«Стремимся показать механизмы бизнеса»


Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Издательство «Континент»
выпустило в свет первый том
серии биографических романов «1000 величайших бизнесменов планеты» (посвящен
Хьюзу, Моргану и Диснею), на
очереди второй и третий тома.

У нас в гостях побывали автор
романов Сергей Аманов и идеолог серии, давний друг нашего журнала (см. публикации в
№№ 5/2004 и 9/2006) предприниматель и политик Сергей
Шабалин.

— Сергей Алексеевич, каковы
были роли всех участников проекта?

Сергей ШАБАЛИН: Я, с вашего
разрешения, переадресую этот вопрос автору.

Сергей АМАНОВ: Сергей Алексеевич запретил мне это написать во
вступительном слове, но здесь скажу:
если бы не он, эта книга вообще бы
не состоялась. Проект очень серьезный, дорогостоящий, материалов потребовалось чрезвычайно много, в
том числе эксклюзивных… За счет
грамотного, логичного, системного
финансирования появилась возможность даже небольшой институтик собрать под эгидой издательства для
данной работы, привлечь группы российских и зарубежных историков…

Ведь для того чтобы удивить читателя романами о таких известных
людях, о которых столько всего уже
написано и снято, нужны были неожиданности, эксклюзивные материалы. Например, в США вышли десятки биографий Говарда Хьюза — одного из героев нашего первого тома, о нем снят знаменитый фильм
«Авиатор» с Ди Каприо в главной роли. Но в США Хьюз — икона, национальный герой: его биографии, выходящие там, тщательно ретушируются. Кроме того, эти биографии чаще издаются при финансовой поддержке созданной им компании
«Хьюз Электроникс» — сегодня самой крупной «жемчужины» «Дженерал Электрик».

Что же до фильма, там практически ничего нет от реальности: это в
один голос говорят и специалисты
по авиастроению, и специалисты по
кинематографии, и специалисты во
всех других областях, где Хьюз стал
знаменитым.

Поэтому, когда человек читает
наш биографический роман о Хьюзе,
он испытывает шок от фактов, о которых он даже не слышал раньше.

И все благодаря эксклюзивным источникам, полученным за счет связей и финансовой помощи Сергея
Алексеевича Шабалина. Итак, за мной были тексты, Сергей Алексеевич выступил в качестве
идеолога проекта и помог профинансировать его начальный этап, а
также выступил в роли так называемого гида — бизнесмена, представляющего читателям героев,
подчеркивающего их основные
идеи. Для следующих книг мы приглашаем выступить в качестве гидов других серьезных бизнесменов,
сейчас даже проводим своего рода
конкурс на эту «должность» по третьему тому.

Издательство же «Континент»
обеспечило издательскую поддержку, печать, занимается реализацией
книги.

С.Ш.: Я хотел бы подчеркнуть, что
в мировой практике бизнеслитературы, как это ни странно, наша серия — первая подобная серия
документальных романов. Поэтому
мы изначально нацеливались на
распространение книг не только в
России, но и на Западе. Мы готовим
презентацию серии в Париже, будем
переводить наши книги на английский, французский, турецкий…


— А какова была логика отбора тех персонажей, которые попали в тысячу бизнесменов?
Или отбор еще продолжается?

С.А.: Окончательный список пока
не утвержден. Я думаю, состав
участников будет зависеть от многих
факторов.

С.Ш.: Мы постарались отобрать
не просто великих людей, а фигуры
планетарного масштаба, в биографиях которых было что-то, чему мы можем научиться.


— То есть показать их бизнес
как продолжение их личности?

С.Ш.: Как продолжение личности
и проявление оригинальности. Вообще биографии, особенно выдающихся бизнесменов, — это совершенно
особое явление. Дональд Трамп говорил: «Единственный мой отдых —
это книги, а именно биографии выдающихся людей. Я черпаю оттуда
силы и видение мира».


— А вы сознательно начали с
американских бизнесменов?

С.Ш.: Нет, это констатация того
известного факта, что американские
бизнесмены занимают совершенно
особое значение в мировом бизнесе.

И, когда мы составляли первый том,
троица Хьюз, Морган, Дисней смотрелась лучше всех. Но во втором
томе из американцев один Форд,
два других героя — европейцы.


— Вы рассказываете только
об индивидуумах или о династиях тоже?

С.Ш.: Об индивидуумах, в том
числе представляющих династии, и
косвенно о династиях. Во втором томе мы как раз показали трех выдающихся представителей династий
Ротшильдов, Фордов и Круппов.

Феномен династий, многовекового развития бизнес-империй очень
интересен. Почему в одних случаях
человеку удается воспитать новое
поколение бизнесменов, которое сияет пусть не так ярко, как основатель,
но все же очень заметно, а другому
нет? Мы попытаемся исследовать
эту проблему в нашей серии.


— А будут ли представлены
в серии российские предприниматели?

С.А.: Наверняка, но сложность в
том, что очень мало российских
предпринимателей, проявивших себя в планетарном масштабе. Единственное исключение — Альфред
Нобель, российский и европейский
предприниматель шведского происхождения.

Вторая проблема: у нас в стране
отечественных предпринимателей
воспринимают с определенным идеологическим шлейфом, который
предстоит преодолеть.


— В своем издании вы рассказываете только об ушедших в
мир иной бизнесменах или о живых тоже?

С.Ш.: Только об уже ушедших, о
тех, под чьей деятельностью можно
подвести черту.


— В каких форматах будет выходить серия?

С.Ш.: В представительском, для
крупных офисов, в виде покетбука,
чтобы почитать, например, в дороге
и на электронных носителях.


— Что даст серия российским
предпринимателям?

С.Ш.: Новое информационное поле, отдых, повод к размышлению…

Знаете, Генри Форд сказал: «Мне не
нужно читать книги, я механик, мне
нужно изучать механизмы». По этому принципу мы и работаем. В наших книгах нет посыла: «Делай вот
так и будешь богат». Мы стремимся
показать механизмы бизнеса.