С водки добрых новостей


Текст | Ирина СКЛЯРОВА, экономический обозреватель

Алкогольная отрасль вошла в новый год с ворохом хронических проблем. Финансовый кризис, перечеркнувший возможности привлечения длинных инвестиционных денег для российских виноделов и водочников, оказался помножен на снижение спроса. Это в свою очередь еще более усугубило системный сырьевой кризис, в котором отрасль пребывает четвертый год подряд. Потребитель же тем временем стал переходить на крепкий, преимущественно дешевый алкоголь.

Алкогольная отрасль почувствовала кризис одной из первых — уже октябрь 2008 года показал серьезный спад производства, к концу же декабря производство вообще ушло в минус относительно уровня прошлого года. На этом фоне отчетливо проявилась новая тенденция: наряду с типичным для кризисных времен ростом нелегальной продукции, на коне оказались производители дешевого легального алкоголя, плодовых вин и пива.

Наступивший год прибавил отрасли проблем. К 1 января 2010 года, согласно новым экологическим требованиям, на всех заводах должно быть установлено оборудование по переработке барды (отходов спиртового производства). Такое оборудование пока что могут позволить себе лишь немногие предприятия, остальные должны за год найти деньги или заключить договора с другими предприятиями отрасли, где уже установлены очистные сооружения. Правда при транспортировке глютен, из которого состоит барда, остывает, а чтобы снова довести его до температуры 110 градусов и провести выпарку, нужны огромные затраты энергии, которые делают операцию по вывозу отходов нерентабельной. Ранее предполагалось, что оборудование должно быть установлено на заводах уже с января 2009 года, но в последний момент был принят закон, отсрочивший на год введение этого требования.

Рынок водки в 2008 году составил 356 млрд руб. По экспертным оценкам, на нелегальную водку в этом объеме приходится 107 млрд руб. (30%), на легальную — около 249 млрд руб. (70%). Что касается вин, то сегодня не более 35% российской винодельческой продукции создается из российского виноматериала. В импорте четко прослеживается тенденция роста объема белых вин, хотя сейчас соотношение белого и красного вина составляет 40—60%. При этом десертных вин закупают и производят все меньше, в отличие от сухих.

Низкоалкогольной продукции, пива и дешевых вин, в стране потребляют значительно больше, чем крепкого алкоголя: 1,3 млрд дал против 250 млн дал (дал — единица измерения количества алкогольной продукции, декалитр). Несмотря на то что в потребительском сознании по-прежнему сохраняется градация алкоголя на «традиционный» — крепкий и «нетрадиционный», к которому у нас по привычке относят все, кроме водки, в последние годы российский рынок сделал попытку радикально измениться. Сегодня государство поддерживает развитие пивного сектора: идеологией регулирования рынка алкоголя провозглашено создание условий для изменения предпочтений россиян — переход с водки на менее крепкие напитки. Но в то время как в европейских странах крепкий алкоголь постепенно замещается вином, в России стараниями пивных лоббистов предпочтение все больше отдается самому простому напитку — пиву. В России же пиво, рассчитанное на самую массовую аудиторию ввиду своей дешевизны, не заменяет крепкий алкоголь, а лишь увеличивает общее потребление алкогольных напитков: страна получила в пять раз большее потребление пива не вместо крепкого алкоголя, а вдобавок к нему. Практически 90% российского производства пива контролируют зарубежные компании.

Крепко тратили

В самом массовом секторе российского алкогольного рынка — водочном ежегодно производится 1,95 млрд л продукции. Но если в 2007 году легально произведенного спирта еще хватало на производство легальной водки и ликероводочных изделий, то уже в середине 2008 года стало ясно, что часть считающейся легальной алкогольной продукции производится из нелегального сырья. Причины этого — сырьевой кризис, перерастающий в проблему стратегического масштаба. За четыре последних года производство сырья сократилось на 35%, сделав очевидной связь между нехваткой сырья и объемом контрафакта.

По подсчетам Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), в первом полугодии 2008 года водки в России произведено 50 млн дал, на которые должны были уйти все имевшиеся запасы спирта. Спирта этилового в 2008 году было произведено 20 млн дал, на экспорт отправлено 0,64 млн дал. Того, что осталось, хватило бы только на производство 50,45 млн дал водки. Столько и было произведено, но есть еще и другая продукция, требующая спирта, старых же запасов спирта в стране нет. Из чего произведен весь остальной легально поступивший в продажу до конца года алкоголь — большая загадка, ведь запасов материалов для производства вина и коньяка также было существенно меньше, чем ушло с заводов к потребителю в виде готовой продукции.

В 2007 году объем легальных коньячных спиртов в стране сократился на 33% по сравнению с 2006 годом, в первом полугодии 2008 года коньячных спиртов произведено 1,19 млн дал. Поскольку это продукт 70-процентной крепости, то, переводя его в коньяк крепостью 40%, можно получить не более 1,9 млн дал готовой продукции. Легального же коньяка в стране за это время было произведено 4,28 млн дал, следовательно, более половины продаваемого в России коньяка сделано из неучтенного сырья. Таким образом, если ранее вся нелегальная водка и коньяк производились из нелегального спирта, то теперь тенденцией становится изготовление легальной продукции из нелегального спирта.

В ближайшее время среднеценовой водочный брэнд по мере обеднения потребителей может утратить свою массовость, а цены на водку могут заметно возрасти. Рост цен может быть обусловлен не только удорожанием денег для бизнеса, но и началом трехлетней программы Минфина по повышению акцизов на 10% в год. Резкий рост стоимости комплектующих для производства и сырья способен уничтожить сегмент дешевой легальной водки стоимостью до 100 руб. Сегодня это около 80 млн дал в год, или 60% всей легальной водки в стране. В этом же сегменте обосновалась и нелегальная водка — еще 60 млн дал в год, она и будет за счет более низкой цены вытеснять дешевую легальную продукцию.

Коньячное производство в кризисное время имеет больше шансов сохранить свой объем. Коньячный рынок в 14 раз меньше рынка водки, и те, кто потребляет коньяк, пока остаются его поклонниками. За последние девять месяцев статистика обнаружила трехкратный прирост отечественного производства этого напитка, объемы же импорта коньяка показали за год практически аномальный прирост — 52%.

На рынок премиального алкоголя кризис, как полагают аналитики, вообще не окажет существенного влияния. Правда и объемы этого рынка совсем невелики. При рынке водки, оцениваемом в 1,95 млрд л в год, рынок премиального крепкого алкоголя в России — это меньше 30 млн л водки дороже 200 руб.; около 20 млн л виски, рома, джина, текилы и абсента; не более 40 млн л дорогого коньяка и бренди (из 100-миллионного коньячного рынка России). Вина — не более 70 млн л, дорогих шампанских — 15 млн бутылок.

Винное перемирие

Винная отрасль, так же как и водочная, с сырьевым кризисом и сопутствующим ему расцветом контрафакта столкнулась задолго до кризиса финансового. Объем рынка виноматериалов в первом полугодии 2008 года достиг 32,73 млн дал (с учетом импорта и старых запасов). Произведено же виноградного вина и шампанского 34,19 млн дал. На производство этой продукции могло пойти 32,73 млн дал за вычетом тех 2,7 млн дал, что пошли на изготовление коньячных спиртов. Выходит, что все без исключения запасы виноматериала, в том числе урожая 2007 года, потрачены в первом полугодии на изготовление 34,19 млн дал вина. Во втором полугодии в стране заложено на выдержку около 45 млн дал виноградного вина и шампанского. С учетом того, что во втором полугодии импортировано виноматериала не более 22 млн дал, получается, что около 31% вина изготовлено из несуществующего в природе сырья.

Перспективы же наращивания сырьевой базы и развития собственного виноделия в России — под большим вопросом. Виноградарство требует длинных денег, а для развития отечественного производства вина было сделано лишь одно: убраны дешевые импортные вина из ценового сегмента до 100 руб. за бутылку, которые были замещены российскими винами из импортного виноматериала.

Пока что из своего винограда в стране делается не более 30% вина, а инвестиционные вложения в российское виноделие в финансовый кризис вновь зачахли. Только очень крупные немногочисленные компании с вином ценой 250—300 руб. за бутылку продолжают работать со своим виноматериалом. Значительная же часть виноделов на российском юге даже при наличии своих виноградников давно уже работает в режиме водочного производства, превратившись в разливочные цехи импортного или российского, но чужого, виноматериала. Правда потребитель от этого не проигрывает — эти предприятия вынуждены сегодня начать программы производства недорогих вин в сегменте 150—200 руб. из хорошего зарубежного виноматериала.

Винный рынок еще до кризиса начал терять темпы роста, набранные в 2007-м и первой половине 2008 года. Рынок виноградного вина в России в январе?сентябре 2008 года вырос относительно 2005 года на 13,8%, а относительно 2007-го — всего на 6%. Если по производству вина сравнивать декабрь нынешнего года с декабрем прошлого, то за этот период рост составит лишь 5%. То же относится и к рынку шампанского, но здесь статистика еще тревожней: никакого предновогоднего ажиотажа не было отмечено. Прирост января—сентября 2008 года относительно того же периода 2005 года составил 73%, а 2007-го — всего 8,5%. По итогам 2008 года прирост составил лишь 6%. Рост производства виноградного вина в России, по данным ЦИФРРА, завершает свой логический этап, растет и будет расти рынок дешевых вин, тех, что расфасованы в пакетах по 25 руб. за 1 л в опте.

Рынок отечественных игристых и шампанских вин, казалось бы, должен быть более «стрессоустойчивым», чем винный. Это относительно дешевый «смысловой» напиток, пользующийся стабильным спросом у среднего класса. Рынок шампанского в России в прошлом году составил около 300 млн бутылок. 95% из них — российского производства. Тем не менее ситуация с производством шампанских вин еще более критична, чем с тихими винами. Прирост рынка шампанского в 2007 году относительно 2005 года составил более 70%. По итогам первого полугодия 2008 года прирост составил уже 15%, а накануне Нового года рост рынка относительно января составил лишь 2,5%.

В винной отрасли при продолжающемся в стране кризисе, как полагают аналитики, произойдет существенное сокращение потребления. «Обычно именно кризисные моменты приносили массовому российскому вину успех на рынке, так было и в 1998, и в 2006 годах, при этом кризисы отнюдь не послужили толчком к развитию производства высококачественного российского вина из собственных виноматериалов», — говорит председатель «алкогольного» подкомитета Комитета по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере ТПП Вадим Дробиз.

В наступившем году, по мнению г-на Дробиза, винный сегмент может ждать перегруппировка по следующей схеме:

— легальные российские портвейны по 60 руб. в рознице вообще должны исчезнуть как класс; объем вина в пакетах до 30 руб. в опте может сократиться незначительно.

— рынок вина по цене от 65 до 100 руб., где конкурируют между собой только российские вина, может вырасти: в эту группу перейдет потребитель более высокого ценового сегмента (100—150 руб.), и производители постараются сделать что-то приличное в этой ценовой категории;

— на рынке вина по цене от 100 до 150 руб. в импортной группе произойдет жесткий географический отбор, где выиграет вино из дальнего зарубежья;

— количество вина по цене от 150 до 200 руб., представленного фактически одним импортом, резко сократится за счет ухода значительной части импортеров, что позволит оставшимся серьезно укрепить свои позиции;

— рынок вина по цене от 200 до 400 руб. сократится: потребители из вышестоящего сегмента не будут готовы переходить в эту категорию;

— вино стоимостью 400 руб. видится в качестве наиболее стабильного сегмента рынка.

К концу года запас роста легального алкогольного рынка, сложившийся до октября 2008 года, сошел на нет, и темпы роста легального рынка алкоголя вышли в минус относительно 2007 года. Спад темпов роста производства во втором полугодии 2008 года относительно первого полугодия виден по всем категориям:

— коньяк — с 36 до 15%;

— вино виноградное — с 12,3 до 2,5%;

— шампанские и игристые вина — с 15 до 2,5%;

— слабоалкогольные напитки — с 58 до 31%.