«Антикошмарное» законодательство

Текст | Кирилл БЛОХИН

17 сентября Государственная дума одобрила в первом чтении пакет законопроектов, ограничивающих возможность административного давления на бизнес. Таким образом началась практическая реализация объявленной Дмитрием Медведевым политики поддержки предпринимательства.

Во исполнение заветов президента

17 сентября 2008 года Государственная дума приняла в первом чтении три законопроекта: «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности». Ранее Госдумой в первом чтении также был принят проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия».

Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров уже охарактеризовал эти законы как революционные, поскольку, по его словам, «впервые государство признало, что оно оказывает избыточное давление на бизнес».

Федоров также отметил, что принятый Думой пакет законопроектов по поддержке предпринимательства охватывает те сферы надзора и контроля, «которые являются наиболее обширными и тяжелыми для бизнеса». Также, по словам Федорова, все четыре законопроекта пакета направлены «на снятие излишних административных барьеров для бизнеса в целом, но, поскольку малое и среднее предпринимательство являются наиболее уязвимыми, безусловно, в первую очередь все принимаемые законопроекты защитят именно их».

А как сообщила журналистам статс-секретарь, заместитель министра экономического развития РФ Анна Попова, Правительство РФ планирует в течение месяца доработать пакет законопроектов, направленных на развитие малого бизнеса. «Законопроекты сложные и требуют совместной плодотворной работы», — сказала она. Попова также считает, что в период осенней сессии законопроекты будут приняты в окончательном чтении.

Милиции вход запрещен

Самым сенсационным оказался законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности». Этот закон серьезно ограничивает полномочия сотрудников правоохранительных органов при проведении проверок предпринимателей. «Им будет запрещено проводить проверки по любым поводам, включая бухгалтерскую отчетность и финансовую деятельность в целом», — приводит агентство слова главы думского Комитета по экономполитике и предпринимательству Евгения Федорова. Оснований для проведения проверок станет на 50 меньше, их разрешено будет проводить только при наличии информации о реальном или готовящемся преступлении, а также в случае угрозы жизни и здоровью людей.

Законопроект также предусматривает, что в ходе проверки все документы предприятия должны оставаться на месте. «В момент проверки с них должны быть сняты копии», — говорит замглавы комитета Андрей Голушко.

«Таким образом, бизнесмен сможет спокойно продолжать свою деятельность, пока проводится проверка документов», — добавил он.

В случае же изъятия документов или вещественных доказательств при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо должно будет составить соответствующий протокол. Копия протокола должна быть вручена проверяемому лицу или его законному представителю. Кроме того, проверяемому предпринимателю должны будут представляться нотариально заверенные копии изъятых документов.

Кроме того, согласно законопроекту, представители МВД России не смогут производить в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении досмотр производственных, складских, торговых помещений и транспортных средств, изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления копий документов, а также изымать отдельные образцы сырья, продукции и товаров.

Противоадминистративные барьеры

Что касается законопроекта «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)», то он направлен на усиление гарантий защиты прав субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора.

Законопроектом вводится уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности посредством установления обязанности предпринимателя направлять в уполномоченные госорганы уведомление о начале своей деятельности. Направление таких уведомлений предполагается осуществлять после регистрации предпринимателя в качестве юридического лица. Одновременно предполагается установить перечень видов деятельности, не требующих предварительного уведомления, который будет утверждаться Правительством РФ.

Законопроектом также вводятся два вида проверок: документарные и выездные. При этом выездная проверка осуществляется только в случаях, когда проведения документарной проверки недостаточно для установления фактов нарушений действующего законодательства.

При этом в отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль должен будет осуществляться не более чем 1 раз в 3 года. Устанавливаются временные ограничительные сроки проведения проверок субъектов малого бизнеса — общее время проведения госорганом выездной проверки в отношении субъекта малого предпринимательства в течение календарного года не должно будет превышать 70 часов для малых предприятий и 15 часов — для микропредприятий.

Декларация вместо сертификации

Принятый 3 сентября Госдумой РФ в первом чтении проект закона «О замене обязательной сертификации декларированием соответствия» предполагает отмену в действующем законодательстве единственной формы подтверждения соответствия — обязательной сертификации продукции и услуг, а также вводит возможность подтверждения соответствия в форме декларирования соответствия самим производителем продукции и услуг. При этом, по данным авторов законопроекта, перечень работ и услуг, в отношении которых будет применяться декларирование, может быть расширен почти вдвое.

Декларацию о соответствии будет составлять сам предприниматель, после чего она должна быть направлена в соответствующий орган.

После принятия закона Правительство РФ утвердит конкретные перечни продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, а также единый перечень продукции и услуг, подлежащих декларированию соответствия.

Отмена лицензирования или «новое ОСАГО»?

По поводу проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности» член Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Виктор Звагельский в интервью edinros.ru отметил, что этот законопроект «упрощает порядок продления лицензии». По его словам, как показала практика, довольно часто лицензии выдаются на короткий срок, а продление лицензий фактически превращается в еще один существенный административный барьер для ведения бизнеса.

«Чтобы устранить его, в закон вводится норма о применении упрощенного порядка продления действия лицензии в случае, если за время ее действия не были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий», — сказал депутат.

Однако этот закон вызвал резкие возражения со стороны представителей фракции КПРФ. По словам депутата Б.С. Кашина, «страховые компании с радостью ждут этого закона», «они ожидают сверхприбыли, как было в первые годы закона об ОСАГО». По его словам, «теперь еще новых ОСАГО появляется шесть штук». Депутат также напомнил, что представитель правительства господин Логинов в конце весенней сессии «прямо показал на страховщиков и сказал: вот они и будут заниматься расчетом своих тарифов», что, безусловно, приведет к их росту в интересах страхового бизнеса.

В свою очередь депутат той же фракции КПРФ В.И. Кашин задался вопросом: «Как можно заменить нанесенный ущерб, если нет системной организации труда при, допустим, разгрузочно-погрузочных работах, особенно с вредными, токсическими веществами?» По его словам, «можно такую беду получить, что ни одно страхование это не возместит».

Тем не менее можно констатировать, что цели, прописанные в указе президента Медведева о мерах по ликвидации административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, а также слова президента о том, что хватит «кошмарить бизнес», наконец получили практическое развитие. И если реализация этих законов будет соответствовать их букве, тогда впору говорить о настоящем новом курсе российской власти по отношению к бизнесу.