Дмитрий РОМАНОВ: аналитические системы должны стать доступнее


Текст | Полина АЛЕКСЕЕВА

Эффективность государственного управления в современном мире в значительной степени зависит от качества
информационных систем
госорганов. Долгое время российские ведомства направляли
свои усилия на создание современной IT-инфраструктуры. Однако сегодня уже ясно,
что условием перехода госуправления на качественно другой уровень является применение эффективных информационных систем, нацеленных на
решение приоритетных
социально-экономических и
политических задач. Поэтому
не случаен, как считает руководитель департамента информационно-аналитических систем
компании «АйТи» Дмитрий Романов, интерес государственных заказчиков к различным
информационно-аналитическим
системам и электронным
архивам.

— В чем заключается специфика проектов по созданию
информационно-аналитических
систем и электронных архивов
для госзаказчиков?

— Работа с государственными заказчиками имеет свою специфику.

Внедрение аналитических систем связано с решением очень большого спектра задач, при этом даже различные
структурные подразделения одной и
той же организации могут нуждаться в
различных IT-cистемах. Например, одни системы для юридических служб,
другие — для финансовых и т. д.

Аналитическая система для региональных администраций должна предоставлять пользователям множество различных данных для принятия
решений в самых разных отраслях.

Это и финансы, и здравоохранение, и
промышленность, и сельское хозяйство, а также другие — то есть все,
чем живет регион. Такой набор исследуемых отраслей намного больше,
чем у самых крупных коммерческих
корпораций, имеющих более узкую
специализацию бизнеса. У заказчиков федерального уровня иная специфика — они работают в одной отрасли, но имеют территориально распределенную структуру, что значительно
увеличивает объем собираемой и
анализируемой информации.

К сожалению, нельзя сказать, что
государственные организации и регионального, и федерального уровня
отличаются достаточно высокой степенью подготовки для работы с аналитическими системами. Даже компьютерная грамотность государственных чиновников несколько ниже, чем у сотрудников коммерческих
предприятий. Нам приходится учитывать это при реализации проектов и разрабатывать как можно более простые в использовании решения. Получается парадокс — при высокой
сложности задач предлагаемые нами
аналитические системы должны быть
максимально адаптированы для неподготовленных пользователей.

— Какие категории аналитических приложений наиболее интересны для госзаказчиков?
Зачем им необходимы аналитические системы?

— В аналитике можно выделить два
основных направления: анализ числовых данных и анализ текстовой информации. Для государственных заказчиков интересны оба эти направления.

Из числовой аналитики следует
отметить решения, позволяющие
осуществлять сбор и консолидацию
отчетной информации. Ручная обработка большого количества однотипных файлов отнимает очень много
рабочего времени и зачастую сопряжена с техническими ошибками.

А современные технологии позволяют в короткие сроки обработать
нужную информацию и предоставить отчеты в удобной форме —
в виде графиков, диаграмм, схем.

Системы, осуществляющие текстовую аналитику, как правило, более сложные, поскольку анализировать текстовую, неструктурированную информацию всегда труднее,
чем цифры. В настоящее время мы
внедряем так называемые корпоративные поисковые системы, позволяющие находить информацию, необходимую для принятия оперативных
решений. В каждом ведомстве сегодня наличествует множество информационных систем, отдельных баз
данных, обычных файловых документов, серверов электронной почты
и т. п. И поисковые системы достаточно легко и быстро обнаруживают
все документы, в которых содержится нужная информация. При этом подобные системы способны работать
как с внутренней информацией, так и
с информацией, размещенной на
внешних веб-сайтах. В зависимости
от потребностей того или иного
структурного подразделения государственного органа доступ к информационным ресурсам можно как
ограничивать, так и расширять.

Спектр областей применения подобных систем достаточно широк.

В частности, с помощью специальных алгоритмов работы с массивами
структурированной и неструктурированной информации можно успешно
решать такие задачи, как поиск правовых пробелов или противоречий в
нормативно-правовых документах.

Данные функции очень востребованы юридическими службами.

Аналитические системы для государственных органов в состоянии решать самые разнообразные задачи.

Так, один из проектов компании
«АйТи» в Федеральной таможенной
службе призван повысить эффективность борьбы с преступлениями в таможенной сфере. ФТС располагает
огромным массивом информации о
правонарушениях, и наша система
помогает переработать эту информацию и с учетом ее анализировать все
сведения о перевозимых грузах. Сотрудникам таможни система предоставляет список «подозрительных»
действий, которые содержат признаки незаконных операций, а также позволяет проводить проверку версий
совершения преступлений. Эксплуатация системы снижает объем ущерба, причиняемого контрабандным перемещением товаров.

— А есть ли IT-решения, которые помогают прогнозировать
развитие ситуации?

— Существуют специальные системы анализа и прогнозирования,
ими активно интересуются различные организации и ведомства РФ,
которым важно предвидеть варианты развития ситуации после реформирования и в случае отсутствия
каких-либо действий. Например,
Министерству обороны РФ интересны прогнозы по количеству здоровых, боеспособных призывников через несколько лет. Министерству
здравоохранения и социального развития РФ для планирования и оптимизации деятельности важно на годы вперед прогнозировать состояние общественного здоровья и длительность жизни разных категорий
граждан, количество трудоспособного населения. Аналитические системы могут быть полезны для анализа данных о медицинском обслуживании граждан по всей стране с целью совершенствования системы
обязательного медицинского страхования. Такие решения могут широко
использоваться для развития и
улучшения государственного регулирования всех сфер экономики и социальной сферы.

— Иногда требуется проанализировать большой объем данных за продолжительный период времени. Как быть, если необходимая информация уже давно не используется и находится
только на бумажных носителях?

— Современные технологии и тут
могут оказать государственным органам неоценимую помощь. Речь
идет о создании электронных архивов. Это одно из самых востребованных IT-решений ближайшего будущего. Сегодня в нашей стране, наверное, не найти предприятия, которое бы не имело многотонных архивов бумажных документов. Наличие
электронного архива позволяет нажатием одной клавиши обнаружить
нужные документы, созданные даже
десятки лет назад.

Поэтому «АйТи» предлагает комплексную систему управления контентом, в которую помимо собственно
электронного архива входит мощная
поисковая система и оборудование
для сканирования документов. Данный комплекс в большей степени поддерживает всю специфику работы с
архивом документов в государственных организациях: ведение номенклатуры дел, прием документов, выдача
на руки, экспертиза ценности и т. п.

— А какова стоимость внедрения других аналитических систем, о которых вы говорили?
— Она складывается из стоимости
лицензий на программное обеспечение, зависящей от количества рабочих мест, и стоимости работ по внедрению (оплата рабочего времени
консультантов и технических специалистов). А трудоемкость внедрения
напрямую связана со сложностью задачи. Как правило, стоимость внедрения аналитической системы для нескольких десятков пользователей колеблется в пределах 3—6 млн руб.

Трудоемкой частью подобных проектов становится разработка словарей и
классификаторов предметных областей в зависимости от специфики заказчика. Обычно поставляется базовый
набор словарей и классификаторов,
охватывающих основные отрасли человеческой деятельности. Но чаще всего
этого оказывается недостаточно. У каждой государственной организации индивидуальные требования. Например,
для составления классификатора своей предметной отрасли один наш крупный госзаказчик мобилизовал сотрудников из своих научных институтов и
образовательных учреждений.

— Каким вы видите будущее
применения данных технологий
в российских ведомствах?

— В России рынок аналитического ПО находится на подъеме. Но
для государственных органов и
информационно-аналитические системы, и электронные архивы пока
остаются новыми технологиями.

Необходимость владения информацией для принятия решений, в том
числе и политических, будет способствовать росту спроса на услуги
системных интеграторов. В свою
очередь и IT-компании, заинтересованные в сотрудничестве с госзаказчиками, будут разрабатывать
наиболее адаптированные для них
технологические решения. Аналитические системы постепенно становятся все более интеллектуальными и в то же время более доступными. Они должны стать полезным
и эффективным инструментом не
только для узкого круга руководителей и аналитиков, но и для всех
госслужащих, помогая им в повседневной работе.

Система информационного мониторинга для правового
департамента одного из российских министерств

В 2007 году компания «АйТи» внедрила в одном из российских
ведомств уникальную систему мониторинга и анализа неструктурированных массивов правовой информации. Данная система
помогает правовому департаменту министерства выявлять и
устранять недостатки нормативно-правового регулирования
деятельности органов власти.

Министерство имеет сложную
иерархическую, территориально
распределенную структуру. В своей
деятельности оно опирается на десятки тысяч нормативно-правовых
документов: Конституцию РФ, федеральные законы, ведомственные,
региональные и другие нормативноправовые акты, а также судебную
практику. Этот массив правовой информации существует в виде множества разрозненных банков данных, информация в которых постоянно обновляется и пополняется.

По объективным причинам законодательство не успевает своевременно отражать в нормах права весь
спектр динамично меняющихся общественных отношений. В результате возникают противоречия и недостатки правового регулирования,
для которых даже имеется своя
классификация: пробелы и коллизии в праве, устаревшие нормы, несоответствие международных и национальных норм и т. д.

Для выявления и устранения подобных проблемных вопросов и оптимизации работы правового департамента было принято решение создать
систему мониторинга и анализа правовой информации. Она должна была
решить две задачи: первая — это
сбор, обработка и систематизация
предложений по совершенствованию
нормативно-правового регулирования,
поступающих из подразделений ведомства более низкого уровня в правовой департамент. Вторая задача —
аналитическая обработка массивов
правой информации с целью выявления недостатков в праве.

Для решения первой задачи
«АйТи» создала территориально распределенную подсистему сбора предложений по корректировке правовых
норм на основе собственной программной разработки. Предложения
формируют специалисты правовых
отделов подразделений научноисследовательских учреждений министерства, которые получают доступ к системе через веб-интерфейс.

После многоэтапной проверки данные предложения автоматически поступают на рассмотрение в правовой
департамент. На сегодняшний день
подсистема внедрена в нескольких
региональных подразделениях министерства, в дальнейшем она будет
установлена во всех подразделениях,
а число пользователей увеличится до
500 человек.

Для решения второй задачи
«АйТи» реализовала подсистему аналитической обработки массивов правовой информации, которая осуществляет эффективный анализ неструктурированной информации по заданным параметрам благодаря использованию множества классификаторов и
семантической настройке на предметную область (в данном случае — на
юридическую терминологию). Она
анализирует нормативные документы,
хранящиеся в различных банках данных во множестве форматов и на
разных языках. Система доступна
для работы в удаленном режиме через веб-интерфейс.

Подсистема выполняет мониторинг
и анализ огромных массивов данных,
во время которого выявляются потенциальные противоречия и недостатки
в правовом регулировании деятельности ведомства. После этого сотрудники правового департамента анализируют полученные из системы результаты и проводят юридическую
экспертизу правовых противоречий.

На основании результатов экспертизы правовой департамент разрабатывает рекомендации по улучшению
правового регулирования деятельности министерства для законодательных органов. Подготовленные законопроекты вносятся на рассмотрение
Государственной думы ФС РФ, после
чего утверждаются Советом
Федерации ФС РФ, подписываются
президентом России, далее закон
вступает в силу.

Масштабный проект по созданию
и внедрению системы мониторинга и
анализа неструктурированных массивов правовой информации специалисты «АйТи» разрабатывали два
года. В ноябре 2007 года система
введена в промышленную эксплуатацию. Информационно-аналитическая
система должна помочь юристам
министерства отыскать противоречия и пробелы в более чем 50 тыс. документах, самые ранние из которых относятся к 20—30-м годам
прошлого века.