Мелочь, а приятно

Текст | Ирина СКЛЯРОВА, экономический обозреватель

Малый бизнес поделен на три категории.

Реверансам правительства малым предпринимателям несть числа. Сперва, вес-ной, президент велел свести к минимуму проверки малых предприятий. Затем им облегчили доступ к системе упрощенного налогообложения, сведя к минимуму «бухгалтерские» хлопоты, а летом предоставили преференции при выкупе арендованных помещений. И, наконец, для пущей «адресности» поддержки правительство разделило малый бизнес по финансовым показателям на три категории. Последнее должно подвести черту под спорами о том, кто же имеет право пользоваться всеми столь щедро раздаваемыми льготами для малого бизнеса. Теперь все пред- приятия, получившие статус «малых», при некоторой сноровке могут воспользоваться региональными программами поддержки малого предпринимательства, коих великое множество — от содействия получению техники в лизинг до поддержки при регистрации товарных знаков.

Разделяй и раздавай

В июле все региональные министерства и департаменты экономического развития разместили на своих сайтах новые критерии разделения малого предпринимательства на категории. Теперь в зависимости от принадлежности к той или иной категории — микро-, малому или среднему бизнесу, предприятие сможет претендовать на определенный набор преференций.

Первые две категории, микро- и малый бизнес, разделили, скорее, для красоты. Пока что особых программ для микропредпринимательства практически не существует. Так что категория микробизнеса введена с «запасом», на случай, если со временем у правительства возникнет желание обеспечить эту категорию предпринимателей отдельными льготами.

Немногим более существенна разница между малым и средним бизнесом. Как правило, и те и другие пользуются одним и тем же набором льгот, и лишь редкие программы не распространяются на средний бизнес, ограничиваясь малым. Принципиально же гораздо более важна верхняя планка, отделяющая все малое и среднее предпринимательство от крупного бизнеса: именно на «малых» и «средних» рассчитаны как федеральные, так и региональные программы поддержки.

Разделившее бизнес на категории постановление правительства со сложным названием «О предельных значениях выручки от реализации товаров для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», по сути, является дополнением к принятому в прошлом году закону о поддержке малого и среднего предпринимательства. Придание малому бизнесу трехчленной структуры — дело не столь простое, как кажется, недаром чиновники бились над этой задачей многие годы. Проблема в том, что если обусловить разделение по категориям только лишь численностью работников, задействованных на предприятии, то такой вариант станет отличной уловкой для сокрытия налогов. Так оно и было многие годы, а прежний вариант закона о малом предпринимательстве образца семилетней давности позволял пользоваться упрощенной системой налогообложения даже сетевым магазинам. Объем их выручки был в данном случае не важен, если в штат было оформлено не более 50 человек. Остальные же числились на аутсорсинге.

Ныне действующий закон ввел в прошлом году еще один критерий оценки величины бизнеса — размер выручки. Предел численности персонала, позволяющий причислить предприятие к отряду малых, прописан непосредственно в самом законе. К микробизнесу отнесены предприятия с численностью сотрудников не более 15 человек, к малому — до 10 и к среднему — до 250 человек.

Критерии же предельных значений выручки, ввиду ежегодного инфляционного «усыхания» этого показателя, решено определять в более оперативном режиме, путем издания дополняющих закон постановлений правительства.

На сей раз правительство выступило довольно щедро, установив пороговые значения выручки с большим запасом. Согласно постановлению, объем предельной выручки не может превышать у микропредприятий 60 млн руб., у организаций малого бизнеса — 400 млн руб.

и у средних предприятий — 1 млрд руб. Документ вступает в силу задним числом, с 1 января 2008 года, чтобы предприятия могли уже в этом году пользоваться предоставляемыми им льготами.

Спонсор по лимиту

Ключевой цифрой во всем постановлении по большому счету является цифра 1 млрд рублей.

Все, чьи доходы ниже этого лимита, могут начинать искать для себя подходящую программу, в рамках которой власти готовы субсидировать предпринимателю те или иные затраты. С большой долей вероятности искомая программа найдется. Главное — вооружиться документами, подтверждающими объем оборота и численность сотрудников.

Искать лучше начинать «ближе к дому».

Федеральное законодательство никаких особых бонусов поделенному на категории малому предпринимательству не предоставляет.

Исключение составляет разве что подписанный недавно президентом закон о льготном порядке выкупа арендуемых помещений малым бизнесом. До 1 июля 2010 года малые и средние предприятия смогут воспользоваться правом преимущественного приобретения в собственность недвижимости. Если малый предприниматель арендовал помещение не менее 3 лет, то выкупить его он сможет без торгов. Выкупаться помещения будут по рыночной цене, определенной независимым оценщиком. Максимальную площадь помещения определят региональные законы, от введения на федеральном уровне каких-либо лимитов площади решено отказаться. Вступить в эту программу малый бизнес сможет, как только регионы выпустят соответствующие нормативные акты.

Особый смысл подтверждать свой «малый размер» предприятию есть при желании вступить в какую-либо региональную программу содействия предпринимательству. Бюджетную поддержку можно получить не только по таким серьезным статьям, как возмещение расходов на уплату процентов по кредиту, но и в более обыденных ситуациях. Например, при банальном отсутствии денег на рекламную кампанию. Многие программы поддержки предпринимательства включают и такую услугу, как субсидирование затрат на рекламу либо бесплатное предоставление рекламных площадей в специализированных изданиях о товарах и услугах.

В крупных городах, и особенно в Москве, продать свой товар зачастую не менее сложно, чем найти средства на его выпуск. О том, чтобы выложить продукцию в крупных торговых сетях, не идет даже речи. «Входной билет» в гипермаркеты малому предпринимательству не по карману, поэтому оптовых партнеров приходится искать в отдаленных регионах, где продукция экономкласса, производимая малым предпринимательством, пользуется большим спросом, чем в Москве. Получить приглашение бесплатно разместить свой стенд на специализированных выставках, устраиваемых специально для малого предпринимательства, — это уже половина рекламного успеха.

Волшебная цифра «1 миллиард рублей» дает и массу других возможностей поправить свои дела. Власти многих регионов предлагают малому бизнесу возмещать его затраты по оплате лизинговых платежей и страховки, субсидировать подключение к коммунальным сетям и оплачивать расходы по сертификации или регистрации товарных знаков. Не превышая миллиардного порога выручки, можно рассчитывать на субсидии на покупку сырья, материалов, ГСМ и комплектующих. Сколько конкретно дадут денег, зависит от правил, установленных в том или ином регионе.

В Челябинской области, к примеру, на величину субсидии влияет показатель экономической эффективности (отношение прироста реализации товаров или услуг к размеру субсидии) и социальной эффективности (отношение среднемесячной зарплаты работников предприятия к среднему уровню зарплат в муниципальном образовании). Ростовское же министерство экономики рассматривает такие показатели, как число созданных предприятием за последний год рабочих мест и прирост налоговых отчислений. На больший кредит доверия, естественно, могут рассчитывать те, кто показывает высокую динамику развития и умение планировать на несколько лет вперед.

Несмотря на разнообразие сфер, где работает малый бизнес — от кондитерских цехов и автомастерских до кабинетов стоматологии и частных детских садов, требования к соискателям субсидий примерно одинаковы. Везде от соискателей требуют выписку из единого реестра юрлиц (или индивидуальных предпринимателей), копию бухгалтерского баланса, справку о среднесписочной численности работников и, конечно же, документ об отсутствии задолженности по налогам.

И все же при всей бурной поддержке малого предпринимательства в стране не наблюдается столь же бурного прибавления малого бизнеса. Регионы не бьются за право привлекать на свои территории новых предпринимателей из соседних областей и районов — им бы «окучить» хотя бы своих собственных, ведь за проведенные мероприятия по поддержке предпринимательства они отчитываются перед центром. Личную же заинтересованность в развитии малого и среднего бизнеса проявляют пока считаные единицы региональных руководителей, ведь основной доход в казну приносит по-прежнему крупный бизнес.

Поэтому Россия с ее мизерной долей малого бизнеса в общей занятости все еще так далека от европейских стран: 13 человек на сотню занятых в России против 72 человек на сотню в Евросоюзе.