Спасти автопром


Текст | Елизавета МИЛЮТИНА


В условиях общей финансовой нестабильности автопром, сектор, стратегически важный для многих государств, не может справиться с проблемами без помощи правительств своих стран. В разных формах антикризисная поддержка правительства оказывается национальным производителям в США, странах Евросоюза, Японии, Китае. Не стала исключением и Россия.

Вот уже несколько лет российский автопром — это не только традиционные российские компании, но и иностранные автоконцерны, инвестирующие в проекты промышленной сборки. Отрасль остается одной из ключевых для российской экономики, в ней сегодня занято более 1 млн человек.

После долгого периода стагнации в течение последних лет российский авторынок пошел вверх, хоть и не без проблем и перекосов. Однако со второй половины 2008 года стало сказываться влияние финансового кризиса: наметилось резкое снижение спроса на автомобили как со стороны населения, так и со стороны коммерческих покупателей, затем стали поступать тревожные сигналы от производителей: начались сокращения персонала, стали приостанавливаться производственные линии, замораживаться инвестиционные проекты, сокращаться рабочие недели.

В ответ российское правительство предприняло ряд антикризисных мер, призванных поддержать российских автопроизводителей — как отечественные, так и «сборочные» предприятия. Все началось с временного повышения таможенных пошлин. 12 января 2009 года вступило в силу Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств», подписанное председателем Правительства РФ Владимиром Путиным 5 декабря 2008 года. Документ устанавливает временные ставки ввозных таможенных пошлин сроком на девять месяцев в отношении некоторых моторных транспортных средств: с 25 до 30% выросли таможенные ставки на новые и подержанные транспортные средства возрастом до трех лет, на автомобили от трех до пяти лет они увеличились с 25 до 35%, срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных сократился с семи до пяти лет.

О комплексной программе государственной поддержки российского автопрома заговорили в конце прошлого года после профильного совещания по развитию отрасли, которое провел председатель Правительства России Владимир Путин в Набережных Челнах 19 декабря 2008 года.

Задачу стимулирования потребительского спроса власти взялись решить взяв на себя обязательство субсидировать в 2009 году проценты по трехлетним автокредитам на покупку автомобилей ценой до 350 тыс. руб., выпущенных в России, в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ. При этом льготные кредиты россияне смогут получить только в системообразующих банках — Сбербанке, ВТБ 24 и Газпромбанке.

Другое, и, судя по всему, ключевое в списке антикризисных мер, направление — увеличение доли государственного заказа на отечественную технику. В 2009 году для обновления парка автомобилей МВД, МЧС, Министерства обороны правительство к запланированным до этого 15 млрд решило выделить еще 12,5 млрд руб. Средства планируется распределить таким образом, «чтобы не только решить ведомственные задачи, но и равномерно поддержать производителей различных типов автомобильной техники», отметил на совещании Владимир Путин. Кроме того, 30 млрд руб. должно пойти на обновление парка пассажирского и специального транспорта муниципальных органов самоуправления (на это из федерального бюджета выделено 20 млрд руб., 10 млрд должны софинансировать регионы и муниципалитеты), и еще 40 млрд руб. будет направлено на закупку российской дорожной техники.

Государство также пообещало помочь автопроизводителям решить важнейшую для них в настоящее время проблему кредитования: в 2009 году предприятия отрасли смогут разместить облигации на сумму до 60 млрд руб., под эти бумаги будут предоставлены государственные гарантии. Для банков, выкупивших такие облигации, в свою очередь будет открыто рефинансирование со стороны Центробанка.

Восстановить спрос на коммерческие автомобили должно открытие кредитных линий в объеме до 43 млрд руб. лизинговым компаниям. Срок таких кредитов может длиться до трех лет, а их ставка не превысит ставку рефинансирования ЦБ.

Общий объем средств, которые будут направлены на поддержку отрасли, превысит 220 млрд руб. И власти обещают, что при необходимости она будет увеличена, а меры господдержки отрасли существенно расширены.