Новый курс? Меньше государства


Текст | Александр ВЫСОЦКИЙ, политический обозреватель

Петербургский экономический форум уже не первый раз становится знаковым событием для экономики страны. На этот раз — благодаря выступлениям Дмитрия Медведева и Игоря Шувалова,
которые многие считают изложением нового экономического курса.

Петербургский форум в этом году стал
первой площадкой, где члены обновленного руководства страны встретились с
ключевыми игроками российского бизнеса и
зарубежными инвесторами. В ходе пленарного заседания, конференций и круглых столов
на территории «Ленэкспо» на берегу Финского залива выступили вице-премьер, министр
финансов Алексей Кудрин, главы Минэкономразвития и Минрегиона Эльвира Набиуллина и Дмитрий Козак, руководители «Газпрома», РАО «ЕЭС России», Microsoft, «Базэла», ВР, ЛУКОЙЛа, Shell, Shevron, Intel, РЖД
и других крупных компаний, главы российских
и международных банков. Одним из ключевых
событий стало вручение международной энергетической премии «Глобальная энергия».

Главными темами форума стали мировой
финансовый кризис, дефицит энергоресурсов
и продовольствия, изменение климата и привлечение иностранных инвестиций в экономику России. За два дня работы форума его
мероприятия посетили более 8 тыс. человек,
в том числе 2,5 тыс. топ-менеджеров из первой
тысячи мировых компаний.

В рамках форума состоялась долгожданная
презентация Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, на которую
со временем перейдут торги с биржи «СанктПетербург».


Кто виноват

Из всего вышеперечисленного становится
ясно, что форум собрал необыкновенно представительную аудиторию, еще раз продемонстрировав, что значит сегодня Россия в мировой экономике. Помимо прочих выступлений
особенно глубокое впечатление на наблюдателей произвели речи президента России Дмитрия Медведева и первого вице-премьера
Игоря Шувалова.

Дмитрий Медведев в основном сосредоточился на глобальных проблемах. По его мнению, в сложностях, с которыми столкнулась
мировая экономики, виноваты Соединенные
Штаты, чья формальная главенствующая роль
в международной экономической системе не
соответствует ни ее, ни их реальным возможностям.

«Сколь бы ни был велик американский
рынок и сколь надежна ни была бы американская финансовая система — они не в состоянии подменить собой глобальные товарные
и финансовые рынки», — подчеркнул Медведев. «В любом случае это лишь подтверждает
необходимость реформирования глобальной
финансовой архитектуры», — указал он. По
словам президента, иллюзия, будто одно государство может взять на себя роль глобального
правительства, оказалась развеянной.

Нынешние проблемы глобальной экономики, такие как финансовый кризис, рост
цен на продовольствие и природные ресурсы,
участившиеся глобальные катастрофы, ясно
демонстрируют, что система мировых институтов управления в ее сегодняшнем виде не
отвечает вызовам современности, заявил глава
государства. «Наблюдается своего рода вакуум,
когда отсутствуют международные институты,
ответственные за решения именно конкретных проблем, которые являются сегодня самыми острыми», — отметил президент.

По его словам, Россия намерена принять
активное участие в формировании новых «правил игры» в глобальной экономике. «Россия
сегодня — это глобальный игрок, — сказал
президент. — Понимая свою ответственность
за судьбы мира, мы хотим участвовать в формировании новых правил игры не из-за пресловутых “имперских амбиций”, а потому, что
обладаем здесь официальными возможностями и ресурсами».

Дмитрий Медведев заявил, что Москва станет мировым финансовым центром, а рубль —
ведущей региональной резервной валютой;
соответствующий план действий будет принят
в самое ближайшее время. По словам президента, это ключевые составляющие, призванные обеспечить конкурентоспособность
российской финансовой системы.

Россия и россияне заждались новых ярких
экономических, технологических и социальных достижений. Но чтобы насладиться ими,
надо много трудиться и быть готовыми решать
проблемы даже более сложные, чем те, которые сопровождают поражения, добавил президент.

«Об этом стало модно говорить, нам всем
нужны победы, и в истории России их было
немало. Но мы заждались новых ярких побед
и в экономике, и в технологии, в социальном
развитии. Во всем, что важно для наших граждан. В последние годы их было не так много, а
вот за последние несколько недель нас порадовали долгожданные спортивные успехи, но
только сами спортсмены знают, какой ценой
они достаются. Эта цена — серьезный труд», —
сказал Дмитрий Медведев.

«Очевидно, что победы сами по себе не приходят, — продолжал президент России. — Сегодня мы способны сделать все, чтобы побед у
нас было как можно больше, и к этому надо стремиться». Однако, считает Медведев, «мы
не должны забывать и известный афоризм
Уинстона Черчилля о том, что проблемы, связанные с победой, всегда более приятны, чем
проблемы, связанные с поражением, но они и
неизмеримо сложнее».

Либерализация российского газового рынка
и снижение налогообложения нефтяного сектора станут важными мерами в деле стабилизации глобального энергетического рынка,
считает Медведев.

«Такие шаги не только укрепляют российский
топливно-энергетический комплекс, они станут
весомым вкладом в стабилизацию глобальных
энергетических рынков», — заявил он. Медведев
добавил, что этот вопрос будет обсуждаться в
ближайшее время на саммите стран «Большой
восьмерки» в Японии, сообщает «Интерфакс».

Он также отметил, что гармоничное развитие энергетических рынков возможно только
при использовании всего спектра альтернативных источников энергии, максимальной
интегрированности рынков, формировании
благоприятного инвестиционного климата и
обеспечении прозрачности в этой сфере.

«Однако на практике акцент был сделан
(некоторыми партнерами России. — Авт.)
лишь на расширении производства биотоплива, и теперь мы знаем, с какими последствиями», — подчеркнул президент.


Пять задач

Главным экономическим событием форума стало выступление Игоря Шувалова, провозгласившего революционные изменения
в российской экономической политике. Как
заявил первый вице-премьер России, государство должно отказаться от избыточного вмешательства в экономику. «В инновационном
обществе избыток государства так же опасен,
как и его недостаток», — отметил Шувалов,
сообщает «Интерфакс».

Шувалов выделил пять основных проблем,
стоящих на пути развития России. «Проблема
первая — мы страдаем психологией догоняющего», — сказал Шувалов. «Вторая — энергетическая западня. Третья — отстающие навыки. Четвертая — нездоровый образ жизни,
и пятая — стремление государства к росту
своего влияния и стремление многих заставить
государство влиять», — отметил первый вицепремьер.

По его словам, провалы госрегулирования
«оказываются гораздо более болезненными,
чем провалы рынка», так как государство медленнее реагирует на вызовы сложившейся
ситуации.

«Многие критикуют власть за стремление
проникать во все сферы. С одной стороны, есть
желание бюрократии все более вмешиваться
в хозяйственную деятельность. С другой стороны, есть сильное желание побудить государство к таким действиям», — отметил он.

Шувалов напомнил, что одним из первых
указов президента Дмитрия Медведева стал
указ об ограничении вмешательства государства в предпринимательскую деятельность.

Большой резонанс вызвало сообщение о том,
что государство максимально снизит участие
чиновников в советах директоров госкомпаний.

По словам Шувалова, правительство намерено провести ротацию в советах директоров
госкомпаний, а также нацелено на реформу
корпоративного управления в госкорпорациях.

«У нас есть серьезные планы в отношении
этого (улучшение корпоративного управления
в госкорпорациях. — Авт.). Мы будем создавать их (госкорпорации) так, чтобы они
действовали абсолютно открыто», — сказал
первый вице-премьер.

Вместе с тем Шувалов не исключает создания в РФ новых государственных корпораций
по каким-либо направлениям и полагает это
правильным. «Мы считаем, что они нужны
как раз для регулирования там, где рыночные
агенты самостоятельно действовать не могут.

Мы создавали их и, наверное, по каким-то
направлениям будем их создавать, но будем
создавать их таким образом, чтобы они работали абсолютно открыто, по правилам корпоративного управления», — заявил первый
вице-премьер.

Как известно, Россия уже создала ряд госкорпораций в различных сферах экономики:
в сфере финансового кредитования — Банк
развития (Внешэкономбанк), по страхованию
банковских вкладов — Агентство страхования
вкладов, в сфере развития нанотехнологий —
Роснанотех, в сфере ЖКХ — Фонд содействия
реформированию ЖКХ, в сфере промпроизводства — Ростехнологии, в сфере атомной
энергетики — Росатом, по подготовке к Олимпиаде-2014 в Сочи — Олимпстрой. Также
сформированы две корпорации, объединяющие госактивы в сфере авиа- и судостроения:
ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». И этот процесс, судя по
всему, продолжится.

Кроме того, Шувалов отметил, что к концу
текущего года Россия станет шестой по размеру экономикой мира. «На протяжении последних восьми лет Россия развивается. К концу
года мы станем шестой по размеру экономикой в мире», — сказал Шувалов.

«Россия стала полноправным членом клуба
крупнейших экономик мира. Мы начинаем
забывать о тяжелом кризисе прошлого десятилетия и поставили перед собой новые цели —
стать страной с развитыми институтами современной демократии, с постиндустриальной
структурой экономики, создать один из мировых финансовых центров», — отметил первый
вице-премьер.

При этом он добавил, что стратегические
ориентиры, поставленные руководством страны, требуют глубокой проработки механизмов
их реализации.


Министры — топ-менеджеры

Уход чиновников из советов директоров
госкомпаний привлекает к себе всеобщее
внимание и порождает ряд вопросов. Как
сообщил на брифинге в рамках XII Петербургского международного экономического форума помощник президента России,
ближайший соратник Шувалова Аркадий
Дворкович, число независимых директоров в госкомпаниях будет увеличиваться
постепенно.

По его словам, государство заменит чиновников в советах директоров компаний с госучастием на независимых представителей, но
«это не значит, что сразу все чиновники будут
выведены, во многих компаниях они останутся,
а замена будет проводиться постепенно».

Дворкович пояснил, что в тех акционерных
обществах, где государство владеет 100-процентным пакетом, оно (государство) может
заменить кандидатов в совет директоров до
проведения годовых собраний акционеров
(которые должны состояться до 1 июля), а в
тех, где государство владеет не 100-процентным пакетом, сейчас замена кандидатов от
государства невозможна и в случае необходимости будет проходить в рамках последующих
этапов.

Таким образом, отвечая на вопрос журналистов, Дворкович пояснил, что в совет директоров ОАО «Газпром» будут выдвигаться ранее
утвержденные кандидаты и никаких изменений не произойдет.

Он также отметил, что Минэкономразвития
в настоящее время готовит необходимые документы, которые позволят независимым представителям в советах директоров с госучастием,
выдвинутым от государства, не голосовать в
обязательном порядке согласно утвержденным
госдирективам. «Минэкономразвития готовит
необходимые документы, в ближайшее время
внедрим такую практику», — сказал Аркадий
Дворкович.

Комментарии экспертов

Вадим ВОЛКОВ,
профессор Европейского
университета в СанктПетербурге:

«В речи И. Шувалова, произнесенной на экономическом форуме в СанктПетербурге, есть довольно
сильная линия, которую я бы
обозначил как “реализм” в
противовес некоторому “головокружению от успехов”.

С одной стороны, у нас есть
определенные объективные
преимущества: высокая доля
образованных людей, энергоресурсы, — но превратить их
в конкретные показатели развития довольно сложно. Для
этого нужна серьезная работа.

Важнейшими тезисами
этого выступления, на мой
взгляд, являются следующие.

Признание центральной задачей государства защиты прав
собственности, включая частную. Далее, четко сказано, что
у нас нет установки на то,
чтобы продолжать укреплять
государство: оно должно быть
там, где это необходимо.

И, конечно, момент, связанный с ротацией советов директоров государственных
компаний. Это продолжение
линии, начатой в программном выступлении Д. Медведева в Красноярске, в котором
он сказал, что из советов директоров компаний нужно
убирать госслужащих, потому
что они там занимаются не
своим делом. У меня в связи с
эти возникает вопрос: идет ли
речь о людях в погонах? Потому что, насколько я знаю,
большое количество “смотрящих” от государства, которых
сажали на посты в наблюдательные советы и в советы директоров госпредприятий, —
это выходцы из силовых
структур. У меня есть предположение, что именно их собираются убрать, чтобы они занялись своим прямым делом,
то есть государственной безопасностью страны. А бизнесом, управлением предприятиями поручат заниматься
менеджерам. Шаг логичный».

Алексей ЗУДИН, руководитель департамента Центра политических технологий (ЦПТ),
доцент кафедры публичной политики Государственного университета —
Высшей школы экономики (ГУ—ВШЭ):

«Замена государственных
чиновников на профессиональных менеджеров, о которой говорил И. Шувалов, —
это разумный и правильный
шаг к тому, чтобы вписать
госкомпании в рыночную
среду через приближение
стандартов управления госкомпаниями к стандартам,
принятым в частном секторе.

Другое дело, что возникает
вопрос, откуда взять этих самых независимых директоров-профессионалов? По
факту неясно, как будет происходить эта замена. Можно
предположить, что это будут
люди из частного сектора,
которые приобрели устойчивые навыки нормального
корпоративного управления
в частной компании и репутацию, и с ними государство,
точнее его представители, будет заключать контракт. Теоретически это может быть
одной из форм решения данной проблемы.

В выступлении можно увидеть противоречие: провозглашается цель стать шестой
экономикой в мире уже к
концу этого года и одновременно заявляется об отказе
от идеи догнать Запад. На самом деле это кажущееся
противоречие. Есть вещи, которые сравниваются естественным образом — совокупные масштабы экономик,
их вес. А есть вещи, которые
не стоит сравнивать по причинам политическим, геополитическим. В данном случае
Шувалов воспроизвел центральный элемент того, что
можно назвать путинской
идеологией, а именно идею о
России как автономном центре силы и влияния в мире,
причем автономном не только с точки зрения самостоятельного места в мировой
политике, но и с точки зрения параметров и направленности развития, то есть
автономии в цивилизационном плане».

Сергей АФОНЦЕВ, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений
(ИМЭМО) РАН, доцент
МГИМО(У) МИД России:
«Тема вмешательства государства в экономику в выступлении Шувалова, по-моему,
имеет более широкий характер, нежели отмечают многие комментаторы. По большому счету в ней можно обнаружить коренное противоречие, которое указывает на
то, что российское руководство до сих пор не определилось с базовой стратегией
развития экономики. С одной стороны, и это отметили
все, в выступлении всячески
подчеркивается необходимость снижения государственного участия в регулировании экономических процессов. Но, с другой стороны,
тут же фактически декларируется приоритет создания
госкорпораций, признается,
что госкорпорации являются
главным инструментом решения проблем в тех сферах
экономики, где с точки зрения государства частные
субъекты не могут эффективно хозяйствовать.