Владимир МАТВЕЕВ: поднять хуторского школьника до уровня президента!


Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН и из архива компании «Юг Связь Сервис»

Генеральный директор
компании «Юг Связь
Сервис» (Ростов-наДону) Владимир Иванович Матвеев убежден,
что задачи модернизации
России требуют в первую очередь опережающего развития
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Для этого
в стране должна реально, а не на словах осуществляться государственная программа опережающей комплексной
информатизации, создающая равные информационные возможности
всем гражданам России.

Совершенству не будет конца

— Владимир Иванович, какими вам
видятся перспективы развития отрасли
информационно-коммуникационных технологий, в которой вы работаете?

— Специально говорить о важности применения средств телекоммуникаций в координации общественного развития и управлении
государством, в ведении бизнеса и в повседневной жизни нашего народа просто нет смысла.

Без этих инструментов жизнь бы замерла.

Это понимают решительно все: от президента нашей страны до последнего школьника на
далеком хуторе. Но если президенту страны
доступны все виды связи, то хуторскому школьнику — в лучшем случае разговор по сотовому
телефону. Да и то с оглядкой на семейный бюджет. Так вот, перспективы развития отрасли в
стране будут, пока существуют разная степень
доступности услуг связи для первого и последнего лица и разнонаправленность в вопросах
технических и финансовых усилий государства
и бизнеса.

Здесь следует заметить, что каждый отрезок
времени приносит нам все новые и новые технологии в сфере связи, которые иногда являются настолько революционными по отношению к предыдущему поколению, что многие
концепции и взгляды на развитие приходится
менять радикально. И этому совершенству не
будет конца.

Адрес — юг России

— Компания сегодня, насколько мы знаем,
активно работает не только в Ростовской
области, но и еще в двух регионах?

— Знаете, я считаю, мы работаем в одном
регионе — на юге России, территории Южного федерального округа. Но при этом разово или систематически выполняем проекты
в разных субъектах Федерации, входящих в
ЮФО. Как крупный игрок телекоммуникационного рынка компания присутствует в двух
субъектах Федерации — в Ростовской области
и Краснодарском крае. У нее есть немало
предложений из Астраханской области, Адыгее, Карачаево-Черкесии, Дагестана, Северной
Осетии… Отдельные проекты мы там осуществляем, но… разорваться не можем. Расширение
бизнеса — дело ведь не одного дня.

— А какова тенденция использования
ИКТ в корпоративном секторе, особенно с
учетом нынешнего финансового кризиса?

— Тенденция очень хорошая: потребность
благодаря кризису растет. Чем дальше мы
будем входить в кризис, тем большим будет
спрос на аналитику. А для аналитики нужно
иметь значительные массивы информации.

Обычно объемы информационных услуг у подключаемых нами компаний растут по экспоненте. В первый месяц они платят, условно
говоря, 100 рублей, на второй расходуют 300,
а на третий — 800 рублей.

Вообще, по затратам на ИКТ видно, как развивается компания, и развивается ли вообще.

Компания, которая мало расходует на телекоммуникации и информационные технологии, не развивается, замыкается в себе. Аналитика, информация из максимального количества источников — главное конкурентное
преимущество на современном рынке.


— Расскажите, пожалуйста, о ваших наиболее интересных, характерных сегодняшних проектах.


— Трудно выделить самое-самое: у каждого
проекта есть интересные моменты.

Крупный наш проект — фрагмент сети радиовещания «Маяк» на территории Ростовской области, предусматривающий строительство сети передатчиков. Это радиофикация
сельской местности.

Серьезный, сложный, ответственный проект — оснащение инфокоммуникационными
и другими электронными системами терминала сжиженного газа, метанола, в Азове. На
этом терминале газ сжижают для отправки
морским путем. В нашу систему интегрирована и охранно-пожарная сигнализация, и стационарная телефонная связь, и Интернет,
и подвижная оперативная радиосвязь — технологическая транкинговая связь.

Важные и для нас, и для соответствующих органов проекты — оборудование двух
типовых таможенно-пограничных переходов: одного в Ростовской области, на границе
с Украиной, другого, он на рассмотрении,
в Астраханской области. Мы делаем там всю
электронную начинку: системы периметровой охраны, использующие в качестве чувствительного элемента специальные металлические сетки, систем контроля доступа,
системы наружного и внутреннего видеонаблюдения, так называемого CCTV. А также
системы телефонии, как открытой, так и
закрытой, и Интранета, системы электрической часофикации, радиофикации, телевидения…
Система безопасности, опасная для
бюджета
— Мы знаем, что ваша компания создала в Ростове комплексную инфокоммуникационную систему «Безопасный
город», которая получила высокую оценку
президента России…
— Да, это так: система создана, работает,
показывает хорошие результаты. Все ее пользователи — подразделения МВД России на
территории города Ростова-на-Дону, хотя технический потенциал и ее возможности могут
решать целый комплекс задач, находящихся в
компетенции городской администрации, других ведомств (МЧС, таможни, пограничной
службы и т.д.). После знакомства с системой
в 2007 году президент РФ (теперь председателя правительства) Владимир Владимирович Путин дал ей высокую оценку. Столь же
высокая оценка была дана ей на недавнем
совещании мэров городов юга России, на которое были приглашены также мэры городовпобратимов из Украины.

Система предусматривает видеомониторинг
на территории города, контроль экстренных
событий в местах массового скопления людей,
фиксацию нарушения правил дорожного движения. Также и мониторинг территории области с помощью спутниковых и иных систем:
состояние посевов, контроль земельных угодий
с возможностью обновления кадастра, который сегодня составлен по картам конца 40-х
годов, экологической обстановки, причем во
всем макрорегионе, вплоть до Грузии; мониторинг несанкционированных переходов границы, посева наркосодержащих культур… Кроме
того, экспериментально к системе были подключены два жилых дома: системы охраны,
входа-выхода в дом, пожаротушения, контроля
утечки газа, водоснабжения, управления лифтами там контролируются этой комплексной
системой.

Система «Безопасный город» решает в общей
сложности 18 задач, и это далеко не предел — в
ней заложены большие ресурсы для увеличения количества функций, многовекторность
применения.

Идея системы возникла у городских властей вот как. В самом сердце города — между
мэрией, областной администрацией и полпредством президента России в ЮФО постоянно происходили неприятные инциденты: то
кашпо с цветами украдут, то на машине колеса
проколют, то цепочку сорвут у девушки, то
кого-то побьют в городском парке… И мэрия
выразила желание навести там порядок и установить систему видеонаблюдения.

Мы первоначально, чтобы показать, как
можно реализовать поставленную задачу,
сделали три точки, разнесенные на 3 км,
и продемонстрировали возможности будущей системы мэру Ростова-на-Дону, а затем
этот опытный вариант был представлен и
губернатору Ростовской области. Губернатор
идею полностью одобрил, с нами был заключен договор, и наша компания приступила к
работе.

Наше предприятие, чтобы выиграть во
времени и сократить затраты на строительство, как социально ответственная организация, предоставило для реализации проекта
свои выделенные магистральные линии связи.

В самом начале работы над проектом администрациям области и города предложили рассматривать наше сотрудничество как форму
государственно-частного партнерства, к чему и призывают и президент, и правительство
нашей страны. Вариант взаимодействия был
выдвинут такой: наше предприятие создает
систему за свой счет, а затем получает оплату за
техническое обслуживание системы. Этот подход был принят заказчиками и зафиксирован
в документах.

Договорились о том, что областная администрация в рамках работы над проектом
вкладывает порядка 75% капитальных затрат,
наш вклад в проект составил порядка 25% от
общего объема в виде строительно-монтажных
работ и предоставления каналов связи.

После того как комплексная система была
создана, показана всем заинтересованным
структурам, одобрена ими, сдана в эксплуатацию, она была передана на баланс УВД города
Ростова-на-Дону.

— Это была ошибка…
— Да, и, увы, не единственная. Смотрите, что
происходит сегодня. Система работает, звездочки, в том числе и за результаты ее функционирования, офицеры милиции получают
исправно. А наше предприятие продолжает
эксплуатацию системы.

— То есть вам в один прекрасный день
сказали: «спасибо, свободны»?

— Нет, так не сказали. Все заинтересованные
органы пытаются проблему решить. ГУВД области обращалось с вопросом о финансировании
в МВД России. А МВД отвечает: раз система
была построена не на федеральные деньги, мы
не имеем права участвовать в финансировании
ее эксплуатации. В ответ на обращение в администрацию области милиция получает какието половинчатые решения, и в конечном итоге
решения пока нет.

Более того, нам сегодня говорят, что на техобслуживание, согласно нормативным актам,
действующим в нашей стране, нужно проводить еще один тендер! То есть, если я проиграю второй тендер, я должен буду отдать
свою разработку на обслуживание сторонней
организации?!

— Абсурд!

— Вот именно.

— Сложностей наверняка добавляет и то,
что система находится на балансе УВД —
федеральной структуры?

— Безусловно. И для области, когда она запланирует соответствующую строку в бюджете,
профинансировать эти затраты можно будет
только в рамках финансирования милиции
общественной безопасности, которая, как вы
знаете, имеет двойное подчинение и получает
средства из двух бюджетов — федерального и
регионального.

— Но система-то комплексная, не только
для милицейских задач?

— С этим как раз сейчас возникают проблемы. УВД говорит: а зачем нам мониторинг
посевов, засухи, грязных выбросов, несанкционированного перехода границы, посевов
наркотиков? Почему через нашу систему подключены функциональные системы жилых
домов, а не только охранные? Это все не наша
компетенция!

— Итак, ваше инновационное начинание,
одобренное президентом страны, губернатором области, тонет в бюрократическом
болоте?

— Увы, так. При этом все чиновники согласны, она нужна, важна, пытаются нам помочь.

Но есть колоссальные трудности с нормативными актами и нет единой воли к тому, чтобы
решить проблему. Например, городская, областная администрация обратилась к нам с
просьбой создать системы электронного документооборота и выразила готовность выделить
для этого финансирование, в том числе на
прокладку каналов. «Окститесь, — говорю я
чиновникам, — каналы мы все уже заложили
в рамках комплексной системы, и возможность создания подсистем документооборота
там предусмотрена!». Конечно, мы создадим
систему на этих каналах, не беря за них плату.

У меня рука не поднимется брать за прокладку уже проложенных магистралей: я слишком
дорожу своей личной репутацией как специалиста, за 30 лет работы в сфере связи незапятнанной, и репутацией своей компании. Но
всякий ли бизнесмен поступит так же, как я,
в подобной ситуации?

Трудный заказчик

— Далеко не всякий.
— Вот то-то и оно. Так и возникает коррупция. Ее порождает бюрократическая неразбериха в нашей системе публичной власти.

И пока мы не сделаем эту систему прозрачной,
функционирующей по простым и понятным
законам, побороть коррупцию не сможем. Не
сможем уничтожить недобросовестные компании, которые расплодились во всех отраслях —
во многом, кстати, благодаря существующей,
плохо продуманной и прописанной практике
проведения тендеров.

Когда в тендере недостаточно ограничений
для участия, на него будут приходить компании, которым важно не дело сделать на
уровне, а любой ценой урвать заказ. Проблему
качества конкурсов необходимо совершенствовать.

Анекдот из жизни: одну из таких компанийпобедительниц несколько месяцев не могли
найти, чтобы попросить приступить к работе.

А когда нашли, ее менеджеры заявили: «Заплатите нам 10% от суммы контракта, мы отказываемся от его выполнения — пусть выполняет
кто-то другой».

Знаете, на всех уровнях в нашей стране говорится: бизнес должен помогать власти, содействовать ей, помогать модернизации аппарата
управления. Мы готовы и делаем это не только
по упомянутому, но и еще целому ряду проектов. Но с очень уж сильными трудностями
это сопряжено…
Проблемы, подчеркну, не с самими платежами — как таковые выплаты делаются чрезвычайно точно и четко. Трудности с принятием
решений об этих выплатах.

— То есть сегодня рынок ИКТ для системы публичной власти — этакий высокорискованный рынок?
— Можно сказать и так. Но целый ряд проектов в этой сфере, серьезных, хотя и не таких
масштабных, как система «Безопасный город»,
мы осуществили в гораздо более штатном
режиме.

Совсем недавно мы отчитывались в администрации области по проекту информатизации одного из сельских районов. Администрация области ранее по конкурсу поручила телекоммуникационным компаниям
информатизацию двух сельских районов: по
одному району конкурс выиграли мы, по другому — компания ЮТК, которая некоторое
время назад выступала в вашем журнале. Это,
как вы знаете, практически государственное
предприятие. Таким образом, бизнес, находящийся в государственной собственности,
и частный бизнес находятся в Ростовской
области в равном положении.

В проекте мы использовали самые современные технологии — и успешно продемонстрировали их. В зале заседаний администрации
области средствами промышленного телевидения организовали телеконференцию — в
режиме такой конференции прошло оперативное совещание руководителей области и
района из глубинки. Они, находясь друг от
друга на значительном удалении, имели возможность общаться друг с другом, как будто
сидят рядом, за одним столом. Параллельно
были переданы и тут же получены документы
из района в область. Плюс руководители опробовали систему видеотелефонии.

— Это выводит управление на совершенно новый уровень?
— Безусловно, и это очень важно как для
Ростовской области, так и для всей страны.

Качество управления — критически важный
параметр для нашей огромной державы, для
всех ее необъятных регионов. Именно качество, скорость управления могут обеспечить
нам эффективное развитие всех наших модернизационных и социальных начинаний.

Но нужно учитывать и экономическую
целесообразность. Например, сегодня на документооборот администрация тратит порядка
3—4 тыс., а будет тратить более 10 тыс. руб.

Нужно понимать, что она получит взамен этого
удвоения-утроения затрат, но и возможностей
будет минимум в 8—10 раз больше.

Раньше документы передавались один-два
дня с курьером или по факсу со сбоями —
теперь будут в аутентичном виде отправляться
в течение нескольких минут. Раньше работники нижестоящей и вышестоящей администраций не имели возможности прямого телевизионного общения на расстоянии — теперь
получат эту возможность… И так по каждому
виду услуги связи.

Но вернусь к проблеме взаимоотношений государства и бизнеса. Довольно давно
у нас в стране говорится о формировании
государственно-частных партнерств. Мне
кажется, для того чтобы это реально происходило, необходимо специальное федеральное
законодательство о таких партнерствах — специальный правовой режим для них, в рамках которого были бы установлены особые,
предельно простые и прозрачные принципы
взаимодействия компаний и госструктур, прописаны гарантии для государства и для бизнеса.

Пока этого нет.

В связи главное — мозги

— А как вы пришли в бизнес по созданию
ИКТ?

— Я работал в системе регионального главка Минмонтажспецстроя СССР, отвечавшего
за весь юг России и Закавказье. С 1984 года
руководил там телекоммуникационным
направлением: имел подразделения в Пятигорске, Махачкале, Сочи. Это очень серьезный опыт.

Очень много мне дала двухлетняя работа
на строительстве металлургического комбината в Нигерии. Я отвечал там за оснащение
информационными системами и системами
связи всего комплекса строительства и самого
комбината — начиная от временных сооружений и заканчивая комбинатом, введенным
в эксплуатацию. Буквально все электронные
системы — безопасности, сигнализации, коммуникации, информирования, противопожарная, регулирования водозабора, контроля
температурных, экологических параметров —
входили в сферу моей компетенции. А также
необходимые комбинату системы связи
между городами Нигерии, системы связи с
Москвой…
Компанию свою я начал с чистого листа —
только люди и их мозги: никаких приватизированных активов, движимых или недвижимых.

Как говорит один мой знакомый, работать
надо так, чтобы вечером встал, выключил свет
в кабинете — и ничего там после тебя не осталось: ты все унес с собой, в голове. То есть самое
главное в нашем бизнесе — интеллектуальный
ресурс, а не материальные активы или лицензии. Не будет людей — все это станет мертвым
грузом.

— Как находите кадры в обстановке сегодняшнего кадрового голода?
— Это сегодня огромная проблема. Причем
даже не в части ИТР — вузы-то худо-бедно
развиваются, специалистов выпускают. Мы
тесно сотрудничает с Ростовским университетом, РИЖТом — Ростовским институтом
железнодорожного транспорта: с техническими, связными факультетами. Студенты оттуда
приходят к нам на практику, пишут у нас
дипломы… Конечно, их в чем-то приходится
доучивать, «доводить», и делаем это успешно:
у нас, например, технический директор —
молодой, по былым меркам, специалист, нет
еще и 30-и, всего несколько лет назад окончивший вуз…
Но это выращивание не идет ни в какое
сравнение с проблемами, которые существуют с кадрами среднего технического звена
и рабочими кадрами. Подготовкой мастеров
строительно-монтажных работ, монтажников,
кабельщиков-спайщиков сегодня не занимается никто — ПТУ и техникумы связи фактически, да зачастую и формально, почили в бозе… Данных специалистов приходится учить,
в том числе давать базовую подготовку, в самой
компании — и это, конечно, существенно увеличивает наши затраты.

Есть проблемы с менталитетом молодых специалистов. «Я готов работать день и ночь, —
говорит зачастую такой работник, — но мне
нужно много-много денег». Но какая польза от
работы день и ночь? Компании нужна спокойная, планомерная работа…

— Каковы стратегические задачи, которые ставит перед собой компания «Юг
Связь Сервис»?

— У нас действует концепция развития
предприятия, разработанная с учетом рыночных потребностей в наших услугах: мы ее шаг
за шагом реализуем. Есть предусмотренные ею
три стратегические задачи, две из которых мы
уже воплощаем в жизнь.

Первая — комплексная система «Безопасный город», о ней я уже много говорил.

Вторая — система электронного документооборота, сделанная как часть более общей
системы информационного обеспечения и
управления — будь то коммерческое предприятие или орган власти. Система, поддерживающая работу не только с бумажными
или электронными документами, но имеющая голосовые каналы, видеоконференцсвязь.

Эту задачу мы уже решили — буквально
несколько недель назад сдали в эксплуатацию
первую такую систему по линии программы
«Электронная Россия».

К третьей задаче подступаемся: это единая
система коммуникации и управления, интегрирующая ведомственные системы связи, с
единой структурой технологических телекоммуникационных средств; система, включающая
закрытую подвижную технологическую связь
для оперативного управления административным аппаратом и силовыми ведомствами.

На сегодняшний день только у нас в области
используется 120 тыс. единиц технологических
средств связи, и все они применяются разрозненно. Постовые милиционеры используют
рации, по которым могут связаться только с
другими милиционерами, а вызвать пожарных
или «скорую помощь», к примеру, самостоятельно они не могут. Такие же точно ограничения содержат технологические системы МЧС
и «скорой помощи». Особенно остро эта проблема сказывается в чрезвычайных ситуациях,
террористических атаках. Мы помним, как во
время захвата Театрального центра на Дубровке в Москве или захвата школы в Беслане МВД,
ФСБ и военные не могли скоординироваться, потому что пользовались собственными,
закрытыми системами связи. Группа захвата
не могла связаться с оцеплением; и ударная
группа, и оцепление с трудом, с задержками
взаимодействовали со штабом операции…
Мы разрабатываем свою систему на базе
европейской технологии TETRA, которая уже
сертифицирована в России. Она позволяет
использовать все ведомственные системы коммуникации как в автономном, так и в интегрированном режиме. Проект такой системы одобрен, принят областным руководством.

Систему эту планируем запустить в составе
комплексной системы «Безопасный город».

Обеспечить опережающее развитие

— Но вернемся к началу нашего разговора — перспективам ИКТ в России. В стране
действуют госпрограммы в сфере развития
ИКТ, в частности «Электронная Россия».
Как вы оцениваете их результативность?

— Не очень высоко — много слов, каждый
новый руководитель отрасли связи приходит
с подобной сверхценной программой. Несмотря на сокращения видов деятельности, подлежащих лицензированию, в нашей отрасли
несколько лет назад было 14 видов лицензий,
а стало 20! Причем введены разные лицензии
на такие близкие виды деятельности, что даже
специалист их с трудом дифференцирует.

В результате отрасль ИКТ в нашей стране
имеет самую высокую степень регулирования.

Почему — непонятно. Ведь на оформление
разрешительных документов иногда тратятся годы, и это тормозит развитие компании,
и получение лицензий представляет собой
дополнительные затраты, которые ложатся на
себестоимость работ и услуг, ведут к их удорожанию.

Не делается другая важная вещь — поддержка инвестиций в отрасль ИКТ, которую могло
бы обеспечить государство в рамках той же
программы «Электронная Россия». Деятельность в нашей сфере требует долгосрочных
вложений. И если бы государство могло в рамках этой программы гарантировать оператору
потребление его услуги, инвестиционная привлекательность ИКТ-предприятий выросла бы
в несколько раз.

Это один момент. И второй: нужно «разблокировать» ситуацию во многих секторах ИКТрынка, создать там конкурентную ситуацию —
этим срочно должна заняться ФАС. Сегодня
уровень симбиоза работающих в этих секторах
компаний с госструктурами так высок, что
выйти на соответствующие рынки практически невозможно.

В сфере информатизации нет единой идеологии, по крайней мере она не воплощена
в нормативных актах. Нужно принять концепцию, воплотить ее в законодательстве и
определить всю вертикаль ответственности за
ее реализацию.

Я уверен, что ИКТ должны развиваться
не в реактивном режиме, как сейчас — от
случая к случаю, в зависимости от неких
частных потребностей, а опережающими
темпами — чтобы предугадать будущие потребности, в рамках единого системного
подхода. Именно программное, системное
развитие ИКТ, а не хаотичное движение,
которое наблюдается сейчас, может учесть
все потребности развития экономики страны.

И развитие этих технологий — необходимое
условие осуществления масштабного проекта
модернизации России, главной на сегодня
нашей национальной стратегической задачи
в экономической сфере.