оПреснение властей. Пересели


Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Перестановки в Кремле и Белом доме означают фактическую интеграцию Администрации
президента и Правительства РФ в единое целое.

Поскольку итоги президентских выборов были подведены еще в марте
и оказались предрешены за несколько
месяцев «до», как и назначение Владимира Путина новым премьером, рассаживание
ведущих персон Кремля и Белого дома при
новой конфигурации власти было самым ожидаемым событием с начала весны.

Но после официального вступления в должность Дмитрия Медведева и официального
назначения премьером Путина сенсаций было
не много, хотя совершенно очевидно, что в
структуре и составе высшей российской власти
изменения только начались.

Прежде всего, Сергей Собянин и Сергей
Нарышкин поменялись должностями, при
этом понятно, что старшим среди «канцлеров» будет Сергей Савельевич Собянин: именно он возглавил аппарат ведущего сегодня в
правящем дуэте Владимира Путина. Впрочем, больше никто из кабинета министров
на Старую площадь не отправился (если не
считать Леонида Реймана, занявшего «синекурную» должность одного из советников
президента и экс-руководителя секретариата
первого вице-премьера Медведева Михаила
Триноги, также назначенного советником
главы государства). А вот Старая площадь
заместила целый ряд постов в правительстве,
заполнив образовавшиеся в Администрации
президента вакансии преимущественно из
своего круга. Потому что Владимиру Путину
требуется аппарат под стать его реальному
значению, а за долгие восемь лет технических
премьеров и правительств многие важные
бюрократические механизмы — влиятельные
вице-премьеры, мощный аппарат правительства — исчезли.

Администрация национального лидера
Еще до назначения Путина премьером Аппарат Правительства РФ начал реформироваться.

В Белый дом первым делом были десантированы три чиновника: зам. пресс-секретаря
президента Дмитрий Песков, руководитель
референтуры Дмитрий Калимулин и, еще
несколько месяцев назад, зам. руководителя
протокола президента Антон Вайно.

Дмитрий Песков назначен заместителем
руководителя аппарата правительства —
пресс-секретарем председателя Правительства
РФ и будет курировать новый департамент —
пресс-службы и информации. Такого раньше
не было: пресс-секретарем премьера всегда
был один из его помощников, работающих
в составе секретариата главы правительства,
пресс-служба же в составе аппарата правительства обслуживала весь кабинет министров
как коллегиальный орган. Премьер ведь всегда
был всего лишь старшим среди влиятельных,
ориентирующихся на разные политические
группировки министров, назначаемых главой
государства.

Дмитрий Калимулин назначен директором
департамента по подготовке текстов публичных выступлений председателя Правительства РФ Аппарата Правительства РФ. Такой
службы в аппарате правительства не существовало вообще: соответствующие специалисты опять-таки работали в секретариате
премьера.

Антон Вайно стал зам. руководителя аппарата правительства — руководителем протокола
председателя Правительства РФ. Служба протокола в правительстве была, но такой высокий ранг ей придан впервые.

Наконец, после назначения Путина премьером был ликвидирован секретариат председателя правительства. Оно и понятно: большим
секретариатом Путина стал теперь весь аппарат правительства.

Наверняка в аппарате усилятся подразделения по внешней, региональной, экономической политике, то есть он обретет черты
Администрации президента. Правильнее всего
называть интенсивно переформатируемый сегодня Собяниным Аппарат Правительства РФ
администрацией Владимира Путина.

Премьерский блок:
«сектор» Собянина
Довольно серьезные преобразования произошли в так называемом премьерском блоке
правительства. Как и обещал Путин до назначения на пост премьера, вице-премьерское
звено было серьезно усилено. Де-факто второй человек в кабинете Путина руководитель
Аппарата Правительства РФ Сергей Собянин,
как и его предшественник Сергей Нарышкин, стал одновременно заместителем председателя правительства. Как вице-премьер он
курирует региональную политику, правовую и
культурно-информационную.

Именно желание Собянина активно заниматься региональными вопросами воспрепятствовало, по слухам, получению вицепремьерского статуса министру регионального
развития Дмитрию Козаку. Дмитрий Николаевич оказался в положении курируемого,
ведь наверняка Собянин создаст в аппарате
правительства мощный региональный блок.

Преимущественно Сергей Собянин будет
курировать и новое Министерство связи и
массовых коммуникаций, которое возглавил экс-руководитель протокола президента РФ,
а до этого глава пресс-службы правительства
Игорь Щеголев. В министерстве явно будет
доминировать медийная проблематика, а не
проблематика инфо-коммуникационных технологий. Скорее всего, речь идет о воссоздании
лесинского Минпечати первого срока Путина,
правда, учитывая фигуру Щеголева, в более
мягком варианте, чем при Михаиле Лесине.

Создание подобного министерства говорит об
актуальности появления в стране нового пропагандистского «штаба».

Новый формат приобрел Минкульт — у
него отняли регулирование массовых коммуникаций. Министерство вместо Александра
Соколова, знаменитого преимущественно
многочисленными скандалами и заявлениями в защиту нравственности, возглавил Александр Авдеев, видный российский дипломат,
занимавший посты заместителя и первого
заместителя министра иностранных дел, а в
последнее время весьма успешно трудившийся
на должности посла России во Франции. Благодаря в том числе и его усилиям с французскими руководителями у наших сложились даже
более доверительные и теплые отношения, чем
с германскими. Видимо, главной задачей Минкульта теперь станут международные культурные связи.

Премьерский блок:
«сектор» Шувалова
Главным человеком в социально-экономическом блоке кабинета министров — «первым» первым вице-премьером, отвечающим
за всю социально-экономическую политику,
фактически премьером в старом понимании
функций этого должностного лица, стал Игорь
Шувалов. Ранее, напомним, он был помощником президента по социально-экономическим
и ряду других вопросов, в частности отношениям с «большой восьмеркой».

Московский юрист Шувалов — представитель «второй шеренги» ельцинских реформаторов — возглавлял при Ельцине РФФИ.

Считался одним из самых доверенных людей
руководителя Администрации президента
последних ельцинских и первых путинских
лет Александра Волошина (ныне освобожденного председателя совета директоров РАО
«ЕЭС России»). Именно этому обстоятельству
приписывают назначение его в 2000 году руководителем Аппарата Правительства РФ — главой правительства стал Михаил Касьянов.

Но к 2003 году Касьянова перестал устраивать
лояльный прежде всего Администрации президента Шувалов, и он добивается его замены на
своего руководителя секретариата Константина Мерзликина (это, кстати, доказывает, что
снятие Касьянова в 2004 году отнюдь не было
предопределено). Шувалов же переводится на
Старую площадь на должность помощника
президента, которая в те времена соответствовала нынешнему посту советника главы государства, с поручением продолжать заниматься
программой национальных проектов, идею
которых Игорь Иванович выдвинул, еще работая в кабинете Касьянова. В конце 2003 года
Волошин уходит в отставку, главой администрации назначается его первый заместитель
Дмитрий Медведев. Однако Шувалов не только
не уходит из Администрации президента вслед
за своим покровителем, но назначается заместителем руководителя администрации. А в
структуре Администрации президента версии
2004 года становится помощником президента РФ, что соответствует прежней должности
зам. руководителя администрации, с поручением курировать социально-экономический блок
вопросов, в частности Экспертное управление
президента, отношения с G8 и работу Правительства РФ.

В новом правительстве Путина, кроме прочих задач, Шувалов будет надзирающим за
вице-премьером по экономической политике
и министром финансов Алексеем Кудриным. Кудрин стал зампредом правительства
по координации всей экономической политики в сентябре 2007 года, при смене Фрадкова
на Зубкова, когда настал час объявить всем о
победе над своим аппаратным противником
Германом Грефом, ставшим теперь политическим пенсионером. Тогда новый, «технический» министр экономического развития и
торговли Эльвира Набиуллина фактически
оказалась в подчинении Кудрина, ей пришлось
согласиться на отъем части функций МЭРТ в
области инвестиционной политики в пользу
Минрегионразвития Дмитрия Козака.

Спустя более чем полгода Набиуллина подтвердила репутацию аппаратно слабой фигуры — она не сумела спасти суперминистерство Грефа от дальнейшего растаскивания.

Одно из самых значимых направлений МЭРТ,
блок международных торгово-экономических
отношений и регулирования внутренней торговли, «уплыл» в новое министерство Виктора
Христенко — Министерство промышленности и торговли, курируемое по разным направлениям сразу несколькими вице-премьерами.

Подчинение Министерству экономического
развития ряда второстепенных структур, вроде
«уполовиненной» Федеральной регистрационной службы или Федерального агентства геодезии и картографии, эту потерю, конечно, не
компенсирует.

Премьерский блок:
«сектор» Сечина
Еще один пополнивший вице-премьерский
блок со Старой площади — Игорь Сечин.

Ранее он был, как известно, зам. руководителя Администрации президента — помощником президента по общим вопросам: курировал канцелярию Путина. Теперь стал вицепремьером по ТЭКу, гражданской промышленности и экологии. Кстати, «канцелярский»
круг вопросов в аппарате правительства будет
курировать еще один новый зам. руководителя
аппарата Белого дома Кирилл Андросов, до
этого заместитель главы МЭРТ по инвестиционной политике: молодой выходец из питерского инвестиционного бизнеса, приведенный
в министерство Германом Грефом.

Под кураторством Сечина из ранее существовавшего Минпромэнерго выделяется
Министерство энергетики. Причем его главой
назначен бывший глава одного из влиятельных предприятий атомной отрасли, по слухам хозяйственный руководитель в штатском
Сергей Шматко. Министерство только формируется, но, судя по всему, объединит весь
комплекс вопросов ТЭКа: развитие нефтегазового, угольного комплексов, «обычную» электроэнергетику и атомную энергетику. При
этом деятельность как нефтегазовых структур,
так и РАО «ЕЭС» под руководством Анатолия
Чубайса и атомной корпорации под началом
Сергея Кириенко окажется под жестким
чекистским контролем.

Тесно связано с Минэнерго другое курируемое Сечиным министерство — Минприроды
Юрия Трутнева, теперь получившее новое
наименование: Министерство природных
ресурсов и экологии. Вместе с новым названием Минприроды лишилось ряда старых функций, но главное — контроль над недрами и
природопользованием — осталось в его руках.

Таким образом, Сечин теперь несколько
сменил амплуа, ушел от руководства канцелярией Путина, сместился в сторону своих энергетических занятий, которые отчасти были у
него и раньше: он, как известно, был и пока
остается председателем совета директоров
«Роснефти», намекают также на его покровительство по отношению к «Сургутнефтегазу».

Ведомая Сечиным «Роснефть» в борьбе за
энергетические активы, напомним, выступала
в жестком спарринге с руководимым Дмитрием Медведевым «Газпромом», и потому
вопрос о том, кто займет кресло председателя
совета директоров газового монополиста, сейчас, пожалуй, самый острый.

Премьерский блок:
«сектор» Зубкова
Наиболее вероятным кандидатом называют экс-премьера Виктора Зубкова, который
стал в новом правительстве Путина «вторым»
первым вице-премьером — со странной задачей курировать развитие агрокомплекса, за
который отвечает и без подобного кураторства
сильное министерство Алексея Гордеева.

Понятно, что назначение Зубкова на высокую должность — акт благодарности за верную
службу на посту премьера. Но его ведь можно
было назначить простым зампредом: он оказался бы равен по своему формальному положению таким фигурам, как Собянин, Сечин
и Сергей Иванов. Вероятно, статус именно
первого вице-премьера для Зубкова нужен,
чтобы лучше отстаивать интересы «Газпрома»
в противостоянии с Игорем Сечиным.

Виктор Алексеевич по распределению обязанностей между зампредами курирует всего
одно министерство — Министерство сельского хозяйства. Оно, в результате аппаратных
успехов Алексея Гордеева, не только вновь
подчинило себе рыбную отрасль (созданное в
прошлом году Зубковым Госкомрыболовство
опять преобразовано в Федеральное агентство
по рыболовству и возвращено в «лоно» Минсельхоза), но и отобрало у Минприроды Рослесхоз, а также у бывшего МЭРТ ряд полномочий
по регулированию имущественно-земельных
отношений.

Премьерский блок:
«сектор» Иванова
Сергей Иванов в новом правительстве в
общем-то остался при своих полномочиях,
которые приобрел во времена правительства
Михаила Фрадкова и не потерял в правительстве Зубкова: ВПК, высокие технологии, наука,
связь, транспорт… Но его статус понижен до
«простого» вице-премьера. И чтобы не было
сомнений в том, что это не случайность, его
заместителя в Военно-промышленной комиссии Владислава Путилина лишили министерского ранга.

Если неизбрание Иванова «преемником»
Путина еще можно было рассматривать как
стечение не только субъективных, но и объективных политических обстоятельств, то происшедшее с его правительственным статусом
явно свидетельствует о падении акций Сергея
Борисовича, что, безусловно, можно считать
одной из сенсаций майской пересадки.

Курируемое им Министерство транспорта
усилилось, присоединило Федеральную аэронавигационную службу: аппаратные позиции его
главы Игоря Левитина весьма крепки. А вот
Министерство информационных технологий
и связи Леонида Реймана приказало долго
жить: влилось в качестве блока департаментов
и агентств в Министерство связи и массовых
коммуникаций.

Удаление из правительства Леонида Дододжоновича Реймана, в течение двух сроков
Путина руководившего Минсвязьинформом —
Мининформсвязи РФ, стало неожиданностью
для большинства наблюдателей. Рейман, конечно, стал советником президента РФ, но от этого
его удаление из правительства не перестает
быть отставкой.

Вряд ли отставление стало оценкой результатов его работы в области развития инфокоммуникационных технологий. Вполне возможно, причины кроются в бизнес-скандалах,
с которыми западная пресса связывала деятельность Реймана несколько лет назад.

«БОСС» неоднократно писал, что Путин
никогда не убирает проштрафившегося чиновника в качестве непосредственной реакции на
скандал или возмущение общественности: он
расстается с ним через какое-то время, чтобы
это не выглядело, как ответ на давление. Впрочем, скандалы вокруг имени Реймана звучали
давно, и никто не предсказывал его отставку,
так как предполагали, что он вполне реабилитировался в глазах второго президента России.

Судя по всему, это не так.

В сфере компетенции Иванова, как и в других, Путин оказался верен своей тактике перепутывать полномочия, чтобы создавать основу
для противоречий между соратниками. Так,
уже после формирования нового правительства стало известно, что Игорь Сечин возглавит совет директоров Объединенной судостроительной компании — детища Иванова.

Соратник Сечина Сергей Чемезов возглавляет и крупнейшую оборонно-промышленную
корпорацию «Ростехнологии», так что легко
Иванову не будет.

Премьерский блок:
«сектор» Жукова
Вице-премьер Александр Жуков не только
сохранил пост в новом правительстве, во что
верили далеко не все наблюдатели, но и весьма
усилился — теперь он курирует национальные
проекты и социальную политику, то есть унаследовал круг обязанностей Дмитрия Медведева (правда, без кураторства «Газпрома»),
плюс подготовку к Олимпиаде-2014, которой
занимался и раньше.

Пожалуй, впервые за его правительственную
карьеру Жукову поручен столь серьезный блок
вопросов. Напомним, Александр Дмитриевич в
2004 году был с должности вице-спикера Думы
приглашен на пост единственного после проведенной тогда реформы федерального госаппарата зампреда правительства, занимающегося
прежде всего организацией законотворчества
и взаимодействием с парламентом.

В 2005 году, после нового расширения вицепремьерского звена, на него была возложена координация экономической политики, то
есть функция взаимоувязывания стремлений
самовластных министров Грефа, Кудрина, Христенко, Гордеева, Зурабова и Трутнева, что
при дефиците политического веса Жукова
было весьма проблематично. В кабинете Зубкова Жуков вообще фактически стал «вицепремьером без портфеля» — курировал только
«олимпийский» проект, по которому влиятельных кураторов и без него хватает.

В контролируемых теперь Жуковым министерствах структурных изменений почти не
произошло: Минздравсоцразвития, вопреки
прогнозам, не было разделено на два ведомства, его по-прежнему возглавляет Татьяна
Голикова. Министерство образования и науки
никак не трансформировалось, его главой
остался Андрей Фурсенко.

Новое министерство было создано специально под бывшего питерского сенатора, как
шутили острословы, сенатора от футбольного
клуба «Зенит», а затем главы Российского футбольного союза Виталия Мутко — Министерство спорта, туризма и молодежной политики.

При этом Мутко будет всего лишь координировать работу трех федеральных агентств
по сферам деятельности министерства: спорту,
туризму и молодежной политике.

Президентский блок
В министерствах и ведомствах, руководимых
непосредственно президентом РФ, изменений
случилось мало. Сохранил свой пост министр
иностранных дел Сергей Лавров, остался на
прежней должности, несмотря на трения с
военными, министр обороны Анатолий Сердюков. А бессменному главе МЧС Сергею
Шойгу никто и не пророчил отставки.

Единственным новым человеком среди министров президентского блока стал глава Минюста
Александр Коновалов. Бывший студент Дмитрия Медведева Коновалов за последние годы
совершил головокружительную карьеру: заместитель прокурора Санкт-Петербурга — прокурор Республики Башкортостан — полпред президента в Приволжском федеральном округе.

Причина его назначения министром, вероятно,
такая: учитывая уже продекларированные большие планы Медведева по реформированию
правоохранительной системы, сохранение на
посту главы Минюста Владимира Устинова
для него было неприемлемо.

Главы спецслужб и специальных госструктур
остались, насколько известно, прежними. За
исключением двух.

Главной сенсацией майской пересадки стало
удаление со своих постов зачинателей чекистской войны, наиболее обострившейся осенью
прошлого года, Николая Патрушева и Виктора Черкесова. Патрушев переведен на пост
секретаря Совета безопасности РФ, потенциально весьма влиятельный, хотя и менее значимый, чем пост директора ФСБ, тем более с
фактическим кураторством и МВД (министр
внутренних дел Рашид Нургалиев, напомним, ближайший соратник и, можно сказать,
назначенец Патрушева, он сохранил свой пост,
но, возможно, лишь на время). Новым директором ФСБ назначен Александр Бортников,
занимавший пост зам. директора Федеральной
службы безопасности — начальника Департамента экономической безопасности данного
ведомства, а до этого возглавлявший Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Бортникову не впервой гасить
последствия скандалов: когда-то он был переведен в Москву, чтобы заменить одиозного генерала Юрия Заостровцева, которого связывают со знаменитым делом «Трех китов». Некоторые объясняют перевод Патрушева медицинскими проблемами генерала, но, думается,
это больше контрпиар сторонников Николая
Платоновича, чем действительная причина.

Виктор Черкесов лишился должности директора ФСКН, службы специально созданной
для него и под него: совершенно очевидно, что
особого смысла в существовании наркополиции как особого государственного ведомства,
работающего в отрыве от МВД, не существует.

Наверняка через непродолжительное время
служба вольется обратно в Министерство внутренних дел.

Черкесов переведен на пост руководителя Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и
материальных средств (Рособоронпоставки) —
агентства, подчиненного непосредственно правительству и курируемого Сергеем Ивановым.

Рособоронпоставка была создана в 2006 году
параллельно подчиненному Минобороны
Федеральному агентству по оборонному заказу после назначения Иванова первым вицепремьером специально для того, чтобы он мог
продолжать оказывать влияние на ситуацию в
военном ведомстве.

Президентские помощники
Назначения в Администрации президента
пока произошли сугубо технические. Первым
заместителем главы АП, курирующим внутреннюю политику, назначен Владислав Сурков. Он и раньше курировал это направление,
был первым среди двух равных заместителей
главы кремлевской администрации, так что
для него фактически ничего не изменилось.

Еще одним заместителем руководителя администрации президента — куратором президентской канцелярии вместо Игоря Сечина
стал Александр Беглов, ранее помощник президента — начальник Контрольного управления главы государства. Появился третий зам.

руководителя АП — Алексей Громов, бывший пресс-секретарем президента Путина. Он
курирует близкие направления: отношения с
прессой и протокол.

Помощник президента по международным делам Сергей Приходько, помощник,
курирующий референтуру Джахан Поллыева, помощник по региональным вопросам Александр Абрамов, помощник по
государственно-правовым вопросам Лариса
Брычева сохранили свои посты.

Новым помощником по социальноэкономическим вопросам вместо Игоря Шувалова стал Аркадий Дворкович, занимавший
пост начальника Экспертного управления
президента; новым пресс-секретарем главы
государства назначена Наталья Тимакова,
ранее начальник Управления пресс-службы и
информации президента; руководителем протокола стала Марина Ентальцева, работавшая в должности начальника Протокольноорганизационного управления президента.

Новым помощником, курирующим Контрольное управление вместо перемещенного на другую должность Беглова, назначен
Константин Чуйченко, чиновник, которого
можно отнести к числу креатур Медведева.

Сокурсник Медведева Чуйченко возглавлял
юридический департамент «Газпрома» и давно
рассматривался наблюдателями как кандидат
на высокие посты.

Судя по всему, нешуточная дискуссия между
Путиным и Медведевым развернулась по поводу помощника главы государства, курирующего кадровое направление. Этот помощник
не был назначен со всеми другими — только
спустя неделю данный пост занял Олег Марков, возглавлявший с сентября прошлого года,
после ухода Виктора Зубкова в премьеры, Росфинмониторинг, а до этого занимавший пост
заместителя руководителя протокола президента РФ. Он тоже сокурсник, но не Медведева,
а Путина.

Судя по всему, Медведев не соглашался на
сохранение на посту главного кадровика АП
Виктора Иванова, и пришлось подбирать
другие варианты. Иванов же получил пост
директора ФСКН, вакантный после снятия
Черкесова. Таким образом, единственная из
одиозных фигур, на которую согласился Медведев в своем ближнем круге, — секретарь
Совбеза Николай Патрушев.

Аппарат президента или
администрация правительства?
Герой романа Александра Зиновьева
«Зияющие высоты» определял место своей
службы как ЦК КГБ: настолько неразделимыми стали эти две структуры. Сегодняшние чиновники Администрации президента
и Аппарата Правительства РФ тоже вряд ли
могут точно сказать, в какой из структур
де-факто они работают и кто для них «главный»: Медведев или Путин. Например, развиваемые Путиным налоговые реформы разрабатываются Аркадием Дворковичем и его
подчиненными, которые теперь формально
работают на Медведева, а не на Путина…
Бывший зам. главы аппарата Белого дома
Алексей Волин утверждает, что в Кремле
обсуждался вариант создания единого аппарата президента и правительства. Но от этой
идеи вынуждены были отказаться в связи
с юридическими препятствиями. Тем не
менее де-факто реализована именно такая
схема.

Потери / приобретения
министров кабинета
Путина

Эльвира Набиуллина:
– потеряла блок международных
экономических отношений;
– потеряла регулирование внутренней торговли;
– потеряла регулирование ряда
вопросов по имущественноземельным отношениям;
+ присоединила Федеральную
службу по государственной
статистике;
+ присоединила «усеченную»
Федеральную регистрационную
службу;
+ вернула Федеральное агентство
кадастра объектов недвижимости;
+ присоединила Федеральное
агентство геодезии и картографии.

Виктор Христенко:
– потерял регулирование ТЭК;
+ присоединил блок регулирования международных экономических отношений;
+ присоединил блок регулирования внутренней торговли.

Александр Коновалов:
– потерял «усеченную»
Федеральную регистрационную
службу;
– потерял Федеральное агентство
кадастра объектов недвижимости;
+ передал министерству часть
функций Федеральной регистрационной службы.

Игорь Левитин:
– потерял Федеральное агентство
геодезии и картографии;
+ присоединил Федеральную
аэронавигационную службу.

Алексей Гордеев:
+ опять присоединил рыбное
ведомство: Госкомрыболовство
вновь стало федеральным агентством в ведении
Минсельхоза;
+ присоединил Рослесхоз;
+ приобрел право регулировать
ряд вопросов по имущественноземельным отношениям.

Юрий Трутнев:
– потерял Рослесхоз.

Сергей Шматко:
+ формирует новое министерство
на основе блока ТЭК бывшего
Минпромэнерго.

Дмитрий Козак:
+ объединил Федеральное агентство по строительству и ЖКХ с
министерством.

Александр Авдеев:
– потерял блок регулирования
массовых коммуникаций;
– потерял часть функций, находившихся ранее в ведении
Росохранкультуры в связи с разделением этого ведомства;
+ объединил Федеральное агентство по культуре и кинематографии с министерством.

Татьяна Голикова:
+ объединила Федеральное
агентство по здравоохранению с
министерством;
+ объединила Федеральное агентство по высокотехнологичной
медицинской помощи с министерством.

Виталий Мутко:
+ создал новое министерство;
+ подчинил Росспорт;
+ подчинил Ростуризм;
+ подчинил бывший Госкомитет
по делам молодежи —
Федеральное агентство по
делам молодежи.

Игорь Щеголев:
+ создал новое министерство на
базе Мининформсвязи России;
+ присоединил блок регулирования массовых коммуникаций;
+ присоединил усеченную
Росохранкультуру — теперь
Федеральную службу по надзору в области связи и массовых
коммуникаций.

комментарий эксперта

Станислав Белковский,
политолог, президент Института национальной стратегии:

«Ничего качественно нового и радикального не произошло. Курс правительства остается прежним, собственно, таким, каким был курс всей исполнительной власти России на протяжении восьми лет. Важнейшим для этого
правительства остается поддержание статус-кво и завершение определенных реформ, в первую очередь смены типа социальной системы в России,
о чем неоднократно говорилось. То есть переход от советской социальной
системы, при которой граждане субсидируются государством и предприятиями, к постсоветской, при которой каждый гражданин платит полную
рыночную цену за социальные услуги, и механизмы государственного либо
корпоративного субсидирования отсутствуют. Неслучайно один из ключевых идеологов этих реформ Игорь Шувалов стал первым вице-премьером
и фактически идеологом правительства.

Де-факто правительство будет состоять из двух кабинетов министров.

Первый кабинет будет заниматься кризисными проблемами и реформами.

Его будут возглавлять Игорь Шувалов как идеолог и Виктор Зубков как технический исполнитель. Второй кабинет будет состоять из Владимира Путина и его нового заместителя Игоря Сечина. Эти чиновники будут заниматься большими бизнес-проектами, в первую очередь, в области энергетики: газопроводами “Северный поток” и “Южный поток”, продажей “Сургутнефтегаза” и т. д. Но в целом никаких революционных изменений от этого правительства ждать не приходится. Оно действительно является преемственным по отношению к предыдущим кабинетам Фрадкова и Зубкова как по
кадровому составу, так и по идеологии.

Перевод в Совет безопасности — это почетная предпенсионная должность, перемещение на которую, впрочем, едва ли стало для Николая
Патрушева катастрофой. Покинуть пост директора ФСБ он собирался
еще более двух лет назад, и задержка с принятием соответствующего кадрового решения была вызвана отсутствием компромиссной кандидатуры
преемника Патрушева. Сам Патрушев как раз был вполне удовлетворен
кандидатурой Александра Бортникова, однако были и другие влиятельные кандидаты. Сегодня можно констатировать, что назначение Бортникова свидетельствует о том, что революции и зачисток в системе ФСБ
не будет. Во всяком случае пока. Обеспечена кадровая и концептуальная
преемственность по отношению к тому, что происходило в ФСБ последние десять лет».