Аванс, да не тот


Текст | Ксения ИЛЬИНА


С 1 января 2009 года вступило в действие множество налоговых инноваций, призванных поддержать российский бизнес в условиях кризиса. Одна из антикризисных налоговых мер — возможность возмещать НДС, уплаченный в составе авансового платежа.

К оптимизации порядка начисления НДС по авансовым платежам предприниматели призывали власти давно. Компании-продавцы были недовольны тем, что, заплатив в бюджет 18% налога с полученного аванса, они фактически кредитовали бюджет, замораживая серьезные денежные средства (при этом чем дольше длился период между моментом уплаты аванса и передачей товара, тем дольше кредитовался бюджет). Покупатели и вовсе были лишены вычетов по НДС до окончательного расчета с продавцом. Самым распространенным и популярным требованием являлась вообще отмена удержания НДС с полученных авансов, все расчеты с государством предлагалось проводить по факту окончательной оплаты или поставки товара, работы или услуги. И надежды, что так наконец произойдет, имелись, по крайней мере это следовало из некоторых заявлений властей. Однако столь радостный для бизнеса сценарий так и не был запущен в действие.

Начавшийся и быстро набирающий обороты экономический кризис внес коррективы в налоговую политику российских властей, заставив правительство в спешном порядке ввести ряд послаблений для компаний. Знаковым для российской налоговой системы стало выступление председателя Правительства РФ Владимира Путина на Х съезде «Единой России», в котором лидер партии и премьер-министр вновь поднял вопрос о снижении налогового бремени, предложив несколько конкретных мер, среди которых была и оптимизация начисления НДС по авансовым платежам. Все предложенные главой правительства меры начали действовать на год раньше, чем планировалось, — с 1 января 2009 года. Законодательно они были закреплены Федеральным законом от 26 ноября 2008 года №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Теперь после получения аванса продавец обязан выставлять счета-фактуры и передавать их покупателю (при этом на каждый полученный аванс продавец должен выписать счет-фактуру для покупателя не позднее чем через пять календарных дней, считая от дня получения этих средств). Покупатель получил право использовать вычет по НДС, содержащийся в составе аванса (для получения этого вычета нужен счет-фактура, выставленный продавцом, документы, подтверждающие фактическое перечисление средств продавцу, и договор, предусматривающий перечисление указанных сумм). Покупатель обязан восстановить на счетах расчетов с бюджетом суммы НДС с аванса в трех случаях: при приобретении оплаченных товаров, работ, услуг, имущественных прав; расторжении договора и возврате авансов; изменении условий договора и возврате соответствующих авансовых сумм.

Итак, покупатели получили возможность принимать НДС с авансов к вычету, не дожидаясь получения товара (работы или услуги), под которые этот аванс перечислен. На первый взгляд кажется, что подобная фискальная уступка только во благо предприятиям-покупателям, ведь отныне соответствующие суммы НДС больше не будут замораживаться в бюджете, и у предприятий есть возможность увеличить свои денежные активы.

И тем не менее, по мнению многих экспертов, нововведение не столько облегчает, сколько осложняет жизнь налогоплательщикам, по крайней мере так будет первое время. Во-первых, потому, что сулит и покупателям, и продавцам массу дополнительной бумажной работы (особенно продавцам), а следовательно, неизбежна путаница, потеря времени, дополнительные финансовые расходы и затраты на человеческий фактор. Во-вторых, механизм это новый, значит, неотработанный, и далеко не все еще практические аспекты, связанные с ним, разъяснены Министерством финансов России, и, скорее всего, ответы на многие вопросы даст арбитражная практика.

Возможность принимать НДС по предоплате, ровно как и другие налоговые изменения, прибавят работы и государству, в первую очередь налоговым органам. Вместе с тем это налоговое нововведение грозит снизить поступления в бюджет (по оценке Минфина, все предложенные властями налоговые уступки в этом году будут стоить государству 556 млрд руб. выпадающих доходов бюджета). Кроме того, есть вероятность, что новизна механизма, а также многие неточности и неясности законодательства могут подстегнуть нечистоплотных налогоплательщиков к использованию всевозможных серых схем и мошенничеств.