Сергей ГОРДЕЙЧЕНКО: лесной фонд Подмосковья нуждается в особом статусе, а его состояние — в особом контроле


Текст | Юрий КУЗЬМИН

Фото автора


1 января 2007 года вступила в силу новая редакция Лесного кодекса РФ. О реализации нового законодательства в Подмосковье нам рассказал начальник Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве (Мослесхоз) Сергей Гордейченко.

— Сергей Андреевич, согласно Лесному кодексу, регулирование вопросов лесного хозяйства передано на уровень субъектов Федерации. В Московском регионе особая ситуация: сохранено федеральное управление лесохозяйственным комплексом. Это функция вашего ведомства?

— Прежде чем остановиться на данном вопросе, хотелось бы сказать несколько слов о том, что представляют собой леса Московской области. Общая площадь земель лесного фонда Московской области составляет 2150,4 тыс. га, в том числе покрытия лесом — 1930,8 га; из них с преобладанием хвойных пород — 814 тыс. га, или 42%. Общий запас — 411,9 млн куб. м, в том числе с преобладанием хвойных пород — 195,5 млн куб. м. В соответствии с Лесным кодексом РФ, все леса Московской области отнесены к категории «защитные». Средний возраст насаждений — 59 лет, общий средний прирост — 6,29 млн куб. м.

Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве — территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющий функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства Московской области. После вступления в силу новой редакции Лесного кодекса РФ 1 января 2007 года полномочия Российской Федерации по управлению лесами переданы на уровень субъектов Федерации, исключение составляет Московская область: подмосковные леса — единственные в России, оставшиеся в ведении федерального центра.

На мой взгляд, решение оставить лесной фонд Московской области в федеральном управлении правильное. Москва — огромный мегаполис, самый населенный город России и Европы, плотность населения здесь в полтора десятка раз превышает среднюю плотность по России. Более 95% всех лесов Московской области выполняют санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, из них на защитные «зеленые зоны» вокруг городов приходится 82%. Конечно, лесной фонд Подмосковья нуждается в особом статусе, а его состояние — в особом контроле. Это связано и с рекреационными нагрузками, которые он несет, и с геополитическим положением области, и с высокой экономической привлекательностью земель лесного фонда.

— Как строится взаимодействие Мослесхоза с Правительством Московской области?

— Мы работаем в тесном контакте. Один из последних примеров — взаимодействие по утверждению Лесного плана Московской области. Наше управление принимало активное участие в его подготовке совместно с исполнителями (Мослеспроект) и совершенствовании. Лесной план Московской области вызвал большой интерес общественных и экологических организаций, и значительное количество предложений было со стороны их представителей. Мы старались учесть все замечания по максимуму, в настоящее время после переработки и доработки Лесной план утвержден Рослесхозом. Этим документом предусмотрена и рекреационная деятельность, и лесовосстановительные мероприятия, и развитие автомобильных, железных дорог, линейных объектов на территории области.

— Последнее направление особенно беспокоит общественность. Пример того — ситуация вокруг проекта строительства платной трассы Москва — Санкт-Петербург через участок Химкинского леса, что вызвало протест и местных жителей, и экологических организаций.

— Конечно, принимать такие решения следует с учетом пожеланий общественности, местных жителей, экологических требований. Мы не должны рубить сук, на котором сидим: в ближнем окружении Москвы нет иных, более эффективных источников поглощения углекислого газа и выделения кислорода, чем лес, и относиться к нему надо очень бережно.

Но в то же время я, имея довольно большой стаж работы в лесном хозяйстве — более 30 лет, убежден, что лесные насаждения должны постоянно обновляться. Сегодня на территории Московской области свыше 30 млн куб. м перестоянных осинников, эти насаждения требуют замены. Более того, такое сырье очень нужно народному хозяйству, а в Подмосковье есть предприятия, перерабатывающие низкосортную древесину. В Московской области довольно большое количество спелых и перестойных насаждений, они подвержены болезням, а многие и уже имеют заболевания, которые губительно сказываются на состоянии леса, здесь много гнили и морозобоев. От всего этого необходимо избавляться.

Нам необходимо заниматься реконструкцией зеленых насаждений, сохраняя биологическое разнообразие, в том числе и породный состав деревьев. Например, в нашем регионе очень хорошо растет лиственница — ценная быстрорастущая порода, но сегодня она мало представлена в Подмосковье. Однако мы имеем великолепный опыт: еще в ХIX веке известный ученый-лесовод Карл Тюрмер заложил на территории нынешних Московской, Калужской и ряда других областей замечательные лиственничные леса, сейчас им свыше 100 лет, их надо культивировать. В посадки в Московской области нужно внедрять и липу, и другие породы ценных деревьев, которые здесь продуцируют. Наш регион входит в северный ареал произрастания дуба, но его в лесном фонде Подмосковья менее 2%, и площади продолжают сокращаться. Серьезный удар по этой породе нанесли холодные зимы 40-х и 70-х годов прошлого века, да и на протяжении последних нескольких лет мы не занимались ее воспроизводством. Нужно восстанавливать потерянный процент дубовых деревьев в лесном фонде области, довести его объемы хотя бы до того уровня, который был в области 20 лет назад.

— Новым Лесным кодексом предусмотрено разделение управленческих функций и полномочий по хозяйственной деятельности. Как это происходит на практике в Московской области? Чем занимаются сейчас подмосковные лесхозы, какова их задача?

— В соответствии с приказами Федерального агентства лесного хозяйства, на территории Московской области создано 19 межрайонных лесничеств, которые должны стать главным звеном управления лесами и обеспечить государственный лесной контроль и надзор. Также в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2008 года №289-р, 27 подмосковных лесхозов объединены в Федеральное государственное унитарное предприятие «Мослес», к которому перешли функции хозяйственной деятельности. Мы передали им пожарно-химические станции, технику, при помощи которой можно выращивать посадочный материал и производить посадку, технику по уходу за лесом. ФГУП «Мослес», занимающееся хозяйственной деятельностью, в случае если получает соответствующие подряды на открытых аукционах, выполняет мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов. Несколько месяцев назад мы проводили открытый аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов в границах лесничеств Московской области без продажи лесных насаждений, который выиграл ФГУП «Мослес». Все запланированные мероприятия были выполнены с хорошим качеством.

В ближайшее время мы планируем сформировать на территории Московской области еще одну структуру — «Мосрегионлес», вернее, она уже существует и нуждается в небольшом перепрофилировании. Мы рассчитываем, что в будущем это учреждение будет выполнять функции по обнаружению и тушению лесных пожаров на территории Московской области и заниматься воспроизводством леса. По первому направлению — обнаружению и тушению пожаров — мы предложили Федеральному агентству лесного хозяйства рассмотреть вопрос о круглогодичном действии этого подразделения и его работе по смете, утвержденной федеральным агентством, а не на конкурсной основе. Трудность организации аукционов по получению права заключения государственного контракта на противопожарную работу заключается в том, что от момента объявления аукциона до заключения контракта проходит примерно 45—60 дней, что чревато неприятными последствиями в пожароопасный сезон: если в это время на нашей территории произойдут серьезные катаклизмы, не только Московская область, но и смежные с ней регионы столкнутся с серьезными проблемами. В настоящее время это предложение рассматривается, надеемся, что оно будет принято.

Добавлю также, что лесным планом Московской области предусмотрено строительство пожаронаблюдательных вышек с телевизионными установками, радиус действия которых в ясную погоду достигает 20—25 км. Эти вышки будут перекрывать всю область. Это очень важно, поскольку от оперативности обнаружения пожара зависит оперативность его локализации и тушения. Два месяца назад мы вместе с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства Алексеем Ивановичем Савиновым совершили рабочую поездку по наиболее пожароопасным участкам лесного фонда Московской области. Во время этой поездки пожарные расчеты подразделений ФГУ «Мосрегионлес» и ФГУП «Мослес» продемонстрировали свои силы и возможности. Все было сделано очень профессионально.

— Считается, что сегодня происходит коммерциализация деятельности лесхозов. Хорошо это или плохо?

— Если говорить о ФГУП «Мослес», которое выполняет хозяйственные работы на вверенной ему территории, то, несомненно, хорошо. Сегодня ФГУП «Мослес» не получает ни копейки денег федерального бюджета, все, что они зарабатывают, идет от подрядных работ, права на которые они получают на открытых аукционах. При наличии сил и средств подразделения ФГУП «Мослес» могут оказывать услуги не только лесному хозяйству, находящемуся в ведении государства, но и физическим и юридическим лицам, взявшим лес в аренду. А это серьезное подспорье их бюджетам, средства на поддержание в надлежащем состоянии переданной им технической базы, на ее обновление и модернизацию, на увеличение заработной платы сотрудников.

— Какие меры собирается предпринять Мослесхоз в плане охраны лесов от незаконного оборота? Раньше в лесохозяйственном комплексе работали лесные сторожа, лесники, которые выполняли эту функцию. Кто пришел им на смену?

— Да, к сожалению, лесников мы потеряли. Это была особая профессия, которая передавалась из поколения в поколение, от отца к сыну. У нас были целые династии. Лесные сторожа с семьями жили на кордонах, вели свои подсобные хозяйства, охраняли вверенные им участки леса, регулярно обходили свою территорию, контролировали ситуацию. Потом должностные права лесников начали ограничивать, затем и вовсе сократили эту должность.

В настоящий момент в Московской области создано 280 участковых лесничеств, в штате которых лесничие, их помощники и инспекторы, их задача — охранять лес. Планируется создать мобильные группы инспекторов численностью три-пять человек (численность будет варьироваться в зависимости от площади участка и его проблемности в плане нарушений лесного законодательства). Инспекторы будут обеспечены транспортом, средствами связи, формой и оружием, они получат право на составление протоколов о лесонарушениях (такое право когда-то было у лесников). На практике это означает возвращение лесной охраны. В течение последних восьми лет в стране фактически никто не занимался лесной охраной, эти функции передавались от одного ведомства другому, и в итоге многое было пущено на самотек.

— А насколько остро стоит в лесном хозяйстве кадровая проблема?

— У нас есть необходимость в квалифицированных кадрах. Они нужны и ведомствам, взявшим на себя управленческие функции, и лесхозам, занимающимся хозяйственной деятельностью. К сожалению, в нашей отрасли государственные служащие получают очень невысокую заработную плату, особенно специалисты первой категории, те, кто пришел к нам сразу после вуза, поэтому молодежь идет работать не очень охотно. Когда-то в лесном хозяйстве действовала хорошо отлаженная система стимулирования кадров. Например, после года работы молодой специалист получал служебное жилье. Сейчас же нам практически нечем привлечь молодых.

Лесному хозяйству требуются и специалисты со средне-специальным образованием: в составе Рослесхоза есть учреждения средне-профессионального образования (лесхозы-техникумы, колледжи), которые их готовят. Но удержать в отрасли выпускников сложно. По статистическим данным, менее 50% из них остается работать по специальности после окончания техникума. В такие учебные заведения, как правило, поступают ребята из деревень, учась, они три года живут в городе, в благоустроенных общежитиях, пользуются всеми удобствами цивилизации. Конечно, окончив обучение, многие не испытывают желания возвращаться в деревню, к прежней жизни, и работать по специальности в лесничестве, поэтому они всеми силами стремятся зацепиться за любую работу в городе. Так что в отрасли остаются работать только одни энтузиасты.

— Какие первоочередные задачи стоят сегодня перед Мослесхозом?

— Главная задача — завершить начатые реформы. Любые преобразования всегда сопряжены с трудностями, которые связаны и с организационной и кадровой составляющими. Это касается разделения управленческой и хозяйственной функций, вопросов контроля и надзора, а также перепрофилирования деятельности ряда категорий сотрудников. Аналогичные задачи стоят не только перед Московской областью, но и перед всеми регионами страны.

Еще одна важная задача — претворение в жизнь лесного плана и лесохозяйственных регламентов Московской области.

Также существует проблема санитарного состояния подмосковных лесов, о которой я уже говорил в начале беседы, и ее тоже нужно решать. Мы должны обратить пристальное внимание на лесовосстановительные мероприятия и мероприятия по реконструкции насаждений, на работу с населением: люди должны научиться ценить и беречь лес и с уважением относиться к работникам лесного хозяйства, тем, кто посвящает свою жизнь тому, чтобы выращивать лес и ухаживать за ним.