В поисках просвещения


Текст | Кирилл БЛОХИН

Трансформация нацпроекта «Образование» в государственную программу должна существенно обновить его содержание
и несколько изменить
расстановку приоритетов. Об этом говорилось на заседании
коллегии Министерства образования и
науки, состоявшемся
2 сентября.

Новая жизнь нацпроекта

По словам министра образования и науки
Андрея Фурсенко, с 2009 года в России
начнет реализовываться новый четырехлетний цикл развития и модернизации системы
образования. Об этом он заявил во время заседания коллегии Министерства образования и
науки, состоявшегося 2 сентября и посвященного основным положениям государственной
программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной
модели образования в 2009—2012 годах».

На этом заседании коллегии вниманию его
участников был предложен проект четырехлетней государственной программы внедрения новой модели образования, разработанный в соответствии с поручениями президента и правительства. На заседании также было
подчеркнуто, что реализация новой модели
образования станет естественным продолжением приоритетного национального проекта «Образование», интеграцией его основных
направлений с другими существующими государственными программами, направленными
на развитие образования. При этом предусмотренные системные изменения затронут все
уровни образовательной системы и включат
те сферы, которые ранее в сферу реализации
нацпроекта не входили.

Так, программа предполагает обновить
организационно-экономические механизмы в системе образования, сделать систему
дошкольного обучения более гибкой и многообразной, сориентировать систему общего образования на индивидуальный подход к
учащимся, а также существенно расширить
сферу дополнительного образования.

Большое внимание программа уделяет и
системе профессионального образования.

Здесь предполагается расширить участие работодателей на всех этапах образовательного
процесса, стимулировать вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные и
прикладные научные исследования, а также в
целом уделять повышенное внимание интеграции образования и науки. Кроме того, планируется сформировать систему непрерывного
образования с таким расчетом, чтобы каждый
житель России мог учиться и совершенствовать свои знания и профессиональные навыки
на протяжении всей жизни.

Содержание этой госпрограммы синхронизировано с целями и задачами Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года,
в соответствии с которой стратегическая цель
государственной политики в сфере образования — это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики,
современным запросам общества и каждого
гражданина.

Основные отличия нынешней программы
от реализуемых прежде обозначил директор
департамента государственной политики и
нормативно-правового регулирования в сфере
образования Минобрнауки Игорь Реморенко.

По его словам, прежде всего необходимо
прийти к тому, чтобы система образования
была в первую очередь ориентирована на
потребителей образовательных услуг. Соответственно, она должна быть гибкой, не иметь
«тупиковых» ветвей и полностью отвечать идее
непрерывного образования.

Кроме того, система образования должна
стать прозрачной и открытой для общества
и иметь с ним хорошую обратную связь, обеспечивающую участие представителей общественных организаций в контроле качества
образования, в составлении рейтинга учебных
заведений, а также в выработке стандартов
образования.

Реморенко отметил, что необходимо постоянное обновление и повышение квалификации управленческого корпуса в данной сфере.

В связи с этим, по его словам, те управленцы,
которые прошли «через национальный проект», заметно отличаются по уровню профессионализма и умения организовать современный качественный учебный процесс в своих
образовательных учреждениях.

Министр Андрей Фурсенко также признал, что заметные невооруженным глазом
в последние годы изменения в сфере образования — это результат реализации приоритетного национального проекта. По мнению министра, по сравнению с 2004 годом заметно
улучшилось настроение школьных учителей,
изменился в целом подход к высшему образованию, наметились положительные тенденции
в сфере начального и среднего профессионального образования, а 150 созданных ресурсных центров «начали потихонечку поднимать
планку и задавать новое отношение» в системе
НПО и СПО. По замечанию Фурсенко, программа будет доработана с учетом пожеланий
и предложений, высказанных на заседании, и
вынесена на суд экспертов в октябре.

Результаты и перспективы

О вероятной результативности этой программы, ставшей по сути новым воплощением нацпроекта «Образование», говорить пока
сложно. Можно констатировать, что все идеи,
заложенные в программу, без сомнения, перспективны, однако их реализация на практике
может столкнуться с определенными трудностями.

Так, расширение участия работодателей в
образовательном процессе выглядит весьма
полезным делом с учетом того, что наша система образования отличается весьма значительным разрывом между знаниями, полученными
в учебных заведениях, и реальными потребностями рынка труда. Однако проблема заключается в том, что на сегодняшний день сами
работодатели не выказывают особого желания
как-то участвовать в образовательном процессе. Сегодня они предпочитают скорее готовить кадры непосредственно на рабочем месте,
а также отправлять их на курсы повышения
квалификации уже в рабочем процессе. Иногда они создают собственные учебные центры,
в которых подготовка специалистов полностью
«заточена» под конкретные профессиональные
нужды. Участие же работодателей в системе общего образования пока ограничивается
только отдельными примерами такого сотрудничества, и все они носят частный, единичный
характер, являясь скорее исключением.

Совершенно очевидно, что задача стимулирования вовлечения работодателей в образовательный процесс лежит далеко за рамками
самой сферы образования. Здесь нужны механизмы налогового стимулирования, а также
общие принципы развития системы социального партнерства, которые сделали бы престижными инвестиции в сферу образования и
привели бы работодателей к осознанию того,
что кадры, сочетающие необходимую квалификационную подготовку с общей эрудицией,
которую отечественное образование предоставляет в избытке, окажутся намного более
полезными и перспективными. Понятно, что
такие вопросы просто не могут получить надлежащее освещение в нацпроекте «Образование» или в новой государственной программе,
так как явно далеко выходят за пределы компетенции Министерства образования и науки.

Что касается продекларированного министерством принципа «непрерывного образования», то надо заметить, что он в корне противоречит всей политике российского государства в
образовательной сфере за последние 15 лет.

Главная проблема здесь в том, что до сих пор
все усилия государства были направлены на
предельную коммерциализацию образования,
особенно высшего и послевузовского. Сегодня нужно быть суперодаренным абитуриентом либо иметь необходимые связи, чтобы
поступить на бюджетное отделение вуза. Ну
а послевузовское образование на сегодняшний день коммерциализировано фактически
полностью, и такого понятия, как бесплатное
обучение в аспирантуре, на практике просто не
существует. То же самое касается и всех многочисленных курсов повышения квалификации,
которые просто не могут быть бесплатными.

Единственной сферой, которую коммерциализация пока затронула в наименьшей степени,
является среднее образование, однако и там
уже сегодня присутствует большое количество
платежей, которые можно называть не иначе
как скрытой оплатой обучения.

Таким образом, совершенно непонятно,
о каком «непрерывном образовании в течение
всей жизни» говорят представители Минобрнауки, ведь те, кто располагает необходимыми
средствами, и сегодня могут позволить себе
любое обучение, а тем, у кого таких средств
нет, Министерство образования и науки пока
ничего конкретного так и не предложило.

Если же говорить о результатах реализации
нацпроекта «Образование», то они вызывают
противоречивые чувства. Очевидно, что, с одной
стороны, нацпроект позволил повысить уровень
материально-технического состояния образовательных учреждений, улучшить материальное положение и социальные условия работников сферы образования, а также решить ряд
экономических и технических проблем. И это
все, безусловно, стоит занести в актив. Однако,
с другой стороны, никаких качественных изменений в российской образовательной системе
пока не наблюдается. Оставляет желать лучшего уровень подготовки выпускников школ.

Крайне медленно расширяется сфера среднего
специального образования, и на сегодняшний
день она явно не поспевает за потребностями рынка, который заинтересован в наличии
квалифицированных технических работников.

Наконец, уровень коррумпированности вузов,
и в первую очередь системы поступления в них,
остается на прежнем уровне.

Не меняется в лучшую сторону и ситуация с
кадрами. Вопреки оптимистичным заявлениям представителя министерства, наблюдения
показывают, что степень вовлеченности в нацпроект до сих пор не сильно меняет уровень
профессиональной квалификации руководителей образовательных учреждений.

Так что государственная политика в данной
сфере требует принципиально иного подхода,
и если этот подход не изменится, то, скорее
всего, не стоит ждать и каких-то принципиальных изменений.

В материале использована информация официального сайта приоритетных национальных проектов
www.rost.ru