия Петровна в числе нескольких лучших отечественных лингво-дидактов-новаторов прошла стажировку в Кембридже, создала при своем институте совместно с Академией педагогических наук СССР экспериментальный центр. Именно он стал основой ЛИНГВЫ, когда ИПК в прежнем виде фактически прекратил свое существование.

Центр действует уже почти 15 лет, ведет научные исследования под эгидой ЮНЕСКО, имеет обучающие подразделения уже не только в Мурманске, но и в Санкт-Петербурге, Североморске и Апатитах, реализует проекты в Москве и в масштабах Евросоюза. Обучает 15 иностранным языкам соотечественников и русскому языку партнеров из-за рубежа. И Лилия Петровна не собирается останавливаться на достигнутом — даже в период кризиса, ведь в кризис спрос на образование многократно возрастает.

— Лилия Петровна, какую роль подготовка в области иностранного языка играет в развитии российской экономики, международного сотрудничества?

— Очевидно, что знание иностранных языков специалистами компаний и организаций способствует успешному политическому и экономическому сотрудничеству нашей страны, а следовательно, развитию ее экономики и общества. Согражданам же знание иностранного языка, а лучше языков, предоставляет возможность культурно обогащаться, делать успешную профессиональную карьеру на мировом рынке труда.

Это аргументы в пользу изучения иностранного языка, которые были справедливы во все времена. Но в наше время появились совершенно новые обстоятельства. В эпоху глобализации владение современной языковой культурой приобрело особое значение. Знание иностранных языков — это знание, которое уничтожает коммуникативные барьеры между людьми, компаниями, обществами, делает мир действительно глобальным. И уже сейчас невозможно говорить о современном человеке и современной стране без широкой языковой подготовки, охватывающей все регионы страны и поколения.

Для нас, как центра по обучению иностранным языкам, очень важна совместная качественная работа с коллегами из-за рубежа. Ведь никто лучше высококвалифицированных лингвистов — носителей языка не сможет помочь решить вопрос качественного обучения иностранным языкам. Поэтому центр ЛИНГВА создал целую систему плотного взаимодействия с зарубежными университетами и языковыми центрами.

Как наши важнейшие партнеры, так и независимые эксперты отмечают, что нигде, по крайней мере на Севере России, нет такой интенсивной кооперации между российскими и зарубежными языковыми образовательными учреждениями по вопросам лингво-дидактики, не осуществляется так много научных исследований. Центр ЛИНГВА хорошо известен за рубежом, особенно в Северной, Западной, Восточной Европе, привлекает внимание новых и новых партнеров своей широкой, активной, творческой международной деятельностью.

Но самое главное — дети и взрослые, прошедшие обучение у нас, чувствуют результат на практике. Уровень языкового обучения очень высок: даже не лучшие наши ученики свободно себя чувствуют в иностранных вузах, в иностранной языковой среде.

— А каковы ваши основные содержательные и страновые направления обучения?

— Программы центра ЛИНГВА, языковые стажировки, связанные с повышением качества обучения иностранным языкам в России и странах Евросоюза, международные совместные проекты центра разнообразны. Лингвистическим центром осуществляется широкий спектр деятельности на основе нескольких лицензий на образовательные услуги: обучение иностранным языкам школьников, дошкольников, взрослых; обучение индивидуальное и корпоративное; обучение русскому языку как иностранному; организация зарубежных языковых стажировок для преподавателей и учащихся, что способствует быстрому обучению и приобретению разговорных навыков; подготовка к престижным международным экзаменам; ведение научно-исследовательской и научно-методической работы по проблемам лингво-дидактики; повышение квалификации преподавателей иностранных языков. Проводится широкая совместная международная деятельность по актуальным вопросам языкового образования в странах Европы, особенно в Скандинавских странах.

Выпускники ЛИНГВЫ получают международные сертификаты, например, кембриджские сертификаты (FCE, IELTS, CAE) по английскому языку, национальные финские, немецкие и другие сертификаты, которые открывают дверь не только в Великобританию, ФРГ и Финляндию, но и предоставляют широкую возможность участия в международных проектах с США, Канадой, Австралией и другими странами Европы, Америки и Азии. Кстати, наш центр принимал участие в разработке тестов для финляндского сертификата. Активно, широко сотрудничаем с Финляндией, Норвегией, Швецией, Великобританией, США, Канадой, Латвией, Литвой, Эстонией, Германией, Чехией, Францией, Италией, Испанией… Сейчас в центре активно развивается азиатское направление: изучение китайского, японского языков, мы после длительных поисков подобрали прекрасных преподавателей — носителей языка.

Преподаватели ЛИНГВЫ говорят в общей сложности на 15 языках: от английского и других романо-германских до скандинавских, финно-угорских и восточноевропейских. Программы центра открывают для наших учащихся «окно в Европу», «окно в Америку», «окно в Азию», так как предоставляют преподавателям и ученикам ЛИНГВЫ большие возможности по языковой практике и общению с зарубежными специалистами и сверстниками, значительно расширяют кругозор и способствуют лучшему познанию мира.

— Какую роль играет ваш центр в налаживании международного сотрудничества в Баренц-регионе, в других регионах Европы?

— Как вы знаете, президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, предложил новую внешнеполитическую концепцию нашей страны. Среди ее особенностей — констатация изменений в мире, которые требуют новых подходов, усиление экономической составляющей в отношениях между государствами.

Кроме этого, одной из главных задач ставится «формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира, а также, что очень важно, — поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России».

Имея договоры о совместном сотрудничестве по проблемам лингво-дидактики со многими странами Евросоюза, со странами Баренц-региона — Финляндией, Швецией, Норвегией, мы целенаправленно готовим специалистов для дальнейшей работы в совместных проектах нашего региона. Свободно владея, например, английским и финским, английским и норвежским языками, хорошо зная культуру, экономику, традиции стран изучаемого языка, наши выпускники оказываются бесценными специалистами в успешном развитии бизнеса нашего региона. Недавно в одном из зарубежных университетов прошло анкетирование наших учеников, и мне очень понравилось, что они ответили на вопрос, для чего изучают иностранный язык. Смысл ответов большинства сводился к одному: для того, чтобы быть полезным своей стране, помогать развивать ее экономику. Развивать российскую экономику — это и есть главная цель деятельности нашего центра!

Я хотела бы особо подчеркнуть: мы готовим в первую очередь специалистов для отечественной экономики. Отлично владея иностранными языками, можно успешно жить и трудиться в своей стране, выстраивая карьеру, становясь профессионалом высокой квалификации. Зарубежные стажировки помогают увидеть и осознать, что в других странах живут, работают, решают жизненные проблемы такие же люди, как мы. А понимание этого — серьезный шаг к формированию толерантности, к решению наших собственных жизненных и общественных проблем.

Наши выпускники работают переводчиками, советниками управляющих больших совместных компаний, специалистами в таких чувствительных к языку областях, как международные экономические, политические, культурные, гуманитарные отношения, международное право, нередко открывают собственный бизнес. Знание иностранных языков, подтвержденное международной сертификацией, помогает им успешно строить свою карьеру и оказывать неоценимую помощь нашему региону, стране в развитии контактов как с сопредельными, так и «дальними» государствами. Важно отметить, что абсолютно все наши выпускники имеют возможность успешно пройти международную сертификацию.

Совершенно особые отношения у нас складываются с Финляндией. Это и отношения со всеми крупнейшими университетами страны, и участие в проекте по развитию туризма в Финляндии. С нашим участием открывается Центр русского языка в Хельсинки. Кроме того, центр ЛИНГВА пригласил учителей русского языка из учебных заведений Финляндии на языковую стажировку к нам. То есть процесс обогащения двух культур, сотрудничества между двумя соседними странами интенсифицируется.

— Наверное, наиболее востребованным у учащихся языком является английский?

— Безусловно, он пользуется наибольшей популярностью, либо как основной язык, либо в качестве второго. Наш центр является официальным представителем Кембриджского экзаменационного синдиката на Севере России, нам дано право приема международных экзаменов, проводимых этим синдикатом. Данную работу мы осуществляем совместно с британскими коллегами.

У нас много лет осуществлялась совместная работа с Британским советом в России: ЛИНГВА более 15 лет тесно сотрудничала с ним по вопросам повышения квалификации специалистов в области английского языка и организации международных экзаменов для учащихся центра. Так как работа Британского совета в нашей стране была приостановлена, мы обратились с просьбой о сотрудничестве в Британский совет в Финляндии. И получили полную поддержку: составили совместную программу, пригласили специалистов-инспекторов Британского совета из Хельсинки в наш центр для проведения семинаров и курсов по лингво-дидактике для наших учителей и учащихся.

Так что сотрудничество с Британским советом как международной структурой у нас не прерывалось.

— Вы не только учите языку, но и содействуете международной коммуникации с использованием языка…

— Действительно, ЛИНГВА выступает как организационно-координирующий центр учреждений, занимающихся культурологическими и языковыми проблемами в России и за рубежом, особенно в Северной Европе. Мы проводим совместную научно-исследовательскую и научно-методическую работу по вопросам обучения как иностранным языкам и культуре, так и русскому языку в качестве иностранного и русской культуре.

Обучение многих зарубежных специалистов русскому языку и культуре способствует распространению русского языка и русской культуры за границей. Эта совместная работа проводится в течение многих лет и хорошо себя зарекомендовала. Так, наш большой друг — губернатор финляндской провинции Лапландия Ханнелле Покка, посетив центр ЛИНГВА во время прошлогоднего визита в Мурманскую область, дала очень высокую оценку его работе: признала центр одним из лучших языковых образовательных проектов между городами-побратимами — Мурманском и столицей Лапландии Рованиеми.

Высокую оценку работы ЛЦ «ЛИНГВА» дали также Британский совет, Кембриджский экзаменационный синдикат и многие другие наши солидные иностранные партнеры.

— А какую оценку центру дает рынок труда?

— Выпускники ЛИНГВЫ, получив хорошую подготовку по иностранным языкам, становятся хорошими специалистами, трудятся во всех сферах деятельности, в разных городах нашей страны и приносят огромную пользу обществу. С абсолютной уверенностью могу сказать: наши выпускники, имея международные сертификаты, подтверждающие высокий уровень владения иностранным языком, будут всегда востребованы на рынке труда!

Особое значение языковая подготовка имеет в воспитании подрастающего поколения. Сегодня особое внимание уделяется роли энергичной, умной, целеустремленной молодежи. Именно юноши и девушки могут осуществить живые творческие поиски новых моделей жизни в современном обществе. Создание оптимальных условий для развития личности средствами иностранного языка очень важно. Собственно говоря, именно ради этого работает наш педагогический коллектив.

Как известно, президент России Дмитрий Анатольевич Медведев объявил 2009 год Годом молодежи. Говоря о современной молодежи, он сказал: «Это должны быть прежде всего современные люди. Люди, которые способны общаться всеми современными средствами, которые знают иностранные языки, знают свою и мировую историю. Это должны быть люди, которые адаптированы к современной конкурентной среде».

Иностранный язык — это отдельный культурный пласт, которым современному молодому человеку, живущему в век глобализации, нужно владеть так же, как и знаниями по истории, математике, биологии… Без так называемого активного владения иностранным языком (или языками) сегодня просто невозможно делать успешную карьеру, особенно в больших городах, где много совместных предприятий, постоянно происходит международное сотрудничество; невозможно успешно развивать экономический потенциал страны, понимая экономику как глобализированную.

Потому языковая составляющая модернизации России чрезвычайно важна, и государственные, общественные, рыночные институты, обеспечивающие фундаментальную подготовку в области иностранных языков, приобретают ключевое значение.

— Соответствует ли этому значению внимание, которое уделяет языковой проблеме государственные органы — МИД, Минэкономразвития, Минобрнауки?

— На мой взгляд, не соответствует. В стране сегодня фактически нет системы языкового образования: от дошкольного обучения до обучения взрослых.

— Такой системы, какая создана в вашем центре?

— Совершенно верно. Господствуют утилитарные подходы, этапы обучения не стыкуются между собой. А ребенка, которому даны неправильные базовые знания и навыки, чрезвычайно трудно затем переучить.

Переподготовкой школьных учителей и вузовских преподавателей давно никто в стране не занимается. Школьные тесты ЕГЭ по английскому, например, языку — это некачественная калька с некоторых западных тестов, отобранных в качестве образца по какому-то вкусовому, а не научному принципу.

Я, честно скажу, разделяю негативное отношение многих отечественных педагогов к ЕГЭ. Считаю, что это продолжение худшей части традиций советской педагогики: назидательности, репрессивности, неуважения к личности — как к личности ученика, так и к личности учителя.

Сдача экзаменов в другой школе во время ЕГЭ — проявление недоверия к учителю. О каком отношении к профессии с его стороны, ответственности за результат мы после этого можем говорить? Тем более после почти двух десятилетий низведения учительства чуть ли не до сферы коммунальных услуг, унижения низкой зарплатой…

Это неуважение и к ученику: молодой человек с паспортом, как потенциальный правонарушитель, вынужден идти сдавать экзамен в другую школу. Какой это стресс для молодого человека, сколько ребят теряют эти паспорта! И самое главное — непонятно, что это дает в выявлении знаний?

В лингвистическом образовании взрослых господствуют, как вы знаете, разного рода непродолжительные курсы. Это полная профанация языкового обучения, так как для фундаментальной подготовки по иностранному языку нужно минимум два года систематических занятий!

Мы исповедуем совершенно иную идеологию образования. Благодаря, без преувеличения, уникальным методикам обучения, которые создавались мной и моими коллегами не одно десятилетие, в которых соединены международные достижения в области лингвистики и наши собственные ноу-хау, благодаря интеллектуальному и духовному потенциалу преподавателей, совершенно особой, уютной атмосфере в центре, ученики ЛИНГВЫ отлично сдают международные экзамены высокого уровня с правом получения престижных сертификатов, которые признаются во всем мире. Успешно освоив один язык, большинство учащихся продолжают посещать центр, изучая другой. Многие выпускники ЛИНГВЫ свободно владеют двумя-тремя иностранными языками.

Помимо обучающего процесса, цель нашего центра — воспитание всесторонне развитой личности.

— Можно сказать, воспитание новой элиты?

— Да, элиты в лучшем смысле этого слова — культурной, духовной, которой по силам в будущем не только возродить общество, но и изменить мир. Элиты, способной свободно общаться на иностранных языках, знающей культуру зарубежных стран, толерантной, воспитанной и широко образованной.

Программы обучения нашего центра были всегда востребованы. Мы, обучая иностранным языкам на высоком уровне, даем огромному количеству людей возможность грамотно и качественно говорить на иностранном языке, использовать иностранный язык как реальное средство общения.

ЛИНГВА всколыхнула интерес к изучению иностранных языков на Севере России. Наш центр — мультикультурный очаг в регионе, обучение у нас пользуется большим спросом, и нам порой уже трудно справиться с наплывом студентов и специалистов, в том числе из-за рубежа. У нас очень много обучаемых и тех, кто хотел бы учиться в нашем центре. Вот эта массовость и позитивная нотка, которую мы привносим в жизнь людей, постоянная качественная и эффективная работа и есть, я считаю, главное наше достижение за почти 15 лет работы.

Учащиеся нашего центра участвуют в различных семинарах, конкурсах, фестивалях, конференциях на иностранных языках, проводимых как в ЛИНГВЕ, так и за ее пределами: в Москве, Санкт-Петербурге, за рубежом. Они живут активно, творчески, разнообразно. Многие выпускники обучаются в престижных университетах России и зарубежных стран: Великобритании, США, Чехии, Финляндии, Германии, Швеции, Норвегии и др.

Команда высококлассных специалистов старается привнести в жизнь учащихся ЛИНГВЫ все самое новое, интересное, перспективное. Они считают, что дети всегда должны быть веселыми и находчивыми, оптимистично настроенными и инициативными. Поэтому весь учебный процесс проходит увлеченно, ярко и разнообразно. Для каждой возрастной категории разработаны индивидуальные программы. В процессе обучения применяются игры, инсценировки, используются компьютерные технологии.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Составляем бизнес-планы дальнейшего развития. Центр успешно работает, широко известен в России и за рубежом. Но нам есть к чему стремиться, развивая свой бизнес, постоянно повышая качество работы, внедряя новые инновационные технологии обучения. Языковое образование — это серьезный бизнес, для его развития необходимо постоянно привлекать новых партнеров, внедрять инновационные технологии, постоянно учиться и учиться, повышая свою квалификацию.

Сейчас разрабатывается новый совместный проект по обучению языку и культуре с Финляндией, Испанией, Литвой и Германией. Его стратегическая цель: завоевать определенные позиции не только на российском рынке образовательных услуг, но и на зарубежном, и за сравнительно короткий срок привлечь в проект достаточное количество специалистов, которые могли бы активно участвовать в нем.

Сегодня ЛИНГВА весьма конкурентоспособна на рынке образовательных услуг не только в региональном, но и общероссийском масштабе. В наших образовательных технологиях высокая доля креативности, мы инвестируем много средств в развитие творческих начал, повышение квалификации, внедрение новых технологий и современное оснащение учебных аудиторий. ЛИНГВА — центр с тремя «Т»: таланты (наши сотрудники), технологии, толерантность. Эти три «Т», по теории американского экономиста Ричарда Флорида, всегда определяют шансы на будущее развитие компании.

В свое время Уинстон Черчилль сказал: «Успех — это способность двигаться от одной трудности к другой, не теряя энтузиазма». В сложные времена становления, в период экономических потрясений мы сумели не просто справиться со сложными ситуациями, но и постоянно развивали свой бизнес, внося новые перспективные направления в нашу деятельность.

— Какая роль в этом успехе принадлежит коллективу специалистов центра?

— Мы успешны благодаря всем преподавателям, всем сотрудникам центра. Благодаря их добросовестной, честной и качественной работе в центре создан во всех смыслах комфортный микроклимат для обучения детей. Позитивный психологический климат учреждения, где изучаются иностранные языки, особенно важен, так как ребенок должен быть раскован, чувствовать себя комфортно, изучая иностранный язык во внеязыковой среде, да еще и в системе дополнительного образования, когда он приходит к нам в центр после основных занятий в школе. Поэтому роль команды велика для создания отличных условий для успешного изучения иностранных языков.

Коллектив ЛИНГВЫ — это именно команда, хорошо слаженная команда талантливых, интеллигентных, деликатных и образованных людей. И успех нашего лингвистического центра — заслуга всей нашей дружной команды. Больше всего в своих коллегах и сотрудниках я ценю профессионализм, трудолюбие, упорство, целеустремленность и оптимизм. Всегда стремлюсь помочь коллегам, способным к саморазвитию, творческому и карьерному росту, стараюсь открыть перед ними новые возможности и перспективы.

В целом я придерживаюсь демократичного стиля руководства. Если сотрудники хотят внедрять новые идеи, технологии, всегда даю им зеленый свет и даже некоторый запас на ошибку. А почему нет? Без ошибок не может быть творческого поиска.

Для меня члены нашей команды — самые главные и важные люди, настоящие VIP?персоны. Я всегда понимала: самое главное в образовательном процессе — личность педагога. Компьютеры, кабинеты — это все вспомогательные средства. Социальная защищенность каждого члена команды очень важна для качественной работы специалиста и особенно в период кризисов, нестабильной экономической ситуации. Именно этому мы уделяем большое внимание, стараясь не ущемлять сотрудников, помогать им, так как выживаемость любого бизнеса — качественные услуги. Это аксиома!

Чтобы услуги были качественными, каждый человек — член команды должен чувствовать себя уверенно, защищенно и знать, что компания, в которой он трудится, не бросит его в трудную минуту.

Из личных качеств сотрудников ценю любовь к детям, преданность делу и порядочность. В нашей компании отношения уважительные, демократичные, людям дается много самостоятельности, хотя важно, чтобы они ею не злоупотребляли, а действовали всегда в общекомандных интересах. Контроль за деятельностью каждого подразделения, каждого сотрудника — уважительный, деликатный. Цель — оказание научно-методической помощи. Главное — поддержать, воодушевить, чтобы человек продолжал оптимистично, увлеченно и качественно работать, но уже на новом уровне.

Что же касается мотивации сотрудников, то важно, чтобы им всегда было удобно и комфортно работать, чтобы сама компания изначально ориентировалась на успех, ставила конкретные цели и задачи, которые в свою очередь доходили до каждого конкретного человека. В работе всегда имеет место сочетание целеустремленности и гибкости. Важно работать не останавливаясь и прикладывать все усилия для достижения успеха.

Если поставить интересную задачу, создать оптимальные условия для качественной работы, то специалист будет работать творчески. И ему обязательно нужно доверять, приветствуя стремление подниматься выше. Естественно, в какой-то мере это нужно координировать, направляя усилия в нужное русло.

У нас только штатные педагоги — как почасовики работают только кандидаты на вакантные должности, те, в ком мы еще не уверены. Люди у нас работают по многу лет — в мой центр перешла когда-то вся кафедра иностранных языков, которой я руководила, многие другие сотрудники ИПК. За годы работы появились новые специалисты — и в большинстве своем они до сих пор работают в нашем центре. Уходили только в силу обстоятельств: кто-то с мужем переехал в другой город, несколько наших педагогов сейчас в Москве…

— Не планируете открыть филиал центра в столице?

— Это очень заманчивая идея, надеюсь, дойдет дело до ее реализации. Но главное для меня сегодня, в кризисный период, — сохранить потенциал развития.

— Как сказывается на работе центра экономический кризис в стране и мире?

— Мы понимаем, что наши услуги будут востребованы в любой ситуации — даже в условиях кризиса. Потому что кризисы приходят и уходят, а знания остаются — и выступают важнейшим конкурентным преимуществом на рынке труда. Более того, именно в кризис образовательные услуги пользуются наибольшим спросом, так как кризисы приводят к реструктуризации экономики.

Сегодня самая главная для меня задача — сохранить людей, как учащихся, так и преподавателей. Потому что я понимаю: кризис пройдет, а людей я не верну.

Сейчас на многих предприятиях, как вы знаете, задерживают зарплату. Если такое происходит, мы обязательно идем навстречу семьям, разрешаем детям или взрослым учиться за минимальную стоимость. Кстати, занятия у нас вообще стоят недорого — 80 руб. обычный урок и 100 руб. урок по подготовке к экзамену. Из-за этой ценовой политики многие даже считают, что мы госучреждение и зарплату нам платит государство, и очень удивляются, когда узнают, что центр имеет негосударственный статус. Доход же мы получаем за счет большого количества обучающихся при неизменно высоком качестве этого обучения. Очень сложная бизнес-технология, очень затратная, но для меня это был единственно возможный вариант развития бизнеса.

По-другому нельзя работать! В Мурманске у многих отцы уходят в море, и денег на оплату обучения в семьях может не быть несколько месяцев. Я всегда жду, когда люди смогут заплатить. Сдачу экзаменов Кембриджского синдиката или других иной раз оплачиваю и своими деньгами. Ведь представьте себе, какой это стресс, травма для ребенка: длительное время готовиться к экзамену и не иметь возможности его сдать из-за отсутствия денег!

— То есть обучение иной раз происходит в кредит?

— Нет, как кредит мы долг не оформляем: это исключительно «долг чести». И не было случая, чтобы люди его не вернули! Потому что они живут нашими проблемами, видят, какие колоссальные затраты делаются для работы центра: на библиотеку, фонотеку, оборудование кабинетов. У нас ведь все — самое-самое: ребенок, любой ученик должен ощущать себя абсолютно комфортно! Основные средства мы расходуем на заработную плату и социальные пакеты нашим учителям.

В прошлом году, когда неожиданно и значительно повысили арендную плату, руководство предприятия ушло в отпуск без отпускных — за свой счет, но сотрудникам сохранили все выплаты. В октябре 2008 года, видя ухудшение ситуации в экономике, я повысила всем зарплаты. Когда поднялись коммунальные платежи, ввела стимулирующие надбавки. Выплачиваем надбавки ежемесячно несмотря ни на что! Мы не планируем сокращения штата. Я берегу своих преподавателей как зеницу ока.

В это сложное время мы продолжаем инициировать проекты, развивать основные направления деятельности с нашими зарубежными партнерами, ищем новых. Центр постоянно развивается, внедряются инновационные технологии, новые креативные идеи. Креативность — это мотор нашего роста и развития. И кризис только подстегивает этот процесс творчества.

— Вы делаете большое государственное дело. А государственные органы помогают вам нести эту ношу?

— Если говорить о работе в Мурманске, то и на начальной стадии, и сейчас нам очень помогают городские власти, губернатор области, Росрыболовство, в одном из учреждений которого мы арендуем офис. Взаимодействуем с областной думой, с городской…

В Североморске нас очень поддерживают и муниципальные власти, и командование Северного флота, ведь мы занимаемся в числе прочих задач и переподготовкой военнослужащих. В Санкт-Петербурге тоже очень теплое к нам отношение.

Мы много помогаем государственным органам, оказывая качественные переводческие услуги. А качество их работы — это качество деятельности всего нашего государства!

Но что касается отношения к нашей работы как государственно важной… Знаете, я не могу не поделиться наболевшим: мне постоянно приходится отвлекаться от решения образовательных задач на такие, я бы сказала, странные хозяйственные вопросы. 15 лет мы арендовали большую часть корпуса одного из госучреждений, полностью его обустроили, капитально отремонтировали, вместе с прилегающей территорией. И вдруг в середине прошлого года возник вопрос: а нужно ли продлевать договор аренды? Полгода решался этот вопрос — и работа головного офиса центра висела на волоске… Хорошо, что разум в московских органах управления восторжествовал — после просьб городских, областных властей, федеральных парламентариев. К счастью, в других городах, где мы работаем, я приобретала помещения в собственность, а не в аренду…

— Зато есть внимание и поддержка со стороны зарубежных партнеров?

— Безусловно. Мы аккумулируем научные разработки широчайшего круга университетов. Кроме того, я всю жизнь занимаюсь системным подходом в лингво-дидактике, мое исследование посвящено взаимосвязи между результатами обучения наставника и результатами его ученика. Это прорывное направление в мировой лингвистической педагогике.

Наши семинары по системному подходу в лингво-дидактике пользуются огромным успехом в странах Евросоюза, и прибалтийцы, например, говорят мне: «Лилия, вы даете нам возможность за ваши семинары получать финансирование по линии Евросоюза».

— То есть вы даете им возможность зарабатывать деньги?

— Совершенно верно. И наши идеи получают значительнее финансирование, «прорастают» за рубежом.

Возникает немало экономических сложностей. О проблеме аренды я уже сказала. Есть и трудности, связанные с налогообложением. Наша деятельность носит сезонный характер: я весь год откладываю средства на оплату летних отпусков педагогам. За эти средства с меня берут больший налог на прибыль… Мне кажется, государственные органы должны более дифференцированно подходить к налогообложению.

— Какую роль сегодня, в период кризиса, должны играть государственно мыслящие представители бизнес-сообщества?

— В кризисные моменты, в кризисный период жизни страны опыт успешных представителей бизнес-сообщества особенно важен. Успешные бизнесмены, как правило, обладают перспективным мышлением, большим потенциалом креативности. И очень актуально использовать его при принятии государственных решений. Потому что главное, ради чего они работают, — развитие экономики, улучшение жизни в своей стране.


24 мая 2008 года в Кремле состоялась X торжественная церемония награждения высшей общественной наградой Российской Федерации — золотым орденом «Звезда Отечества». Директор Лингвистического центра ЛИНГВА Лилия Петровна Тилене, ученый, педагог, организатор, бизнесвумен была представлена к ордену «Звезда Отечества» за большой вклад в развитие российской системы обучения иностранным языкам, высокое качество обучения, разработку нестандартных подходов и широкую международную деятельность на благо Родины, а также активную гражданскую позицию в деле служения Отечеству. Лингвистический центр ЛИНГВА также получил почетное звание «Лидер отрасли 2008 года».

Лингвистический центр ЛИНГВА г. Мурманска вновь занимает лидирующие позиции в проекте по обучению иностранным языкам среди многих ведущих российских образовательных учреждений. И орден «Звезда Отечества», врученный директору ЛИНГВЫ — высококлассному специалисту и талантливому руководителю крупнейшего на Северо-Западе России негосударственного учреждения дополнительного языкового образования, неоспорим. Она создала, постоянно развивает и поднимает свое детище на самую высокую ступеньку развития. Уникальный педагогический коллектив единомышленников работает качественно и результативно.

Высококачественная работа ЛИНГВЫ на международном уровне неоднократно была отмечена наградами международных фондов. Так, в марте 2008 года президент фонда и председатель национальной премии «Лидеры экономики России» Клаас Фелдхайс вручил центру премию «Лидер отрасли». Эта награда является частью национальной премии «Лидеры экономики России». Премия призвана способствовать повышению конкурентоспособности отечественных учреждений на мировом рынке и вручается за наиболее эффективные показатели деятельности компании.

За 15 лет успешной деятельности образовательное учреждение дополнительного языкового образования нового типа ЛИНГВА стало широко известно как в России, так и за рубежом. Деятельность центра неоднократно отмечалась различными российскими и зарубежными наградами самого высокого уровня. 14 октября в Кремле Администрация президента РФ наградила директора Лингвистического центра Лилию Петровну Тилене почетной медалью «За высокие инновационные достижения». Также в октябре 2008 года во время международного экономического форума в Мюнхене (Германия) Л.П. Тилене вручили Золотую медаль качества «Европейский гранд» за высокую инновационную деятельность учреждения.

У ЛИНГВЫ и ее директора много наград, заслуженное международное признание, однако Лилия Петровна и ее коллектив не останавливаются на достигнутом и главной целью называют повышение качества работы, поиск новых путей, форм и средств обучения северян.

Ученый-лингвист Л.П. Тилене в сентябре 2008 года получила звание академика Международной академии управления в Москве и стала министром-советником международного движения «Восточное измерение». Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет (Москва) в знак признания достигнутого образовательного и профессионального уровня и значительного вклада в методологию обучения иностранным языкам и в подготовку квалифицированных специалистов присудил Л.П. Тилене в феврале 2009 года ученую степень доктора наук лингвистики и ученое звание профессора педагогики. 20 февраля 2009 года в зале «Ассамблея», в здании «Президент-отель» Управления делами президента РФ Лилия Петровна была принята в Международный корпус офицеров с вручением погонов генерала Международного корпуса офицеров, ордена Отечества и фрачного знака члена Международного корпуса офицеров, а также именного Анненcко-Георгиевского кортика. Следует отметить, что среди женщин этой награды удостоены только Валентина Терешкова и Лилия Тилене. Лилия Петровна — креативный, современный директор и менеджер и вместе с тем хрупкая и обаятельная женщина. Обладая всеми качествами современного руководителя, она является настоящей бизнесвумен.