Незагруженное Минэнерго


Текст | Кирилл БЛОХИН

Создание в мае в ходе
последней реорганизации правительства
Министерства энергетики стало одной
из самых значимых
трансформаций в
федеральных органах власти. Однако
сегодня можно констатировать, что это
ведомство до сих
пор имеет наиболее
туманные и расплывчатые полномочия в
правительстве.

Новое старое министерство

Министерство энергетики было создано в
мае во время последней реорганизации правительства. Оно было образовано фактически
методом слияния двух ведомств — части бывшего единого Минпромэнерго и Федерального
агентства по энергетике (Росэнерго).

В этой связи можно вспомнить, что аналогичное ведомство, Минтопэнерго, существовало в России более десяти лет и было
упразднено в 2004 году в рамках тогдашней
административной реформы. И вот сегодня
происходит фактическая реставрация этого
министерства.

Причины создания нового министерства,
по мнению большинства экспертов, заключаются в двух факторах. С одной стороны, это
постепенный отказ от трехзвенной правительственной системы, показавшей за последние четыре года свою неэффективность. Уход
от этой системы наглядно проявился в ходе
майских перестановок. С другой стороны, это
завершение реформы электроэнергетической
сферы с ликвидацией РАО «ЕЭС» как естественной монополии в этой отрасли. Соответственно, возник запрос на создание нового регулирующего органа, который смог бы
взять на себя координацию и контроль работы отрасли. На тот момент было совершенно
очевидно, что прежние Росэнерго и Минпромэнерго с этой задачей не справляются, к
тому же распределение полномочий между
ними было слишком туманным. Кроме того,
становилось очевидным, что в едином регулирующем органе явно нуждается и топливноэнергетический комплекс (ТЭК). Результатом
и стало воссоздание прежнего отраслевого
министерства.

Возглавил новое ведомство Сергей Шматко, до этого бывший президентом ЗАО «Атомстройэкспорт» и заместителем гендиректора ОАО «Атомэнергопром». Компетентные
источники связывают его с владельцем банка
«Россия» Юрием Ковальчуком. Изначально
пост министра предсказывали главе Росэнерго
Дмитрию Аханову, считавшемуся человеком
главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса. Однако
в итоге контроль над энергетикой перешел
в руки другой команды, а Дмитрий Аханов
покинул пост главы Росэнерго еще в начале
сентября, даже не дождавшись завершения
процесса ликвидации агентства.


Что регулируем?

Согласно официальному положению о министерстве, Минэнерго осуществляет функции
«по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического
комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и
торфяной промышленности, магистральных
трубопроводов нефти, газа и продуктов их
переработки, возобновляемых источников
энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции и в сфере нефтехимической промышленности».

Минэнерго является непосредственным
куратором оставшихся в собственности государства Федеральной сетевой корпорации,
ГидроОГК, межрегиональных распределительных сетевых компаний и «Системного
оператора».

В компетенцию Минэнерго также входят
функции по оказанию государственных услуг,
управлению государственным имуществом в
сфере производства и использования топливноэнергетических ресурсов. Кроме того, министерство вправе формировать, использовать и
распоряжаться государственными информационными ресурсами ТЭК. Также Минэнерго
является правопреемником Росэнерго по всем
обязательствам.

В сферу компетенции Минэнерго входит
принятие нормативных актов по вопросам
инвестиционных программ субъектов естественных монополий в ТЭК, разработка нормативов удельного расхода топлива и создания запасов и резервов топлива, определение технологических потерь электрической
и тепловой энергии и углеводородного сырья,
порядок формирования и размещения технологического резерва мощностей в электроэнергетике. Министерство также вырабатывает правила учета газа, единые аттестационные
требования к работникам сферы электроэнергетики, порядок ведения реестра производства электроэнергии на возобновляемых
источниках. Оно определяет страховые риски
в сфере оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и обязательную для
покупателей электроэнергии долю энергии,
произведенной на основе возобновляемых
источников, а также формирует перечень
предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, формы и порядок ее
предоставления.

Министерство также осуществляет и
контрольно-надзорные функции, в том числе
за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и
мощности требований законодательства Российской Федерации в пределах своей компетенции, за деятельностью организаций
коммерческой инфраструктуры оптового
рынка электрической энергии и мощности
в пределах своей компетенции, за системой
оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике, за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и мероприятий по реструктуризации
угольной промышленности.

В сферу деятельности Минэнерго входит
и разработка программ развития электроэнергетики, формирование и обеспечение
функционирования государственной системы долгосрочного прогнозирования спроса
и предложения на энергетических рынках,
утверждение инвестпрограмм субъектов электроэнергетики с долей государства в уставном капитале и прогнозирование возможного
дефицита электрической мощности в отдельных ценовых зонах.

Министерство отвечает и за реализацию
государственной политики в области газоснабжения, в том числе за программу газификации
российских регионов.

Кроме того, Минэнерго является главным
распорядителем федеральной собственности в
сфере ТЭК и электроэнергетики, а также осуществляет функции главного распорядителя
бюджетных средств в этих отраслях.


В чьих руках энергетика?

Несмотря на столь гладкое изложение
полномочий на бумаге, реальные функции
министерства сегодня только начинают прорисовываться. До недавнего времени большой
проблемой было распределение полномочий
между новым министерством и ликвидируемым Росэнерго, которое, по слухам, и стало
главной причиной досрочной отставки Дмитрия Аханова.

При этом стоит заметить, что процесс создания нового ведомства сопровождался традиционным для правительственных реорганизаций последнего времени формированием
базы с нуля с крайне затянутым во времени
процессом передачи министерству полномочий Росэнерго и Минпромэнерго. До сих
пор достаточно остро стоит в министерстве и
кадровый вопрос, так как не все сотрудники
агентства оказались востребованы в министерстве, а многие подразделения остаются в подвешенном состоянии.

Другой большой проблемой является неопределенность степени контроля министерства над госкомпаниями и естественными
монополиями. Так, непонятна роль Минэнерго в регулировании рынка электроэнергетики, а также в той степени контроля над
акционированными и приватизированными
оптово-генерирующими компаниями, как и
вообще степень контроля министерства над
электроэнергетической отраслью.

Также неясно, будет ли Минэнерго участвовать в управлении «Газпромом» и «Роснефтью» и делегировать своих представителей в
советы директоров этих структур.

Непонятно, как Минэнерго поделит полномочия с Министерством природных ресурсов
и экологии в области добычи углеводородного
сырья. Неурегулированными остаются и взаимоотношения с Министерством промышленности и торговли, которое также претендует
на контроль за нефтяной промышленностью.

Не проявило себя это ведомство и в ситуации с
ростом цен на бензин, пока эта сфера остается
исключительно в компетенции Федеральной
антимонопольной службы.

Впрочем, до сих пор все это можно объяснить традиционными организационными
трудностями, которые всегда сопровождают
формирование нового ведомства. Более-менее
четкое представление о сфере полномочий и
компетенции Минэнерго, а также выводы об
эффективности его работы можно будет делать,
скорее всего, только в следующем году.