Шесть причин аутсорсинга


Текст | В ячеслав ЕРМОЛОВ, руководитель
департамента техподдержки и аутсорсинга
компании «АйТи»

Каковы главные плюсы привлечения государственными
структурами коммерческих
IT-партнеров?

Еще в мае 2004 года президент
РФ В.В. Путин в своем послании к Федеральному собранию сказал: «Наш собственный и
мировой опыт уже доказал продуктивность целого ряда подходов.

И необходимо постепенно передавать негосударственному сектору
функции, которые государство не
должно или не способно эффективно выполнять». За прошедшие с этого времени четыре года ситуация с
использованием аутсорсинга в госсекторе очень сильно изменилась:
если раньше велись дискуссии на
тему жизнеспособности модели аутсорсинга в России, сейчас дискуссия
переместилась в плоскость практического применения этой модели.

И речь уже идет о том, как это сделать с наименьшими рисками и наибольшей эффективностью.

Причина первая. Сегодня государственные структуры — крупнейшие заказчики информационных
технологий. В органах государственной власти активно идет процесс
внедрения сложных информационных систем, которые требуют сервисной поддержки и обслуживания.

Растут ИТ-активы, с каждым днем
масштабнее и сложнее становятся
сами информационные системы,
ими все труднее управлять. При
этом руководство хочет быть уверено, что ресурсы ИТ используются
разумно и эффективно. Именно поэтому на сегодняшнем этапе органам
государственной власти необходимы
не только технологии как таковые, но
и сервиc.

Причина вторая. Второй фактор,
который обуславливает использование аутсорсинга в органах государственной власти, — это глобальный
кадровый голод. Сегодня проблема
дефицита кадров касается всех отраслей, и далеко не каждая организация имеет возможность собирать
и удерживать у себя ИТ-профессионалов. Однако все мы понимаем,
что при развитии информационных
систем в традиционной модели должен происходить рост штата ИТспециалистов. Но сегодня он не обеспечен рыночными ресурсами. А если специалиста и находят, то он
очень подвижен: повысив квалификацию, он моментально получает немало заманчивых предложений, одно лучше другого. В то же время у
государственных органов есть масса
ограничений, в рамках которых они
действуют: это и ограничения в
штатном расписании, и небольшие
бюджеты на содержание собственной ИТ-службы. Очевидно, что эти
проблемы меняют отношение к аутсорсингу и тех, кто буквально вчера
скептически относился к самой мысли о таком подходе.

В свою очередь крупные системные интеграторы выступают центрами концентрации высококлассных
ИТ-профессионалов. Привлечение
аутсорсинговых специалистов зачастую оказывается единственным выходом в том случае, когда нужен
узкопрофильный или высококлассный эксперт. Все это является предпосылкой к использованию модели
аутсорсинга.

Причина третья. Среди объяснений того, почему именно в России
перспективно внедрение методов
аутсорсинга, можно назвать фактор
масштаба территорий: Россия – самая большая страна в мире. Для
обеспечения согласованной работы
сотен географически распределенных ведомств и учреждений жизненно необходимы современные информационные системы, объединяющие
работу подразделений во всех регионах России. Масштаб федеральных
ведомств предполагает соответствующие масштабы информационных
систем: территориальная распределенность, огромный парк компьютеров, сетевого и телекоммуникационного оборудования. Так как информационные системы строились постепенно, то за долгий период развития в них представлен огромный
набор производителей оборудования,
пестрый состав используемого программного обеспечения, в том числе
множество «самописных» программ.

Собственными силами обеспечить
адекватную техническую поддержку
и сопровождение столь разнородной
и масштабной ИТ-инфраструктуры с
соблюдением единых стандартов качества обслуживания вне зависимости от региона очень непросто. Кроме того, для поддержки распределенной информационной системы
нужны люди на местах, в регионах.

Очевидно, что в современных условиях дефицита IT-кадров практически
ни одно предприятие не может себе
позволить содержать штат уникальных IT-специалистов в каждом региональном представительстве. Тогда на
помощь приходят IT-компании, которые сегодня активно создают собственные сети поддержки, используют системы удаленных сервисов, обеспечивают поддержку сервисной сети
во многих часовых поясах.

Так, «АйТи» занималась обслуживанием информационно-вычислительных систем земельных кадастровых палат в Центральном федеральном округе. Проект охватывал 402 обособленных территориальных подразделения ФКЦ «Земля» в 13 регионах России – всего
порядка 2,5 тыс. единиц оборудования. Спектр обслуживаемого
оборудования включал в себя
практически все элементы
информационно-вычис лительной
системы кадастровых палат: рабочие станции и серверы, ПО и базы
данных, кабельные системы, источники бесперебойного питания,
активное сетевое оборудование,
коммуникационное и периферийное оборудование. Стабильная работа ИТ-инфраструктуры ФКЦ
«Земля» обеспечивалась тремя
уровнями поддержки. В нашей
компании работает круглосуточная
диспетчерская служба. Все запросы принимаются инженерами, которые в зависимости от характера
проблемы либо консультируют по
телефону, либо передают заявку
на второй уровень – эксперту. Кроме того, в рамках сотрудничества с
ФКЦ «Земля» мы также участвовали в проекте по внедрению и технической поддержке системы
«АИС ГКН» в кадастровых палатах Нижегородской области и Республики Татарстан, где до этого использовался старый программный
комплекс «Единый государственный реестр земли» (ПК «ЕГРЗ»).

Причина четвертая. Говоря о
преимуществах использования модели аутсорсинга в госсекторе,
нельзя забывать о таком важном
факторе, как повышение прозрачности управления IT-инфраструктурой
и затрат на IT. Зачастую руководство государственных организаций
очень слабо представляет себе, в
каком именно состоянии находится
информационная система, потому
что просто неоткуда взять полные
данные: часть информации содержится в бухгалтерской системе,
часть – в специализированных отчетах по подразделениям. Очевидно,
что невозможно эффективно управлять тем, чего ты не знаешь. Поэтому перед тем, как взять на аутсорсинг информационную систему, мы
всегда проводим ее комплексное
обследование и осуществляем учет
всех IT-ресурсов. Обычно в ходе такой комплексной «инвентаризации»
выявляются и все проблемные
участки. Консолидированный отчет,
содержащий описание текущего
уровня информационного оснащения, очень часто становится для наших заказчиков единственным источником, из которого он может получить довольно целостную картину
состояния своей информационной
системы. В свою очередь прозрачная IT-инфраструктура позволяет
более эффективно планировать расходы, делать задачи легко масштабируемыми, исключить теневые траты на IT, обеспечить контроль и четкую количественную оценку работы
IT-службы, а в дальнейшем сократить либо заменить существующие
сервисы на более востребованные.

Причина пятая. Еще один плюс
аутсорсинга — это разделение или
передача рисков и ответственности.

Эта психологическая составляющая –
один из значимых стимулов движения к аутсорсингу. Если сосредоточить все процессы по обслуживанию
информационных систем внутри организации, то и ответственность
останется внутри. А если есть внешний контракт, то заказчик всегда может переложить груз ответственности на поставщика услуги, а в случае
возникновения проблемных ситуаций – наказать виновного. Ответственность переходит от заказчика к
исполнителю, и все довольны. Не
случайно первые проекты по аутсорсингу в США были запущены именно
в госсекторе. Там идея аутсорсинга
опирается в том числе и на психологию госслужащих, чья задача в рамках отведенного бюджета – делать
работу максимально качественно,
при этом максимально делегировать
ответственность. Кроме того, не следует забывать, что уровень ответственности внешнего аутсорсера,
юридически закрепленный в соглашении, гораздо выше, чем у внутренних сотрудников, пусть даже и
лояльных. При передаче процесса на
аутсорсинг исчезает зависимость от
конкретных персон, пресловутый
«человеческий фактор», а с юридическим лицом всегда работать проще. Когда поставщик услуги берет на
себя ответственность за процесс, он
гарантирует высокое качество его
исполнения.

Причина шестая. Использование аутсорсинга позволяет избавиться от непрофильных активов и видов
деятельности и дает возможность
концентрации на основном виде деятельности. Так, в случае аутсорсинга десятки, а то и сотни IT-специалистов выводятся за штат организации, что значительно улучшает его
экономические показатели, такие как
выработка на сотрудника. Например,
один администратор баз данных может поддерживать до десяти баз
данных, тогда как на предприятии
обычно существуют не более двух
баз данных, соответственно, этот ITспециалист, если он находится в
штате компании, задействован только на 20%.

Все перечисленные факторы
сильно меняют отношение к аутсорсингу в государственном секторе. По
этим причинам, так же как в США,
российский госсектор может дать
стимул развитию аутсорсинга. Именно государственные организации начали практиковать использование
внешних подрядчиков для оказания
IT-услуг и разработали для этого
стандарты и методики, ориентированные на сервисы: ITIL – это государственный проект Великобритании, COBIT – государственный проект США.