Качество по-русски


Текст | Кирилл БЛОХИН

Грядущее вступление России в ВТО ставит перед российскими производителями вопрос о качестве продукции со всей серьезностью.

Качество в теории

В советское время качество продукции большинства предприятий
оставляло желать лучшего. Попытки
борьбы за качество были повсеместно, но из-за формального бюрократического подхода в основном оказывались неудачными. В постсоветские
годы политика управления качеством
как таковая также долгое время отсутствовала, и только недавно ситуация начала постепенно меняться в
лучшую сторону. Однако говорить о
переломе в сознании отечественных
управленцев пока не приходится, о
чем свидетельствуют результаты исследований, проводимых российской
Ассоциацией менеджеров.

Исследования показывают, что
вопросы управления качеством не
являются актуальными только для
10% компаний. Однако, по мнению
специалистов Ассоциации менеджеров, несмотря на незначительность
этой цифры, сам факт наличия такого количества компаний, не придающих значения вопросам качества,
свидетельствует о недостаточной
конкурентоспособности российского
рынка. Кроме того, как считают специалисты Ассоциации менеджеров,
такие цифры наглядно демонстрируют, что «до серьезных структурных
реформ в экономике» (то есть «введения в отраслях естественных монополий большего элемента конкуренции») рассчитывать на серьезные изменения сложно.

В то же время, по данным Ассоциации менеджеров, наибольшее
распространение документы по
управлению качеством получили в
таких отраслях, как топливноэнергетический комплекс и металлургия. Однако несмотря на происходящие в последние годы позитивные
изменения российские компании до
сих пор рассматривают управление
качеством в традиционном плане —
преимущественно «как повышение
качества производимой продукции в
рамках уже сложившихся организационных процессов». Более других
склонны адаптировать политику качества к запросам рынка крупные
компании, капитализация которых
превышает $1 млрд. Именно они демонстрируют оптимизацию бизнеспроцессов, улучшение коммуникаций
с потребителями и поставщиками и
снижение издержек. По мнению специалистов Ассоциации менеджеров,
«именно с крупного бизнеса, скорее
всего, и начнется процесс переосмысления роли управления качеством в общей системе управления
компаниями».

При этом более мелкие компании
гораздо реже отмечают приоритет
качества в стимулировании экономического роста. Таким образом, по
мнению специалистов Ассоциации
менеджеров, «проблема невысоких
темпов развития малого бизнеса лежит не в вопросе высокой конкуренции за потребителя в этом сегменте,
а скорее все же в особенностях государственного регулирования его
экономико-правового функционирования».

Кроме того исследования выявили, что среди российских управленцев есть сторонники двух подходов к
политике качества. Первый предполагает снижение цен при поддержании среднего уровня качества продукции. Вторым подходом является
стратегия непрерывного совершенствования качества продукции при
поддержании среднего уровня цен,
его разделяют 64% респондентов.

Также исследование показало, что
примерно 64% опрошенных предприятий уже используют налаженную систему управления качеством,
а около 26% внедряют ее в настоящее время. В то же время 7,5% руководителей компаний заявили о намерении перейти к управлению качеством в ближайшем будущем,
и только 2% опрошенных заявили об
отсутствии у них интереса к этой
проблеме
Результаты исследований также
свидетельствуют, что существует несколько отраслей промышленности,
где управление качеством не действует на большинстве предприятий.

Это пищевая, лесная и лесоперерабатывающая промышленности. Причина низкого внимания к управлению качеством в пищевой промышленности, по мнению специалистов
Ассоциации менеджеров, не означает отсутствия его контроля — «просто в этой области очень жесткие
стандарты устанавливают государственные органы, и соответствие
предъявляемым стандартам уже гарантирует предприятию наличие
определенной рыночной доли». Что
же касается строительства, то здесь
основная проблема заключается в
том, что «высокий спрос пока не
предъявляет дополнительных требований к повышенному качеству работ в массовом сегменте».

Отвечая на вопрос об основных
препятствиях проведения политики
управления качеством, руководители
отметили необходимость внешнего
консультирования, отсутствие рыночных стимулов, проблему устаревшего оборудования и нехватку финансовых ресурсов. Первое объясняется
российской спецификой образования и нехваткой квалифицированных
кадров. Второе характерно для топливного комплекса и строительной
отрасли. Третье более всего затрагивает лесную, пищевую и химическую
промышленность, четвертое — торговлю и транспорт.


Невидимая рука рынка

Научный сотрудник Института социальных и экономических исследований Александр Андреев считает,
что политика качества не требует
каких-то специальных мер, а также
целенаправленной борьбы за нее. По
его мнению, все определяется рыночной конъюнктурой и степенью
«запросов на качество продукции в
том или ином сегменте».

Сложившаяся на сегодняшний
день статистика качества на российских рынках наглядно это демонстрирует. Так, по мнению Андреева,
наиболее качественной на сегодняшний день оказывается продукция, во-первых, сырьевых отраслей,
во-вторых, военно-промышленного
комплекса, в-третьих, предприятий,
входящих в международные транснациональные корпорации,
в-четвертых, производителей, работающих на высококонкурентных или
международных рынках. Первое
объясняется спросом на мировом
рынке из-за высоких цен на углеводородное сырье. Второе является в
некоторой степени наследием советского прошлого, так как «в Советском Союзе ВПК был одной из немногих отраслей, качество которой
не вызывало никаких сомнений».

Однако совсем сбрасывать со счетов рыночную конъюнктуру здесь
также было бы неправильно, поскольку без «международного спроса на нашу оборонную продукцию
вряд ли бы советские производственные мощности смогли бы до
сих пор оставаться на прежнем высоком уровне, а также модернизироваться». Отдельно говорить о третьем и четвертом вариантах эксперт
вообще не посчитал целесообразным, так как «третий случай означает, что стандарты качества привнесены извне, оттуда, где они уже десятилетиями формируются, исходя
из рыночных запросов, а четвертый
также не нуждается в особых комментариях».

Что касается специальной борьбы
за качество, то ее как таковой быть
не должно — по мнению Андреева,
это может привести только к трате
денег и других ресурсов, но если нет
рыночной заинтересованности в повышении качества, то эффект будет
нулевой». Там же, где рынок формирует запрос на качество, «проблем с
этим не бывает — есть специальные
технологии, есть курсы повышения
квалификации персонала, в конце
концов по этим вопросам написано
множество литературы, и они в обсуждении не нуждаются».

Говоря о советских предприятиях,
Андреев отметил, что, возможно,
«им и не стоит прилагать каких-то
больших усилий в борьбе за качество, если они все эти годы каким-то
образом существуют и неплохо себя
чувствуют в своем сегменте».


Надо менять мировоззрение

В то же время ряд отечественных
экспертов считают, что политика
управления качеством должна лежать прежде всего в идеологической плоскости. Так, по мнению исполнительного директора компании
«РОЭЛ консалтинг» Игоря Телелюхина, «мысли о качестве должны стать навязчивой идеей каждого
сотрудника». Телелюхин считает, что
в этой сфере надо брать пример с
японцев: «Наращивать качество по
возможности не в ущерб прибыли,
а за счет использования внутренних
человеческих ресурсов, то есть при
помощи максимально возможной
эффективности работы». По его
словам, есть и другой вариант, возможный в случае, когда производитель хочет выйти на рынок, но понимает, что проигрывает своим конкурентам, — это «небольшое снижение качества, сопровождающееся
снижением цены». Таким образом,
«мы декларируем, что наши цены
ниже, и выходим в нижний сегмент
рынка». Однако эксперт считает, что
это «высший пилотаж, и у нас в
стране в большинстве случаев производители этого делать не умеют».

По его словам, «сначала нужно научиться делать качественную продукцию, а потом уже играть с рынком
на менее качественных и менее рентабельных товарах».

При этом, по словам Игоря Телелюхина, идея качества должна реализовываться не в «сухом административном исполнении, то есть не в
виде создания кружков качества, департаментов контроля качества, заместителей директора по качеству и
прочих административных контролирующих единиц». Это будет, «условно говоря, локальная заклейка, которая не решит проблему качества в
стратегическом плане». Глобальное
же решение этого вопроса лежит в
тщательной идеологической работе с
каждым сотрудником, то есть «нужно воздействовать медийно, нужна
постоянная пропагандистская работа,
как в виде всевозможной наглядной
агитации и тренингов, так и в виде
индивидуальных бесед и занятий».

Кроме того, также необходимо «поощрять сотрудников за любое инновационное предложение, которое
каким-то образом способно улучшить качество». Результатом всего
этого должно стать формирование
«идеологии качества», проникающей
во все сферы деятельности предприятия. Например, «над японцем
никто не стоит и не бьет его плеткой,
чтобы он делал качественно, просто
у него такая идеология, что ему
стыдно обмануть своего коллегуконтрагента, предоставив ему некачественную продукцию, и поэтому он
постоянно сам себя контролирует».

Соответственно, прежде всего «надо
менять мировоззрение работников,
а все остальное будет значительно
легче и дешевле».

В материале использованы данные Ассоциации менеджеров, опубликованные на www.gaap.ru