Мелочь, а приятно


Текст | Ирина СКЛЯРОВА, экономический обозреватель

Малый бизнес поделен
на три категории.

Реверансам правительства малым пред-принимателям несть числа. Сперва, вес-ной, президент велел свести к мини-муму проверки малых предприятий. Затем
им облегчили доступ к системе упрощенного
налогообложения, сведя к минимуму «бух-галтерские» хлопоты, а летом предоставили преференции при выкупе арендованных поме-
щений. И, наконец, для пущей «адресности» поддержки правительство разделило малый
бизнес по финансовым показателям на три
категории. Последнее должно подвести черту
под спорами о том, кто же имеет право поль-зоваться всеми столь щедро раздаваемыми
льготами для малого бизнеса. Теперь все пред-
приятия, получившие статус «малых», при некоторой сноровке могут воспользоваться
региональными программами поддержки
малого предпринимательства, коих великое множество — от содействия получению тех-
ники в лизинг до поддержки при регистрации
товарных знаков.

Разделяй и раздавай

В июле все региональные министерства и
департаменты экономического развития разместили на своих сайтах новые критерии
разделения малого предпринимательства на
категории. Теперь в зависимости от принадлежности к той или иной категории — микро-,
малому или среднему бизнесу, предприятие
сможет претендовать на определенный набор
преференций.

Первые две категории, микро- и малый
бизнес, разделили, скорее, для красоты. Пока
что особых программ для микропредпринимательства практически не существует. Так что
категория микробизнеса введена с «запасом»,
на случай, если со временем у правительства
возникнет желание обеспечить эту категорию предпринимателей отдельными льготами.

Немногим более существенна разница между
малым и средним бизнесом. Как правило, и те
и другие пользуются одним и тем же набором
льгот, и лишь редкие программы не распространяются на средний бизнес, ограничиваясь малым. Принципиально же гораздо более
важна верхняя планка, отделяющая все малое
и среднее предпринимательство от крупного
бизнеса: именно на «малых» и «средних» рассчитаны как федеральные, так и региональные
программы поддержки.

Разделившее бизнес на категории постановление правительства со сложным названием
«О предельных значениях выручки от реализации товаров для каждой категории субъектов
малого и среднего предпринимательства», по
сути, является дополнением к принятому в
прошлом году закону о поддержке малого
и среднего предпринимательства. Придание
малому бизнесу трехчленной структуры —
дело не столь простое, как кажется, недаром
чиновники бились над этой задачей многие
годы. Проблема в том, что если обусловить разделение по категориям только лишь численностью работников, задействованных на предприятии, то такой вариант станет отличной
уловкой для сокрытия налогов. Так оно и было
многие годы, а прежний вариант закона о
малом предпринимательстве образца семилетней давности позволял пользоваться упрощенной системой налогообложения даже сетевым
магазинам. Объем их выручки был в данном
случае не важен, если в штат было оформлено
не более 50 человек. Остальные же числились
на аутсорсинге.

Ныне действующий закон ввел в прошлом
году еще один критерий оценки величины
бизнеса — размер выручки. Предел численности персонала, позволяющий причислить
предприятие к отряду малых, прописан непосредственно в самом законе. К микробизнесу отнесены предприятия с численностью
сотрудников не более 15 человек, к малому — до 10 и к среднему — до 250 человек.

Критерии же предельных значений выручки,
ввиду ежегодного инфляционного «усыхания»
этого показателя, решено определять в более
оперативном режиме, путем издания допол-
няющих закон постановлений правительства.

На сей раз правительство выступило довольно
щедро, установив пороговые значения выручки с большим запасом. Согласно постановлению, объем предельной выручки не может
превышать у микропредприятий 60 млн руб.,
у организаций малого бизнеса — 400 млн руб.

и у средних предприятий — 1 млрд руб. Документ вступает в силу задним числом, с 1 января 2008 года, чтобы предприятия могли уже в
этом году пользоваться предоставляемыми им
льготами.


Спонсор по лимиту

Ключевой цифрой во всем постановлении по
большому счету является цифра 1 млрд рублей.

Все, чьи доходы ниже этого лимита, могут
начинать искать для себя подходящую программу, в рамках которой власти готовы субсидировать предпринимателю те или иные
затраты. С большой долей вероятности искомая программа найдется. Главное — вооружиться документами, подтверждающими
объем оборота и численность сотрудников.

Искать лучше начинать «ближе к дому».

Федеральное законодательство никаких особых бонусов поделенному на категории малому предпринимательству не предоставляет.

Исключение составляет разве что подписанный недавно президентом закон о льготном
порядке выкупа арендуемых помещений
малым бизнесом. До 1 июля 2010 года малые
и средние предприятия смогут воспользоваться правом преимущественного приобретения
в собственность недвижимости. Если малый
предприниматель арендовал помещение
не менее 3 лет, то выкупить его он сможет
без торгов. Выкупаться помещения будут по
рыночной цене, определенной независимым
оценщиком. Максимальную площадь помещения определят региональные законы, от
введения на федеральном уровне каких-либо
лимитов площади решено отказаться. Вступить в эту программу малый бизнес сможет,
как только регионы выпустят соответствующие нормативные акты.

Особый смысл подтверждать свой «малый
размер» предприятию есть при желании вступить в какую-либо региональную программу
содействия предпринимательству. Бюджетную поддержку можно получить не только
по таким серьезным статьям, как возмещение
расходов на уплату процентов по кредиту, но
и в более обыденных ситуациях. Например,
при банальном отсутствии денег на рекламную кампанию. Многие программы поддержки предпринимательства включают и такую
услугу, как субсидирование затрат на рекламу
либо бесплатное предоставление рекламных
площадей в специализированных изданиях о
товарах и услугах.

В крупных городах, и особенно в Москве,
продать свой товар зачастую не менее сложно, чем найти средства на его выпуск. О том,
чтобы выложить продукцию в крупных торговых сетях, не идет даже речи. «Входной билет»
в гипермаркеты малому предпринимательству
не по карману, поэтому оптовых партнеров
приходится искать в отдаленных регионах,
где продукция экономкласса, производимая
малым предпринимательством, пользуется
большим спросом, чем в Москве. Получить
приглашение бесплатно разместить свой стенд
на специализированных выставках, устраиваемых специально для малого предпринимательства, — это уже половина рекламного успеха.

Волшебная цифра «1 миллиард рублей»
дает и массу других возможностей поправить
свои дела. Власти многих регионов предлагают малому бизнесу возмещать его затраты
по оплате лизинговых платежей и страховки,
субсидировать подключение к коммунальным
сетям и оплачивать расходы по сертификации
или регистрации товарных знаков. Не превышая миллиардного порога выручки, можно
рассчитывать на субсидии на покупку сырья,
материалов, ГСМ и комплектующих. Сколько конкретно дадут денег, зависит от правил, установленных в том или ином регионе.

В Челябинской области, к примеру, на величину субсидии влияет показатель экономической эффективности (отношение прироста
реализации товаров или услуг к размеру субсидии) и социальной эффективности (отношение среднемесячной зарплаты работников
предприятия к среднему уровню зарплат в
муниципальном образовании). Ростовское
же министерство экономики рассматривает
такие показатели, как число созданных предприятием за последний год рабочих мест и
прирост налоговых отчислений. На больший
кредит доверия, естественно, могут рассчитывать те, кто показывает высокую динамику
развития и умение планировать на несколько
лет вперед.

Несмотря на разнообразие сфер, где работает малый бизнес — от кондитерских цехов
и автомастерских до кабинетов стоматологии
и частных детских садов, требования к соискателям субсидий примерно одинаковы. Везде
от соискателей требуют выписку из единого
реестра юрлиц (или индивидуальных предпринимателей), копию бухгалтерского баланса, справку о среднесписочной численности
работников и, конечно же, документ об отсутствии задолженности по налогам.

И все же при всей бурной поддержке малого
предпринимательства в стране не наблюдается столь же бурного прибавления малого бизнеса. Регионы не бьются за право привлекать
на свои территории новых предпринимателей
из соседних областей и районов — им бы
«окучить» хотя бы своих собственных, ведь
за проведенные мероприятия по поддержке предпринимательства они отчитываются
перед центром. Личную же заинтересованность в развитии малого и среднего бизнеса
проявляют пока считаные единицы региональных руководителей, ведь основной доход в
казну приносит по-прежнему крупный бизнес.

Поэтому Россия с ее мизерной долей малого
бизнеса в общей занятости все еще так далека
от европейских стран: 13 человек на сотню
занятых в России против 72 человек на сотню
в Евросоюзе.