Обучи леченого


Текст | Ирина СКЛЯРОВА, экономический обозреватель

Налоговые новации
призваны изменить
отношение к труду и
здоровью.

«Под занавес» думских заседаний
накануне летних каникул правительство внесло в Думу россыпь
налоговых предложений. Новации очень
условно объединяются в «нефтяной» и «социальный» пакеты, принимать которые начали с
необыкновенной быстротой. На осень оставлены лишь самые сложные для реформирования
налоги — НДС и ЕСН.

О радикальной правке Налогового кодекса премьер Владимир Путин заявил сразу
же после вступления в должность, выразив
откровенное несогласие с консервативной и
осторожной налоговой позицией Минфина.

«Налоговую политику необходимо менять.

Правда, в Минфине считают, что у нас и так
лучшая налоговая система. Но я в этом усомнюсь», — заметил премьер. Министерство
финансов, подчинившись, широкими мазками
раскрасило Налоговый кодекс самыми разнообразными поправками.

«Нефтяные» налоговые послабления, озвученные в первую очередь, ни для кого сюрпризом не стали. Несмотря на все сомнения
в эффективности налогового стимулирования
«нефтянки», снижение налогового бремени
для добывающих предприятий, похоже, превращается в ежегодную традицию. Последний раз налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) реформировали полтора года
назад — с надеждой перенаправить высвободившиеся нефтяные деньги на инвестиции в
разработку новых месторождений. Однако
режим дифференциации НДПИ, введенный
с 1 января 2007 года, так и остался в большей
степени политическим реверансом нефтяникам, нежели мерой по перенаправлению
нефтяных доходов. Сэкономленные на налогах средства, как оказалось, идут вовсе не на
инвестиции и разработку, а на новые лицензии и выплату дивидендов. Тем более что воспользоваться дифференциаций налога сумели
далеко не все компании ввиду сложности процедуры учета нефти.

Новые налоговые льготы для нефтяников,
как уверяет правительство, будут проще и
удобнее в применении. Расчет НДПИ предлагается вести по новой методике, исходя
из того, что необлагаемый минимум в цене
каждого барреля будет уже не $9, а $15. Это
«съест» в федеральном бюджете 100 млрд руб.

потенциальных доходов, которые казна могла
бы получить от налогов нефтянки.

Не оставляя надежду стимулировать нефтяников к освоению новых участков, Белый дом
также предлагает ввести налоговые каникулы
на Ямале, континентальном шельфе и месторождениях Тимано-Печорского бассейна.

Стимулировать инвестиции нефтяных компаний в переработку, по расчетам правительства, должно и принципиально новое решение
по индексации бензиновых акцизов. Ставки
акцизов будут изменяться не в зависимости
от октанового числа топлива, а обратно пропорционально классу бензина. Более низкой
ставкой будет облагаться реализация высококачественного бензина, более высокой —
топлива низкого качества с вредными примесями. Различать бензин по потребительским
качествам фискалы будут на основании введенных техрегламентов, делящих бензин на
классы в соответствии со стандартами Евро-2,
Евро-3 и Евро-4.


Учеба на паях

«Социальный» пакет налоговых инициатив,
так же как и «нефтяной», собирался из самых
разнообразных предложений. Серию социально ориентированных поправок еще в апреле
открыл закон о софинансировании пенсий,
благополучно прошедший все бюрократические коридоры и подписанный президентом.

Остаток «социального» налогового пакета
поступил в Думу в июне. Теперь, если поправки будут одобрены и вступят в силу, работодатели, оплачивающие своим сотрудникам получение образования, со следующего года смогут
вычитать потраченные суммы из налога на
прибыль. Все затраты на обучение сотрудников будут освобождены также от подоходного
и единого социального налогов.

Такая же схема будет действовать, если за
счет организации работники получат медобслуживание или помощь в покупке жилья:
в издержки при расчете налога на прибыль
можно будет включать средства, потраченные на покупку своему персоналу полисов
добровольного медицинского страхования и
внесение процентных выплат по ипотечным
кредитам своих работников.

Эти незначительные, на первый взгляд,
изменения в расчете налогов на самом деле
могут открыть совершенно новые возможности для перевода отношений работодателей
и работников в более цивилизованные рамки,
ведь действующие ныне налоговые правила
формальным образом и сегодня позволяют
работодателю при особом желании выводить
из-под налогообложения средства, потраченные на переподготовку кадров. Однако если
такое желание у кого-то из работодателей
сейчас и возникнет, то реализовать его крайне
трудно. По странной логике Налоговый кодекс
получение высшего образования сотрудниками не признает переподготовкой кадров.

Поправки обещают устранить эту несправедливость, дабы стимулировать желание работодателей «вкладываться» в своих сотрудников.


Детская неожиданность

На удивление радикально правительство
выступило с предложениями по расширению налоговых льгот для граждан, имеющих
детей. В абсолютном выражении, правда,
«детские» вычеты правительство увеличило
всего лишь с 600 до 800 руб. Зато будет узаконена гораздо более существенная норма о
снятии зарплатных ограничений по использованию вычетов.

По сегодняшним правилам высокооплачиваемые граждане своим правом на вычеты
воспользоваться не могут. 40-тысячный предел
зарплаты, позволяющий применять налоговый вычет, отсчитывается сегодня нарастающим итогом начиная с января каждого года.

Это значит, что, к примеру, человек с зарплатой 10 тыс. руб. может пользоваться вычетом
в течение четырех месяцев, а получающий
20 тыс. руб. — двух месяцев. Зарабатывающий
же 45 тыс. руб. уже в первый месяц перешагивает зарплатный предел.

Новый «демографический» уклон налоговой политики кардинально изменил сам подход к родительским льготам. Поправки, внесенные в Думу, обуславливают право на вычет
не размером дохода, а самим фактом наличия
детей. Так что вскоре, возможно уже с начала нового года, «родительский» вычет будет
даваться без ограничений. То есть родитель,
имеющий на попечении несовершеннолетнего ребенка, ежемесячно сможет уменьшать
свой налогооблагаемый доход на 800 руб.,
а это значит, что, имея зарплату в размере
20 тыс. руб., он заплатит подоходный налог
не со всей этой суммы, а лишь с 19,2 тыс. руб.

Для двоих детей сумма будет удваиваться, для
троих — утраиваться.


Рабский труд

Отдельным блоком в налоговом пакете
сформулированы послабления для малого бизнеса. И хотя снижать налоги в этой сфере пока
не предполагается, сама процедура их уплаты
обещает стать значительно проще. Налоговую
отчетность у малых предприятий налоговики
уже с января будут требовать не ежеквартально, а всего лишь раз в год. Для малого и
микро бизнеса предполагается также существенно расширить перечень видов деятельности, занимаясь которыми, платить налоги
будет позволено на основе патентной системы. Купив патент, предприниматель автоматически вносит в казну годовую сумму налога.

Стоимость патента равна 6% от суммы приблизительного дохода от того или иного вида
деятельности в конкретном регионе.

Строго говоря, ныне действующая упрощенная система налогообложения для малого бизнеса теоретически дает возможность
малым предприятиям платить налог на
основе патента. На деле же воспользоваться
патентом сегодня могут лишь самые удачливые. Дело в том, что на патентную систему
можно переходить только в случае, если в
бизнесе не используется труд наемных работников. Как пообещало правительство, это
ограничение вскоре будет снято и владельцу
малого предприятия позволят нанимать до
пяти работников без потери права пользоваться патентами.

Патенты реально будет покупать одновременно на несколько видов деятельности, что
сегодня категорически запрещено. А чтобы
популяризации патентной системы не противодействовали муниципалы, им запретили вводить ограничения на использование
патентов. Сегодня местным властям патентная система налогообложения абсолютно не
выгодна. Исторически сложилось так, что в
стране параллельно действуют две системы
налогообложения малого бизнеса: «вмененная» и «упрощенная». Последняя как раз и
предполагает использование патентов. «Вмененный» же налог (единый налог на вмененный доход) обычно вводится муниципалитетом на те виды деятельности, контролировать
отчетность в которых наиболее затруднительно. Доходы от «вмененки» идут в местную
казну, а от «упрощенки» — в региональную.

Так что пока не вступили в силу поправки, у
муниципалов совершенно нет стимула отпускать малый бизнес на патенты. Правда, что
будет с казной муниципалитетов после того,
как они лишатся большей части дохода от
малого бизнеса, правительство пока не готово
ответить.