Торг уместен


Текст | Елизавета МИЛЮТИНА


Судьба законопроекта «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ» непроста, уж слишком велики оказались противоречия между субъектами и объектами его регулирования — профильными ведомствами и участниками рынка.

Работа над законом «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ», более известном как закон «О торговле», идет уже несколько лет. С 2006 года его разработкой занималось Министерство экономического развития и торговли. Первая редакция законопроекта, вышедшая из-под пера МЭРТа и Федеральной антимонопольной службы России, была направлена на ограничение монополизма крупных торговых сетей и вызвала резкое несогласие сетевых ритейлеров и ряда общественных организаций.

Весной 2008 года функции регулирования торговли, а следовательно, и разработки закона, были переданы в Министерство промышленности и торговли. Через некоторое время был откорректирован и подход «сверху» к идеологии законопроекта. Он был озвучен на состоявшемся в июле 2008 года закрытом совещании в Краснодаре, посвященном проблемам взаимодействия сельхозпроизводителей и торговых сетей, участие в котором приняли первые заместители председателя Правительства РФ Виктор Зубков и Игорь Шувалов, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, министр промышленности и торговли Виктор Христенко, а также производители и переработчики сельхозпродукции и представители торговых компаний. По итогам обсуждения Игорь Шувалов сообщил, что правительство категорически отвергло первую редакцию законопроекта, и заявил о необходимости работать над новой редакцией, «которая бы носила прозрачный характер для всех звеньев сети».

Работа над новым вариантом законопроекта оказалась не из легких. Минпромторг пошел навстречу сетевым ритейлерам, и те начали воспринимать предложенный вариант как приемлемый и компромиссный, однако на стадии согласования документа выявились «непримиримые противоречия» трех профильных ведомств — Минпромторга, Минсельхоза и ФАС России.

Во-первых, Министерство сельского хозяйства России, неоднократно высказывавшееся о несправедливо высоких торговых наценках на продукты, предложило вернуть в новую редакцию законопроекта предусмотренную в прежнем варианте возможность регулировать цены на социально значимые продукты в экстремальных ситуациях. Министерством промышленности и торговли эта просьба была категорически отвергнута.

Во-вторых, осложнила ситуацию жесткая позиция Федеральной антимонопольной службы РФ относительно порога доминирования для торговых сетей. Доминирующими, с точки зрения ФАС, должны считаться продуктовые и аптечные ритейлеры, чья доля на рынке превышает 35%. Определять доминирующее положение сетевых ритейлеров предлагается по обороту.

Осенью 2008 года вопрос об острой необходимости принятии закона «О торговле» был поднят Дмитрием Медведевым. В начале ноября на встрече президента России с членами Центрального совета Российского аграрного движения сельхозпроизводители обсуждали болезненную для них тему представления собственной продукции в торговых сетях, высоких затрат, связанных с этим процессом, и правового регулирования рынка продовольственной продукции. Тогда президент России призвал профильные ведомства доработать законопроект и подать его в правительство в месячный срок. Однако полностью поручение президента выполнить так и не удалось, поскольку ведомства не смогли договориться по существующим разногласиям.

Судьба закона оставалась туманной и в начале наступившего года. В списке из 67 документов, обозначенных в Плане законопроектной деятельности правительства на 2009 год, места ему не нашлось. Стали высказываться предположения, что спорный закон будет принят очень нескоро. Однако в конце января начались разговоры о том, что работа над документом все-таки может завершиться в текущем году. Так, по информации газеты «Коммерсантъ», опубликованной 23 января 2009 года, законопроект «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ» должен стать первым документом, который будет утверждаться правительством по новым правилам согласования нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1048 «О внесении изменений в Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», существенно ускоряющим процедуру согласования. Курировать этот процесс должен первый заместитель председателя Правительства РФ Виктор Зубков.