Сергей МАЛЮТИН: МАЗ — это история великой страны


Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА

РУП «Минский автомобильный
завод» — крупнейшее государственное предприятие Республики Беларусь по выпуску
большегрузной автомобильной,
а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.


О том, насколько востребована
сегодня продукция завода в
России, и о планах легендарного предприятия относительно
нашей страны нашему корреспонденту рассказал директор
генерального представителя
РУП «МАЗ» на территории РФ
ООО «Торговый дом “МАЗЦентр”» Сергей Малютин.

— Сергей Викторович, ООО
«Торговый дом “МАЗ-Центр”» —
генеральный представитель
РУП «МАЗ» на территории
России, обладающий исключительным правом на поставку
его автотехники и комплектующих производства в нашей стране. А чем именно занимается ваше предприятие?

— ООО «Торговый дом “МАЗЦентр”» было создано в 2004 году
как организация, преследующая целью централизацию поставок автомобилей МАЗ в Россию. Мы не занимаемся прямыми продажами. Основными направлениями деятельности нашей организации являются перераспределение продукции завода среди
официальных дилеров с установкой
единых закупочных цен для потенциальных и номинальных покупателей,
организация и координирование работы товаропроводящей сети РУП
«МАЗ» в России, разработка и реализация маркетинговых мероприятий
на российском рынке.

— Как строятся ваши отношения с дилерами?
— Очень продуктивно. Дилер для
нас — самый главный игрок на
рынке, поэтому мы стараемся обеспечить ему наиболее комфортные
условия деятельности, но в то же
время следим за тем, чтобы дилеры соблюдали в своей работе требования завода. Мы очень тесно сотрудничаем с официальными дилерами РУП «МАЗ», находимся с ними в постоянном информационном
контакте, стараемся идти друг другу навстречу.

— А насколько узнаваема в
России марка «МАЗ»?

— Так же узнаваема, как и в годы
Советского Союза. Некоторое время
назад мы думали над слоганом, под
которым МАЗ должен позиционироваться в России, и остановились на
«МАЗ — это история великой страны». Минский автомобильный завод — один из старейших и известнейших на территории СНГ. Предприятие начало отсчет своей истории 9 августа 1944 года, спустя всего месяц после освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Став символом послевоенного возрождения республики, вот
уже более шести десятков лет
«МАЗ» выпускает полную гамму
большегрузных автомобилей, прицепов, автобусов и, осваивая новое
производство, постоянно расширяет
модельный ряд, соответствующий
мировым стандартам.

МАЗ сохранил свои позиции и на
территории СНГ. Сегодня системообразующими для завода рынками
являются Россия, Украина, Белоруссия. Также техника МАЗ продается в Казахстане, в Туркмении, в
странах дальнего зарубежья. Кроме
того, у завода есть сборочные предприятия в Египте, Иране, Литве, выпускающие технику для стран Евросоюза. В перспективе — создание
их в Латинской Америке и ЮгоВосточной Азии.

— Как завод выдерживает в
России конкуренцию с другими
производителями большегрузной техники, в том числе и с зарубежными игроками, вышедшими на наш рынок?

— МАЗ занимает на российском
рынке довольно крепкие позиции.

Спрос же на его продукцию порой
опережает предложение, например,
сейчас на заводе существует трехмесячный дефицит на некоторые виды
продукции.

Престижное участие предприятия
на рынке автомобильной техники
обеспечивает высокий технический
уровень и широкий ассортиментный
ряд выпускаемой продукции. Это не
только продажи, но и сервисное обслуживание.

Стратегия развития Минского автозавода нацелена на выпуск продукции, соответствующей современным технико-эксплуатационным показателям, и призвана обеспечивать
постоянное обновление выпускаемой
автомобильной техники, расширение
ее модельного ряда, освоение качественно новых технологий.

Если говорить о конкурентах, то
не стоит забывать, что большинство зарубежных компаний, производящих грузовую технику, пришло в Россию относительно недавно, а МАЗ был здесь всегда.

Основные потребители большегрузной техники — крупные автомобильные объединения и строительные подразделения производственных компаний. Они десятилетиями работают на машинах одной
и той же марки, там созданы свои
ремонтные базы, специалисты которых хорошо разбираются именно
в этих автомобилях.

— С сервисным обслуживанием МАЗов в России проблем нет?
— Нет. Гарантийному и постгарантийному сервису на заводе уделяется большое внимание. Обязательное требование ко всем дилерским предприятиям МАЗа в России — наличие технического центра. Такова позиция завода: МАЗ
продается только там, где он обслуживается. Фактически в любом регионе страны у завода есть свой
официальный дилер, способный
оказать покупателю квалифицированную и сертифицированную техническую поддержку. Сервисный
центр есть и при самом заводе.

Сервисное обслуживание налажено и за пределами РФ. За последние
годы открыты центры по обслуживанию нашей техники в Сирии, Латвии,
Литве, Казахстане, Узбекистане и
других странах.

Также по всей территории России
нами организована централизованная и бесперебойная поставка запчастей МАЗ.

— Как вы оцениваете состояние российского рынка грузовой
техники и уровень кооперации
между российскими и белорусскими производителями?

— Если говорить о российском
рынке грузовой техники, то, мне кажется, сейчас он находится в стадии
формирования и демонстрирует активную динамику роста. В России
развивается строительная отрасль,
совершенствуется дорожная инфраструктура, для всего этого требуется
соответствующая техника. Здесь набирают обороты промышленность и
торговля, а следовательно растет
объем грузоперевозок. Посмотрите,
как активно в России начинают действовать иностранные производители грузовой техники — если бы они
не чувствовали перспектив рынка, то
вряд ли работали у нас в таком количестве.

Иностранцы только открывают для
себя российский рынок, и они, конечно, будут его развивать. Это ставит перед МАЗом новые стратегические
цели, главная из которых — выпуск
конкурентоспособной автотехники
высокого технического уровня.

— Как вы думаете, не слишком ли быстро мы в России отказались от производства собственных моделей и сотрудничества в этом плане со странами СНГ?
— Альянс российских и белорусских автопроизводителей существует. Вернее, наши исторически сложившиеся производственные связи
и не прерывались. Тот же МАЗ работает в тесном сотрудничестве с рядом российских производств и вместе с ними выпускает на российский
рынок конечную продукцию. Несколько сотен российских предприятий поставляют МАЗу необходимые
детали и комплектующие. Например,
в большинстве автомобилей МАЗ,
поставляемых в Россию, установлены силовые агрегаты производства
Ярославского моторного завода.

— Каким вы видите будущее
МАЗ в России? Есть ли у завода какие-то планы относительно
нашей страны?

— Российский рынок очень важен
для МАЗа, и он, безусловно, будет
на нем присутствовать. Сейчас завод ориентирован на создание качественной товаропроводящей сети в
основных странах-покупателях, в
том числе и в России. Это поэтапная
работа. В настоящее время мы внедряем систему централизованных
поставок автомобилей МАЗ в Россию и готовимся к строительству
сервисно-технического центра МАЗ
в Москве. Это будет «лицо» завода
в Российской Федерации. Центр
объединит услуги сервиса и логистики, именно сюда будет доставляться техника из Республики Беларусь, здесь она будет проходить
всю необходимую предпродажную
подготовку и только потом отгружаться в адрес дилерских предприятий. В центре также разместится
склад запасных частей.

— Если в выпуске своей продукции МАЗ будет ориентироваться на Запад, то соответственно повысятся и требования
к экологической безопасности
его автомобилей. Завод к этому готов?

— Для обеспечения производства
автомобильной техники, отвечающей
мировым стандартам, на заводе уделяется большое внимание разработке и внедрению новейших технологических процессов.

Минский автозавод первый среди
автомобилестроителей стран Содружества смог разработать и поставить на производство грузовые автомобили, отвечающие требованиям
«Евро-2». Первый в СНГ создал и
образцы автомобилей, соответствующих нормам «Евро-3». Так что у
МАЗа уже есть наработки в данном
направлении.

Продукция завода, которая экспортируется на зарубежные рынки,
прежде всего в Евросоюз, соответствует самым высоким требованиям. Кроме того, с 1 января 2008 года в Россию МАЗы поставляются
только с двигателями, соответствующими стандарту «Евро-3». Это
силовые агрегаты производства
Ярославского и Минского моторных заводов, а также Mercedes
и Deutz. Так что МАЗ уже на пути
к внедрению высоких стандартов
и в России.

— Есть ли проблемы поставок машин МАЗ в Россию — налоговые, в сфере регулирования внешней торговли? Как в
целом вы оцениваете торговоэкономическое сотрудничество
России и Белоруссии?

— На мой взгляд, сейчас серьезных проблем не наблюдается. У нас
существует четко отлаженная система взаимодействия с налоговыми
и таможенными органами, мы довольны законодательной базой. Конечно, иногда возникают технические сложности, связанные, например, с адаптацией импортеров к новым таможенным требованиям России, но все они решаемы.

Об общем развитии экономических
отношений между Россией и Республикой Беларусь мне судить сложно.

Могу сказать лишь одно: наше предприятие — крупнейший налогоплательщик, и это довольно значимый
вклад в экономическое сотрудничество между нашими странами.