Съезд победителя. Партии сказали: «Надо!»


Текст | Александр ВЫСОЦКИЙ,
политический обозреватель

«ЕР» получила Владимира Путина, а народ — новую архитектуру власти.

14—15 апреля в Москве прошел
девятый съезд «единороссов». Его кульминацией стало согласие Владимира Путина возглавить «партию власти»,
а также отказ Дмитрия Медведева в эту
самую партию вступать. Но это случилось во второй день. А первый
был посвящен насущным проблемам: развитию страны на ближайшую дюжину лет и
связанной с этим развитием концепции, не
дающей вот уже который месяц спокойно
спать президенту, вновь избранному президенту, правительству, парламенту и вообще всем
кому не лень.
Концептуалисты
Партия власти, как мы знаем, самым активным образом участвует в разработке стратегии развития страны до 2020 года, обнародованной президентом Владимиром Путиным
на расширенном заседании Государственного
совета. Свои предложения по целому спектру
вопросов — экономических, социальных, внутриполитических, административной реформы — уже разрабатывают возглавляемые «единороссами» комитеты Государственной думы.
Не отстают и три «мозговых центра» «Единой
России»: патриотический, социальный и либеральный.
Предварительно характер съезда журналистам описал спикер нижней палаты Борис
Грызлов: «Мы планируем провести съезд
в новом формате. В первой половине дня
14 апреля состоятся заседания секций с участием представителей партийных интеллектуальных центров, экспертов». Центральным
же событием, по словам бывшего главного
«единоросса», должен был стать его доклад
«О роли партии в формировании и реализации
стратегии социально-экономического развития до 2020 года». Как потом выяснилось,
Борис Грызлов ошибался. Его доклад прошел
незамеченным на фоне других событий, но о
них позже.
В арсенале у «Единой России» — полный
набор инициатив по дальнейшему развитию
страны. Так, живой отклик в сердцах «единороссов» нашли многократно озвученные
Путиным и Медведевым предложения по снижению базовой ставки налога на добавленную стоимость. Зампред думского Комитета
по науке и наукоемким технологиям депутат
Игорь Игошин, которого цитирует «Эксперт», напомнил всем, что этот структурообразующий для нашего бюджета налог является
одним из самых коррупционных, и данную
проблему, безусловно, надо в самом скором
времени решить. По мнению парламентария,
ставку НДС можно и нужно снижать вопреки
«пессимистическим прогнозам МЭРТ и Минфина, что в случае понижения НДС до 12% мы
недосчитаемся в бюджете 1 трлн руб.».
Звучали также предложения по изменению
структуры подоходного налога. Тот же Игошин заметил, что «доходы до 6—7 тыс. руб.
вообще не должны облагаться НДФЛ», в чем
нашел горячую поддержку зампреда Комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова,
подчеркнувшего, «что если государство не в
состоянии обеспечить прожиточный минимум
человеку, оно не вправе получать с него подоходный налог». Андрей Исаев в свою очередь
обратил внимание коллег на единый социальный налог: по его мнению, эксперимент
с введением ЕСН себя не оправдал, «и нам
необходимо вернуться к системе социального
страхования».
При этом «Единая Россия» поспешила
отмежеваться от обвинений в попытках узурпировать право определять будущее страны.
«Подготовка стратегии может объединить
усилия различных интеллектуальных центров.
Мы со своей стороны принимаем в этом участие, но когда говорим о стратегии, то имеем
в виду и другие общественно-политические
силы», — цитирует «Эксперт» координатора
Центра социально-консервативной политики Юрия Шувалова. На вопрос, насколько
имеют под собой основания слухи о том,
что стратегическими разработками займется
некий закрытый «Клуб 2020», куда кроме
партийного руководства войдет также ряд
высокопоставленных чиновников из Администрации президента, координатор ЦСКП
заметил, что лично ему об этом ничего не
известно.
«Мы не имеем права монополизировать подготовку стратегии развития, мы лишь предлагаем основу, для того чтобы эта работа
велась в дальнейшем», — добавил он. Кроме
идеологических центров партии и общественных организаций к разработке стратегии
можно было бы привлечь и многочисленные
экспертно-аналитические центры, такие как
«РИО-Центр», созданный Леонидом Рейманом, Центр проблемного анализа Владимира Якунина, другие организации. По словам
Шувалова, в ближайшее время он планирует провести встречу с представителями отечественного экспертного сообщества.
Монополизировать разработку стратегии
было бы неправильно, да и невозможно. По
поручению президента составлением ее текста занимается правительство (текст новой
концепции развития страны, скорее всего,
появится на свет в мае), у «Единой России»,
в свою очередь, есть возможность работать
с депутатами, продвигать конкретные законодательные инициативы. «Отличие нашей
площадки — это ее прикладная роль», — резюмировал Юрий Шувалов.

Возвращение

Во второй день в работе съезда приняли
участие президент России Владимир Путин
и избранный президент Дмитрий Медведев.
Выступив с эмоциональной речью, Путин принял предложение партии власти стать ее председателем: для этого в устав были введены
специальные поправки. Дмитрий Медведев от
приглашения отказался, указав на то, что президент в нашей стране должен оставаться беспартийным, по крайней мере пока.
Впервые сложилась ситуация, когда самый
популярный политик руководит правительством, опираясь на парламентское большинство
правящей партии, которую сам возглавляет.
Вот как прокомментировал решение Владимира Путина возглавить «Единую Россию»
Игорь Бунин. В интервью для «Политком.ру»
президент Центра политтехнологий сказал:
«С одной стороны, у нас есть легитимный
президент, который обладает всей полнотой полномочий: его невозможно их лишить.
С другой стороны, возникает еще один центр
власти в виде Путина, который является основателем системы, политическим лидером с
самым высоким рейтингом, плюс к этому
еще и премьер-министром, поддерживаемым парламентским большинством, да еще
и лидером партии, контролирующей парламент. Номинально его статус даже выше,
чем у Медведева. Но, учитывая высокий формальный статус президента, это фактически
соправители. Или два диарха, которые должны волей-неволей постоянно согласовывать
позиции по главным вопросам. И только в
результате успешного неформального взаимодействия двух диархов Россия может быть
управляема. В том случае, если система будет
разорвана, может возникнуть острый политический конфликт, который способен привести к развалу государства.
В данном случае “ЕР” не превращается
в правящую партию, она — инструмент и
ресурс Путина, парламент не превращается
в законодательный орган, он — инструмент
Путина. Статус и партии, и парламента не
возрастает резко, а увеличивается только благодаря тому, что Путин, становясь соправителем, будет опираться на эти два ресурса.
Кроме того, это означает, что “Единая Россия”, для которой самым главным инструментом был административный ресурс, такого
инструмента лишается. Административный
ресурс — это ресурс Администрации президента. А Администрация президента перестает быть движущей силой “ЕР”. И поэтому
“ЕР” придется использовать избирательные
технологии, а не административные, для того
чтобы сохранить позиции партии власти.
И с этой точки зрения в этом есть некий
плюс. Потому что, похоже, Администрация
президента теперь будет поддерживать и другие партии, во всяком случае, будет универсализировать данный процесс».
Решение Путина возглавить «Единую Россию» и правительство и тем самым сконцентрировать вокруг себя максимум ресурсов
подразумевает необходимость поиска оптимальной модели распределения прерогатив
внутри тандема Путин — Медведев. Основной целью является сохранение стабильности и управляемости режима, что и требует институционализации реального влияния Путина как гарантии сохранения стабильности.
Возглавив «ЕдРо», Путин, как глава правительства, будет также осуществлять и функцию политического управления партией власти. При этом вряд ли стоит ждать партийного
правительства, во всяком случае в большей
степени, чем это есть сейчас. Скорее, возможна «обратная связь»: часть людей из исполнительной власти может попасть в ряды «единороссов».
В соответствии с поправками в устав председатель партии предлагает кандидатуры
на замещение должностей в руководящих и
центральных органах партии, ее структурных
подразделениях. Он может приостанавливать
полномочия любых руководителей и членов
партии и действие решений центральных органов «Единой России», за исключением решений съезда. Снять председателя съезд может
только двумя третями голосов.
Очевидно, неизбежно перераспределение
политических функций и полномочий между
Кремлем и Белым домом в пользу последнего.
Правительство получает новую роль — политическую, а не только экономическую.
На съезде Путин пообещал внутрипартийные «чистки», которые избавят ее от «корыстных людей»: очевидно, для партии избавление
от тех, кто имеет неоднозначную репутацию,
будет плюсом.
Видимо, существуют планы серьезной реформы партии власти. Ее ждут не только кадровые
«чистки», но и, не исключено, фундаментальный идеологический ребрэндинг. Улучшение
имиджа партии требует ужесточения кадровой политики, в первую очередь в регионах. По
поводу внутрипартийной реформы президент
Путин высказался вполне однозначно: «Партия должна реформироваться, должна стать
более открытой для дискуссий и учета мнений
избирателей, должна быть разбюрократизирована полностью, очищена от случайных людей,
преследующих исключительно цели личной
выгоды».

Комментарии экспертов

Сергей Марков
депутат Государственной думы РФ, директор
Института политических
исследований:

— Смысл прихода Владимира
Путина в руководство «Единой
России», во-первых, заключается в том, чтобы усилилась пар
тия, а во-вторых — чтобы уси
лился и сам Путин. Как извест
но, он ушел с поста президента.

Пост премьер-министра доста
точно серьезный, как и пост
премьер-министра, опирающегося на парламентское большинство. Но парламентское
большинство организовано
«Единой Россией», и поэтому
для Путина очень важно
контролировать его через
партийные инструменты.

Станислав
Белковский
политолог, президент
Института национальной
стратегии:

— «Единая Россия» — это
клуб бизнесменов и бюрократов, для которого существует
единственная ценность — доступ к кремлевской кормушке.

И Борис Грызлов, сегодняш
ний формальный руководитель
«Единой России», и сотоварищи, и Владислав Сурков, ее все
еще кремлевский куратор
очень боятся, что при президенте Дмитрии Медведеве их
отодвинут от кормушки. А отодвинут потому, что «Единая
Россия» в последние годы не
выдерживала этику и эстетику
которая присуща новому, медведевскому режиму.

Для Владимира Путина ли
дерство в «Единой России» то
же имеет свою привлекательность, свою ценность, поскольку он приобретает прекрасный пенсионный пост, не
сопряженный ни с большой
ответственностью, ни с тяжелыми обязанностями, зато позволяющий сохранить себя на
неопределенное время в политической системе в качестве
ключевого игрока, который
поддерживает иллюзию, что он
до сих пор остается у власти и
даже в решающий момент может, страшно сказать, вернуться на президентский пост.

Правда, решение Путина возглавить «Единую Россию» нравится не всем. Например, оно
не нравится Дмитрию Медведеву. Неслучайно «Единая Россия», Грызлов и Сурков хотят
«захомутать» Путина как можно быстрее, уже в апреле, до
инаугурации следующего президента, пока Медведев не настолько силен и влиятелен, что
бы ограничить возможности
вмешательства Владимира Путина в политику и запретить
ему, в частности, возглавить
«Единую Россию».

Юлий Нисневич
профессор кафедры
прикладной политологии
ГУ-ВШЭ, кафедры политических наук РУДН
доктор политических
наук:
— В какие бы отношения Владимир Путин ни вступил с партией «Единая Россия», все равно возглавляемое им правительство будет сформировано по
номенклатурно-клановому, а не
по партийному принципу. Партия «Единая Россия» нужна и
используется только как инструмент правящего режима в
административно организованной законодательной деятельности и для имитации политики в публичной сфере. Путин
явно не хочет попасть в какую
либо реальную зависимость от
партии «Единая Россия». Потому его «брак по расчету» с этой
партией может быть заключен
даже в такой абсурдной для
нормальной политической системы форме, при которой
В. Путин возглавит высший руководящий орган партии, не
становясь ее членом.

Этот «брак по расчету» представляется очередным свидетельством неутихающей и даже еще
больше обостряющейся после
назначения «преемника» борьбы правящих номенклатурно
олигархических группировок за
власть и ресурсы. В. Путин и
Д. Медведев как новое двухголовое олицетворение правящего
режима являются заложниками
этой борьбы, все глубже и глубже увязающими в ее перипетиях. При этом, несмотря «на многолетнее плодотворное сотрудничество», каждый из них по законам жизни номенклатуры будет стремиться к тому, чтобы
любыми средствами упрочить
собственное положение в деградирующей на глазах власти.

Владимир Лысенко
президент Института
современной политики
профессор политологии
Высшей школы
экономики:

— Двоевластие не может долго продолжаться.

Д. Медведев с либеральными
экспертами ведет консультации и готовит программу демократизации страны. «Единая
Россия» и В. Путин днем и ночью меркуют, как и дальше любой ценой оставаться у власти.

Представителям «партии
власти» кажется, что если они
заманят Путина на пост официального лидера «Единой России», то им можно будет еще
очень долго быть у власти и распиливать «бабки». Но их время
проходит. На авторитаризме
далеко не уедешь. А кроме чекистов и силовиков опереться
больше не на кого.

Маятник пошел вправо. Пора проводить реформы, которые путинцы не сделали за восемь лет. Иначе страна окажется в обмороке.

Леонтий Бызов
Руководитель отдела
социально-политического анализа Всероссийского центра изучения общественного мнения, старший научный
сотрудник Института
социологии РАН:
— Смысл этого шага состоит
в том, чтобы построить очень
сложную систему сдержек и
противовесов, чтобы не дать
президенту Дмитрию Медведеву реальной власти и сделать
правительство неподотчетным
президенту. Чтобы президент
не мог отправить его в отставку
и над президентом всегда бы
висела угроза импичмента или
каких-то других санкций со
стороны Думы.

Во многом это возвращение
к советским временам, когда
Генеральный секретарь правящей партии был реальным главой государства, а председатель
Верховного Совета — номинальным. Конечно, может быть
до такого дело и не дойдет, но
тенденции в этом направлении
налицо.

Грызлов ничего не хочет, и
от него ничего не зависит. Он
озвучивает только то, что решают без него наверху, то есть
Путин и его окружение. Насколько мне известно, у Медведева с Грызловым отношения
не блестящие, хотя «Единая
Россия» формально выдвинула
его кандидатом, но опять же
не по своей инициативе, а по
воле Путина. Я знаю, что позапрошлым летом, когда Медведев уже был первым вице
премьером, он хотел сменить
руководство «ЕР» и укомплек
товать аппарат партии своими
выдвиженцами. У него это не
получилось, и с тех пор отношения между Грызловым и
Медведевым достаточно на
пряженные.

То есть в данном случае «ЕР»
будет инструментом старого
президента по сдерживанию
нового. Я думаю, что это для
«ЕР» может закончиться плохо:
если в конечном счете — не
сразу, но через несколько итераций — новый президент все-таки усилится, то «Единой России» он этого не забудет.

Евгений Минченко
директор Международного института политической экспертизы:

— Да и когда же еще Путину
возглавить «Ед-Ро», как не сейчас, пока он президент? И
смысл здесь в том, чтобы создать уходящему президенту до
полнительные рычаги влияния
на ситуацию. При этом, не становясь парламентской республикой, Россия получит усиление влияния роли правящей
партии в системе стратегического планирования, выработки
идеологии и стратегии развития страны.


Подготовил
Александр ВЫСОЦКИЙ
комментарии экспертов