Три добавки к нацпроекту «Здоровье»


Текст | Кирилл БЛОХИН

Минздравсоцразвития
объявило о появлении трех новых направлений национального проекта
«Здоровье». При этом
прежние направления
нацпроекта также не
должны быть забыты.

Новинки от правительства

С 2009 года приоритетный национальный
проект «Здоровье» будет преобразован в государственную программу развития здравоохранения до 2012 года, при этом к нему добавятся три
новых направления. Об этом сообщила министр
здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяна Голикова.

«Все направления нацпроекта, которые реализовывались в 2008 году, будут продолжены
в 2009 году. Для этого есть соответствующее
финансовое обеспечение, которое превышает
200 млрд руб.», — сказала она на брифинге
по итогам заседания президиума Совета при
Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Прежде всего это развитие онкологической помощи населению, на которую в рамках госпрограммы предполагается выделить
28,5 млрд руб. «Кроме того, предполагается
реализация нового направления — формирование здорового образа жизни в части борьбы
с алкоголизмом и табакокурением. Здесь предполагается финансовое обеспечение в объеме
3,5 млрд руб.», — сказала Татьяна Голикова.

Также, по ее словам, с 2009 года начинается
«достаточно серьезная работа по информатизации системы здравоохранения в целом»,
которая до сих пор осуществлялась самостоятельно субъектами РФ. «Сегодня перед
нами стоит задача более серьезного подхода к
информатизации здравоохранения. Помимо
достаточно серьезных денег, которые в рамках
госпрограммы оцениваются в сумме более
16 млрд руб., предполагается еще и создание регистра больных, создание полной базы
данных по лечебно-профилактическим учреждениям, по электронной карте пациента», —
сказала глава Минздравсоцразвития России.

Кроме того, министр напомнила, что министерство заканчивает разработку Концепции
развития здравоохранения до 2020 года. «У нас
разрабатывается Концепция развития здравоохранения, которая является продолжением
Концепции долгосрочного развития РФ до
2020 года. Как только параметры общей концепции будут одобрены, следом за ней пойдет
документ, который касается здравоохранения,
и он будет охватывать не только спектр нацпроектов, но и вопросы, связанные с программой госгарантий населению», — заявила
министр.

Она пояснила, что программа госгарантий
осуществляется в рамках системы обязательного медицинского страхования, и новый программный документ будет включать в себя
«изменение всей нормативной базы, связанной с системой обязательного медицинского
страхования в РФ». Государственные программы в области образования, здравоохранения
и жилищного строительства позволят продолжать наиболее эффективные направления,
начатые в рамках приоритетных национальных проектов. Об этом сообщил заместитель
председателя Правительства РФ Александр
Жуков в интервью телеканалу «Россия».

«Идея сделать нацпроекты долгоиграющими
давно родилась, — рассказал вице-премьер. —
И сейчас нацпроекты не прекращаются, деньги на их финансирование предусмотрены и
в 2009, и в 2010, и в 2011 годах». По словам
вице-премьера, для того чтобы «сделать их действительно всеобъемлющими и продолжать
наиболее эффективные программы, которые
были начаты в рамках нацпроектов, будут
созданы — фактически уже подготовлены и
утверждены — государственные программы
по развитию образования, здравоохранения и
по жилищному строительству».


Слово депутата

О дальнейшем развитии нацпроекта также
говорила председатель думского Комитета по
охране здоровья Ольга Борзова. По ее словам,
расходы на здравоохранение, физкультуру и
спорт в проекте федерального бюджета на
2009—2011 годы увеличиваются на 66%, что
выше роста ассигнований федерального бюджета за тот же период, которые составят 61%.

Основные направления увеличения бюджетных ассигнований в «скользящей трехлетке», подчеркнула депутат, — повышение доступности и качества медицинских услуг,
усиление профилактической направленности
здравоохранения, а также борьба с социально значимыми заболеваниями, повышение
эффективности системы лекарственного обеспечения.

В целом, по словам депутата, расходы государства на здравоохранение возрастут в ближайшие три года соответственно с 1,85 трлн
руб. в 2008 году до 2,7 трлн руб. в 2011-м. На
приоритетный нацпроект «Здоровье» будут
выделены ассигнования соответственно 100,
103,5 и 104,8 млрд руб.

Г-жа Борзова особо отметила, что с 2009 года
предполагается введение двух новых направлений нацпроекта «Здоровье». Речь идет о комплексе мер по формированию здорового образа жизни и сокращению потребления алкоголя
и табака. На эти цели будет выделено соответственно по 0,8 млрд руб. в 2009 и 2010 годах, а
также 0,9 млрд руб. в 2011 году. Второе новое
направление нацпроекта — мероприятия по
совершенствованию организации онкологической помощи — получит в ближайшие три
года 6,3, 7,2 и 7,8 млрд руб. соответственно.

Кроме того, депутат отметила, что будет
продолжено строительство 23 перинатальных
центров, обеспечивающих оказание высококвалифицированной медпомощи беременным
женщинам и новорожденным детям на основе
современных технологий.

Ольга Борзова также заявила, что выделяемых по нацпроекту «Здоровье» средств на
совершенствование медицинской помощи
больным онкологическими заболеваниями
недостаточно и надо стремиться к увеличению
финансирования этого направления. «В Минздравсоцразвития России разработана соответствующая Национальная онкологическая
программа, в рамках которой будет создана
сеть онкологических диспансеров, улучшится
материально-техническая база, будут подготовлены необходимые специалисты», — сказала
депутат.

Ежегодно в Российской Федерации выявляется до 500 тыс. больных онкологическими
заболеваниями, сказала г-жа Борзова. «К сожалению, большинство из них воспринимает
страшный диагноз как приговор. В настоящее
время у государства есть все силы и средства для
возвращения значительной части этих людей к
полноценной жизни. У нас в стране одна из
лучших в мире онкологических школ, много
высококлассных специалистов, есть мощное
научное и кадровое обеспечение. В этой ситуации необходимо правильное распределение
финансовых ресурсов и качественная организация работы», — сказала депутат.


Планы и перспективы

Говорить о перспективе реализации новых
направлений нацпроекта «Здоровье» пока
сложно. Очевидно, что, с одной стороны, на
предыдущей стадии успехи реализации нацпроекта достаточно очевидны. Однако, с другой стороны, до сих пор сам нацпроект был
ориентирован по большей части на улучшение
материально-технического состояния отрасли.

При этом до сих пор не произошло каких-либо
качественных изменений в системе. До сих
пор не сформировалось внятных критериев
оценки качества медицинского обслуживания,
не налажена система подготовки и повышения
квалификации кадров. Сложно говорить и об
успехах широко разрекламированной прежде
системы привлечения медицинских работников в районы сельской местности.

К позитивным моментам можно отнести,
несомненно, увеличение финансирования
отрасли, а также резкий рост заработных плат
медицинских работников. Впрочем, до сих пор
все успехи этим и ограничивались.

Что касается перечисленных трех направлений, то все они, безусловно, перспективные.

Так, развитие онкологической отрасли, фактически остановившееся в последние 15 лет, сегодня очевидно всем. Но многое зависит от того,
каким образом будут расставлены приоритеты.

По мнению большинства экспертов, главное
здесь — это увеличение оплаты труда специалистов, а также восстановление системы подготовки квалифицированных кадров. Кроме
того, не стоит забывать, что в большинстве российских регионов специализированные онкологические центры отсутствуют как таковые,
и поэтому в ближайшие годы на повестке дня
стоит строительство таких центров.

Пропаганда здорового образа жизни сама
по себе также не вызывает особых вопросов.

Однако не совсем понятно, как Минздравсоцразвития собирается делить полномочия
с недавно созданным Министерством спорта,
туризма и молодежной политики. В любом
случае проблема определения сферы компетенции уже в ближайшее время должна быть
решена для самого запуска реализации этого
направления. Кроме того, понятие «пропаганда здорового образа жизни» предусматривает
большие возможности для злоупотреблений
чиновников и «распила» бюджета, предусмотренного на эти цели, поскольку расходование
выделенных средств в этом случае весьма слабо
поддается учету и контролю.

Информатизация системы здравоохранения также уже давно стоит на повестке
дня. Очевидно, что сегодняшняя ситуация,
когда электронные системы учета отсутствуют в большинстве бюджетных медицинских
учреждений, в ХХI веке является неприемлемой. Вопрос заключается в том, чтобы подход
к этому был профессиональным, а также в
том, чтобы заложенные в это направление
средства действительно были направлены на
создание современных информационных баз
данных.

Таким образом, можно констатировать, что,
как и прежде, все задумки в сфере реализации
нацпроекта «Здоровье» являются позитивными и перспективными, однако их реализация
по-прежнему вызывает много вопросов. Очевидно, что эти направления могут оказаться
успешными только при условии ответственного подхода и тщательного анализа со стороны
кураторов нацпроекта.