Дорога в топ-менеджеры


Текст | Светлана ТОПАЛ, руководитель клиентского
отдела компании «Астарта престиж»


Продвижение собственных сотрудников внутри компании — оптимальный вариант получить грамотного руководителя, знакомого со
всеми нюансами работы. Но подъем наверх — это длительный и
трудоемкий процесс, требующий от кандидата желания совершенствоваться. Выращивая управленца, компания выдвигает к претенденту сложные и многогранные требования, соответствие которым
требует серьезного обучения.

Каждый шаг по карьерной
лестнице предполагает расширение зоны ответственности, а значит, требует дополнительных знаний и навыков. В этом случае обучение может вестись по двум
направлениям. Первое обращено на
развитие компетенций в рамках
узкой специализации. В таком случае, нарабатывая опыт и получая дополнительное образование, сотрудник становится экспертом в определенной сфере. При этом значение
имеют те возможности, которые дает
компания работнику для участия в
различных семинарах и конференциях. Целью подобных мероприятий
является знакомство с новыми технологиями и методами работы, обмен мнениями и опытом с другими
специалистами.

Второе направление требует расширения спектра знаний. «У нас
много примеров продвижения специалистов на руководящие посты, —
рассказывает руководитель департамента продаж компании “Астарта
престиж”, производителя систем перегородок, Елена Тепина. — Например, сотрудница пришла к нам простым чертежником, а сейчас у нее в
подчинении целый отдел, из менеджера вырос руководитель департамента развития, из монтажника —
директор производства». Подобное
профессиональное развитие должно
основываться на дополнении уже имеющихся знаний. Деятельность
руководителя предполагает системный подход к проблемам и понимание взаимосвязи всех подразделений в решении задач компании. Следовательно, одним из направлений
обучения является освоение смежных областей.

Безусловно, наиболее полное видение нового предмета дает профессиональная подготовка, полученная
в вузе. Поэтому во многих компаниях сотрудникам компенсируют расходы на получение второго высшего
образования. «Выбор курса зависит
от уже освоенной ранее специализации и должности, на которую продвигается кандидат, — рассказывает Елена Тепина. — Как правило, в
дополнение к уже имеющейся технической базе выбирают юридический,
экономический или управленческий
факультеты».

Но получение второго диплома —
долгий процесс, два-три года не
всегда устраивают как самого сотрудника, так и компанию. Поэтому
популярностью пользуются и специальные краткосрочные программы
профессиональной подготовки. Их
преимуществами являются отсутствие общеобразовательных предметов, максимальная приближенность
к практике. Многие курсы направлены именно на ознакомление с современными технологиями и новинками
в конкретной сфере.

Бизнес требует знаний

Дополнительное высшее образование, безусловно, дает определенный толчок, пополняет багаж знаний.

Однако основу их составляет теория,
тогда как в работе далеко не всегда
ситуация складывается по готовому
сценарию. Поэтому вуз не становится последней точкой на пути роста
руководителя. Опытному менеджеру
необходимо иметь представление о
рынке, знать структуру бизнеса.

В вопросах стратегического планирования важно обладать информацией
об уже имеющемся опыте работы в
необходимой области, в том числе о
примерах выхода из затруднительных ситуаций. Эти знания не получить в вузе. Однако применение современных подходов в управлении
бизнесом крайне важно для компании, поскольку это является залогом
ее успеха.

Обучение в рамках программы
MBA (Master of Business
Administration) является таким инструментом, помогающим в подготовке потенциального топ-менеджера к самостоятельной работе на
управленческой должности. Курс
рассчитан на теоретическое изучение базовых дисциплин, а также
включает в себя практические занятия по современным технологиям, в
основе которых лежат деловые игры,
аналитическая работа, разбор конкретных ситуаций из практики российских и зарубежных компаний
(кейс-метод). Все это развивает
бизнес-мышление будущего руководителя.

Ценность подобных занятий заключается в возможности участвовать в семинарах и обсуждениях. На
занятиях происходит диалог между
слушателями курса при активном
участии преподавателя. Надо заметить, что многие из них — иностранные специалисты, поэтому обучение
в некоторых школах проходит на английском языке, знание которого (не
ниже уровня Upper-Intermediate) в таком случае является необходимым
условием поступления. Отвечая на
вопросы об условиях зачисления,
координатор совместной программы
Executive МВА Школы менеджмента
университета Антверпена и ИБДА
Светлана Маркова поясняет, что особое внимание при этом уделяется
подбору «гомогенной» группы (не
более 20—25 человек). Она формируется «путем тщательного отбора
слушателей с большим практическим опытом в бизнесе, серьезной
мотивацией, высоким интеллектуальным и образовательным уровнем,
способных делиться своим опытом и
учиться друг у друга». По ее мнению,
это позволяет реализовать основной
принцип западного бизнесобразования — «Enrichment through
sharing» (обогащение от взаимного
общения).

Стоит отметить, что особого внимания заслуживает вопрос выбора
конкретной бизнес-школы. Несмотря
на то что западное образование часто более престижно, многие специалисты отмечают, что в последнее
время качество российских программ значительно повысилось. При
этом они имеют веское преимущество, поскольку учитывают при рассмотрении конкретных тем особенности именно отечественного бизнеса.

По данным Российской лиги МВА,
«Рейтинг 10 российских бизнес-школ
по спросу на программы МВА», опубликованный в конце мая, возглавляет Высшая школа международного
бизнеса АНХ.

Оценивая школы, также надо обратить внимание на то, что некоторые учебные заведения предлагают
программы, учитывающие специфику конкретного бизнеса. При этом
курс может включать сокращенную
программу общих дисциплин при более детальном изучении специализированных. Или предполагать возможность углубленной подготовки
на факультативных занятиях, к примеру, по организации управления
банком, отраслевым информационным системам, кредитам, вторичным
финансовым инструментам и т. д.


Работа над ошибками

К сожалению, профессионализм
специалиста не может гарантировать
ему успеха на руководящем посту.

«Кандидат в топ-менеджеры должен
быть инициативным, готовым взять
на себя риск, расти и развиваться и
не бояться окружать себя сильными
людьми, — говорит в интервью
E-xecutive генеральный директор
Johnson & Johnson Medical в России
Владимир Макацария. — Если человек говорит, что ему нужны исполнительные и послушные сотрудники, то,
на мой взгляд, это показывает, что у
него есть “лидерский потолок”.

Безусловно, многое зависит от
психологических и личностных особенностей претендента. Однако
практика показывает, что квалифицированный подход позволяет
успешно корректировать поведение
и вырабатывать нужные навыки
управления. На данный момент существует множество различных специализированных курсов, например
лидерские программы. Они знакомят слушателей со стилями руководства и формируют умение применять их в разных ситуациях. Занятия дают понимание необходимости внедрения определенных правил
организации трудового процесса:
планирование работы подчиненных
на основе обозначенных целей, изучение факторов взаимоотношений в
группе, получение знаний о способах принятия решений, в том числе
и коллективных. Тренинги по таймменеджменту помогут выбрать и поставить приоритетные цели, которые
актуальны в данный момент, научат
отказываться от ненужной на данном этапе работы, откладывать незначительные действия.

«Надо заметить, что серьезная
компания заинтересована в том,
чтобы развивать личностные и деловые качества всех своих сотрудников, — поясняет генеральный директор компании “Астарта престиж”
Галина Бандуркина, — поскольку
это повышает эффективность работы предприятия в целом. Поэтому
подобные занятия часто включают в
корпоративные курсы обучения. Для
руководителей, как правило, разрабатываются личные программы. Индивидуальность подхода позволяет
выявить у претендента таланты в
одной области и развить у него недостающие для руководителя качества — в другой».

Альтернативным способом организации обучения может стать коучинг
или индивидуальное наставничество.

В отличие от тренингов, где даются
общие рекомендации и рассматриваются шаблонные задачи, наставник к
любой проблеме найдет индивидуальный подход. Сотрудник сам примет подходящее решение с помощью консультанта, который лишь поможет увидеть и осознать его новые
возможности.

По словам коуча, генерального
директора тренинговой компании
«VMКурс» Виты Кузнецовой, продвигаясь в топ-менеджеры, специалисты сталкиваются с несколькими
проблемами. Как правило, первая
из них — коммуникативная, возникающая из-за того, что человек не
подготовлен к бизнес-общению на
этом уровне. Вторая — отсутствие
управленческих навыков, среди которых: делегирование полномочий,
постановка задач подчиненным,
контроль за их исполнением, оптимизация процессов. «Решение этих
задач в режиме коучинга похоже на
избавление от непродуктивной привычки, где первым шагом служит
осознание человеком неправильности своего поведения, — рассказывает Вита Кузнецова. — Далее разрабатывается план перехода от непродуктивного поведения к продуктивному. При каждой встрече с коучем сотрудник детально обсуждает
сценарии своих действий на будущий период (два-три дня), ошибки
прошлых периодов и причины их
возникновения. Так, шаг за шагом,
человек обретает вектор правильного поведения в своей должности».

Количество встреч с клиентами зависит от сложности запросов, обычно для достижения результатов нужно не меньше трех занятий в неделю на протяжении от одного до нескольких месяцев.

Современный рынок требует от
специалиста любой области постоянного повышения уровня профессионализма. Карьерный рост не
строится на исключительном везении, это, прежде всего, кропотливый и тяжелый труд по самосовершенствованию. Важно, что российские компании на данном этапе осознали необходимость постоянного
развития сотрудников и свою роль в
этом вопросе.