Прощание с ЕСН


Текст | Кирилл БЛОХИН

С 1 января 2010 года
произойдет отмена
единого социального
налога (ЕСН), который
заменят пенсионные
страховые взносы.


Пойдет ли это на
пользу экономическому развитию вообще
и бизнесу в частности, пока остается
большим вопросом.

Страховые взносы вместо ЕСН

Замена ЕСН страховыми взносами произойдет с 1 января 2010 года. Впервые об этом как
об окончательном решении сообщила 1 октября министр здравоохранения и социального
развития Татьяна Голикова. Она также сказала, что объем страховых выплат составит не
более 34% от фонда оплаты труда. При этом
26% должна составить базовая ставка отчислений в пенсионную систему, в Фонд обязательного медицинского страхования будет
отчисляться 5,1%. Остальные средства пойдут
в Фонд социального страхования.

Г-жа Голикова также подчеркнула, что правительство не намерено в среднесрочной и
долгосрочной перспективе пересматривать
утвержденный объем страховых выплат. По
ее мнению, переход от ЕСН к страховым
выплатам позволит сбалансировать пенсионную систему РФ. Она также отметила, что
при сегодняшнем прогнозе социально-экономического развития РФ все равно будет
оставаться минимальный дефицит, связанный
с накопленными обязательствами пенсионной
системы, однако он будет незначительным.

По оценке министерства, если бы сегодняшние решения не были приняты, то к 2050 году
пенсионная система на 86% зависела бы от
трансфертов из федерального бюджета. «Это
означало бы, что пенсионная система превратилась в бюджетную систему, и наличие пенсионного фонда как отдельного бюджета становилось
бы бессмысленным», — сказала г-жа Голикова.

Министр также отметила, что индексация
базовой и страховой части пенсий будет проходить по единым правилам. По ее словам,
«базовой и страховой части пенсий в разделенном виде больше не будет», они будут индексироваться в зависимости от роста доходов
пенсионной системы.

В случае если федеральный бюджет все же
не досчитается определенных доходов по
причине снижения налоговой нагрузки из-за
замены ЕСН на страховые выплаты, правительством может быть принято решение о
трансфертах из Фонда национального благосостояния (ФНБ) федеральному бюджету,
сообщила Татьяна Голикова. При этом она
подчеркнула, что такой механизм может быть
использован, если будет принято решение о
снижении налоговой нагрузки, и при возникновении необходимости в компенсациях.


Реформа или простое повышение?

Решение о замене ЕСН страховыми взносами было принято в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития
страны до 2020 года, итоговый проект которой
правительство приняло на расширенном заседании 1 октября. При этом главной целью реформы заявлено повышение пенсий. Как сообщил
премьер-министр Владимир Путин, в следующем году базовая часть трудовой пенсии будет
увеличена на 37,1%, а страховая — на 15,6%.

В результате размер социальной пенсии должен
быть не ниже прожиточного минимума пенсионера. Еще через год средний размер пенсии
вырастет почти вдвое по сравнению с нынешним. «К 2020 году средний размер трудовой пенсии достигнет трех прожиточных минимумов
пенсионера», — пообещал премьер-министр.

Кроме того, с 1 января 2010 года пенсионные права, приобретенные до 2002 года, будут
дополнительно проиндексированы на 10%,
и к этому еще добавится 1% дополнительной
индексации за каждый год стажа, заработанного до 1991 года. Это, по словам премьера,
позволит решить задачу более справедливой
оценки трудового вклада людей, работавших
в советский период. «Для тех, кто начнет формировать свои пенсионные накопления после
2010 года, при страховом стаже более 30 лет
размер пенсии в момент ее назначения должен составлять не менее 40% от заработка,
с которого уплачивались страховые взносы», —
заявил Владимир Путин.

Очевидно, что все это потребует больших
финансовых затрат. Поэтому от действующего ныне единого социального налога правительство переходит к взносам на обязательное пенсионное страхование по единой
ставке 26%. По словам премьера, «с учетом
взносов на медицинское и социальное страхование общий размер тарифа не превысит 34%
от фонда оплаты труда».

При этом страховые взносы не будут
начисляться на годовой заработок, больший
415 тыс. руб., но и пенсионные права на эти
суммы также формироваться не будут. «Мы
пошли на это, чтобы люди с маленькими и средними зарплатами не оплачивали пенсии
тем, кто получает большие суммы», — заявил
глава правительства. Некоторое послабление
должен получить малый бизнес, работающий в
высокотехнологичных секторах, где высока доля
заработной платы, соответственно, окажется
существенным и увеличение налоговой нагрузки, а также сельхозпроизводители. Им предоставляется переходный период до пяти лет,
в течение которого увеличение налогов будет
компенсироваться из федерального бюджета.


Кто победил?

Таким образом, налицо явный рост налоговой нагрузки за счет увеличения расходов на
пенсионную реформу. Соответственно, можно
говорить о том, что на сегодняшний день в
споре, который более двух лет длился между
Минфином и Минэкономики, победа осталось
за Минфином, выходцем из которого является
нынешний министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. 1 октября
она победно заявила, что Концепция-2020 без
решения вопроса ЕСН принята не была бы.

По словам министра, последнее согласование
Концепции-2020 с пенсионной реформой проходило на совещании у премьер-министра Владимира Путина перед заседанием правительства
«в острой форме». В результате «план-2020» уже
предусматривает повышение ЕСН с 26 до 34%,
но не дает ответов на то, как развивать инновационную экономику и снижать налоговое бремя.

Владимир Путин во вступительной речи на заседании правительства признал, что пенсионные
новации «для бизнеса связаны с дополнительными издержками». Он потребовал от правительства предложить «механизмы, которые позволят избежать роста общей налоговой нагрузки»,
а искать их предложено совместно Минфину и
Минздравсоцразвития. И это несмотря на то, что
еще в феврале 2008 года предвыборные обещания президента Дмитрия Медведева содержали пункт о снижении НДС, а также несмотря на
все слова президента о необходимости защищать
и поддерживать малый бизнес.

Тем не менее 1 октября Татьяна Голикова заявила, что на заседании правительства
«решение по снижению налогов отложено до
2009 года».

Соответственно, противница этого решения — министр экономического развития
Эльвира Набиуллина ничего не смогла
противопоставить росту ЕСН, ограничившись
только следующим заявлением: «Поставлена
задача подготовить конкретные меры по неувеличению налоговой нагрузки на экономику.

Будем работать». Ранее она сообщала, что МЭР
и Минфин РФ до конца 2008 года внесут согласованный пакет мер по снижению налоговой
нагрузки в связи с увеличением ЕСН до 34%.

По ее словам, данный пакет мер должен начать
действовать одновременно со вступлением в
силу решения Правительства РФ по изменению ЕСН, то есть с 1 января 2010 года.

При этом заметно сменил риторику и сам
Владимир Путин, который предложил задействовать Фонд национального благосостояния,
чтобы избежать роста общей налоговой нагрузки на бизнес из-за реформы ЕСН, хотя в первоначальной версии концепции Минэкономики
предлагалось, с одной стороны, снизить НДС,
с другой — ФНБ потратить на развитие инновационной экономики.


Уход в тень как итог реформы

Таким образом, итогом споров в экономическом блоке правительства стало резкое увеличение налоговой нагрузки на фонды оплаты
труда предприятий — ЕСН со ставкой 26%
будет заменен на страховые взносы общим
размером 34%. Эти цифры и стали главным
ощутимым результатом выработки экономической доктрины правительства.

По мнению ряда экспертов, принятое решение означает, что правительство предлагает обеспеченным гражданам самостоятельно копить
на пенсии и фактически удаляет их из системы
государственного пенсионного обеспечения. До
сих пор пенсионные права накапливались на
сколь угодно большие зарплаты — при годовом
доходе свыше 600 тыс. руб. в год ставка ЕСН
составляла 2%. Теперь же зарабатывать больше
18 тыс. руб. в месяц с точки зрения накопления
будущей пенсии бессмысленно. Такой подход
позволит правительству без труда выполнить
задачу повышения коэффициента замещения.

Его будут считать по отношению не к заработку
вообще, а лишь к вводимому порогу.

Кроме того, объявленная 1 октября правительством реформа ЕСН увеличит налоговую
нагрузку на все категории зарплат. Однако, как
показывают расчеты, это увеличение произойдет неравномерно: сильнее всего фискальное
бремя скажется на средних зарплатах (примерно 30 тыс. руб.), а также на начислениях
любого размера занятым в малом бизнесе. При
этом стоит вспомнить, регрессивная шкала
налога (26%, 10%, 2%) с 2010 года будет заменена единой плоской ставкой взносов в размере 34%. Взносы по этой ставке работодатели
будут уплачивать с зарплаты работников, не
превышающей 415 тыс. руб. в год, или 34,6 тыс. в месяц. Министр Татьяна Голикова 2 октября
заявила, что порог будет действовать для исчисления всех трех страховых платежей.

Очевидно, что при таком раскладе изменение
схемы уплаты налога приведет к тому, что при
зарплате в 10 тыс. руб. в месяц эффективная
ставка платежа увеличивается на восемь процентных пунктов — с 26 до 34%. При зарплате в
30 тыс. руб. из-за отмены регрессии увеличение
эффективной ставки будет самым значительным — 11,6 пункта, то есть с 22,4 до 34%. При
более высоких зарплатах реальная ставка увеличивается не так стремительно. При зарплате
60 тыс. руб. в месяц — на 4,7 пункта, то есть с
14,9 до 19,6%, а при 120 тыс. руб. в месяц — всего
на 1,4 пункта, то есть с 8,4 до 9,8%. Минздравсоцразвития утверждает, что такое неравномерное
увеличение подтолкнет обеспеченных граждан
копить на пенсию самостоятельно, однако эксперты опасаются, что значительное усиление
нагрузки на средние зарплаты может привести к
тому, что заметная их часть снова уйдет в тень.