Безопасность — в город!


Текст | Вадим ДЕЯНЫШЕВ, директор департамента
отраслевого бизнеса компании «АйТи»

Федеральные госструктуры, а
также региональные и муниципальные власти постепенно
становятся активными потребителями IT-решений, и в первую очередь интерес государственных заказчиков сегодня
направлен на технологии безопасности. Это закономерный
процесс, ведь традиционные
средства обеспечения безопасности не всегда дают адекватные результаты и связаны
с серьезными материальными
затратами, привлечением значительных людских ресурсов
и т. д. Таким образом, становится очевидной необходимость широкого применения
современных информационных
технологий.

Уровень развития современных
информационных технологий
в настоящее время позволяет
создавать интеллектуальные, межведомственные, территориально
распределенные системы, способные регистрировать, обрабатывать,
хранить и анализировать большие
объемы разнородной информации.

Эти системы осуществляют эффективный контроль над обстановкой в
городе или регионе, передают спецслужбам уже подготовленные, программно обработанные данные. Таким образом, минимизируется человеческий фактор, что существенно влияет на скорость реакции сил
правопорядка и, как следствие, на
уровень безопасности на данной
территории.

Традиционно комплексные системы безопасности строятся на основе
систем видеонаблюдения, которые
давно вышли за рамки простого
средства фиксирования и хранения
видеоинформации и позволяют не
только отображать оперативную обстановку, но и распознавать потенциально опасные ситуации, оперативно
подавать сигналы диспетчеру, архивировать всю информацию с последующим просмотром и аналитической обработкой. Возможности современной комплексной системы безопасности включают решение таких
задач, как обеспечение общественной
безопасности, повышение безопасности дорожного движения, автоматическая фиксация нарушений ПДД,
мониторинг передвижения транспортных средств, оповещение населения
при возникновении чрезвычайных ситуаций, экологический мониторинг
окружающей среды, мониторинг ситуаций для нужд ЖКХ и ряд других.

В последнее время многие регионы проявляют интерес к созданию
систем безопасности городского и
регионального масштабов. Например, в Москве в рамках проекта по
созданию системы обеспечения
безопасности города (СОБГ), которая предусмотрена комплексной городской целевой программой профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения
безопасности граждан в г. Москве
на 2006—2010 годы, во всех подъездах жилых домов должны быть
установлены видеокамеры и созданы локальные центры мониторинга.

Реализуются программы по повышению безопасности населения в
таких городах, как Иркутск, Ростовна-Дону, Пермь, Казань, Новосибирск, Красноярск и многих других.

К сожалению, в большинстве случаев при этом используется локальный подход, заключающийся в установке только одной системы из комплекса, или каждая система строится независимо от остальных. Зачастую это связано с попытками сэкономить средства или недостаточной
компетентностью чиновников, участвующих в принятии решений по
данному вопросу. Результат такого
подхода очевиден: подобная система в дальнейшем не допускает возможности интеграции с другими,
обособленно созданными системами или вообще не соответствует современным техническим решениям,
требованиям технической и информационной безопасности. При создании элементов систем почти всегда отсутствует возможность их масштабирования и согласования между собой в рамках всего комплекса.

Это, как правило, приводит к неоправданным расходам, связанным с
неэффективным освоением денежных средств. Созданная таким образом подсистема предрасположена к
изолированности и вырождению,
ложится тяжким бременем на бюджет региона. Каким же в этом случае будет ее место в общей структуре безопасности?
Важнейшим вопросом при создании комплексной системы безопасности такого масштаба и функциональности является передача и защита информации. Указанный фактор позволяет говорить о необходимости создания современной и надежной инфраструктуры передачи
данных, соответствующей принятым
стандартам безопасности. Данному
вопросу должно уделяться особое
внимание, так как он является базовым при построении всей комплексной системы безопасности.

Развертывание такого комплекса
обеспечения безопасности города
или региона — достаточно дорогостоящее мероприятие и требует проработки схемы возврата вложенных
ресурсов и самоокупаемости, а также отдачи в социальной сфере.

Первое и самое очевидное решение — коммерческое использование
построенных при создании системы
мощностей сети передачи данных.

Арендная плата, взимаемая за трафик с этих организаций, будет компенсировать в большей или меньшей степени затраты бюджета на
развертывание, техническое обслуживание и эксплуатацию системы
безопасности.

Вторым вариантом является оказание коммерческих услуг предоставления информации с видеокамер, установленных на важных
транспортных развязках, страховым
компаниям и иным заинтересованным лицам, а также возможность
автоматической фиксации нарушений ПДД с целью повышения взимаемости штрафов непосредственно в бюджет, минуя человеческий
фактор.

Третья возможность — предоставление жителям домов, подключенных к системе телевизионного наблюдения жилищного фонда, платного сервиса по доступу к данным
телевизионного наблюдения. Это позволит им самостоятельно контролировать ситуацию, например в подъезде или около него, находясь в квартире. Люди, имеющие детей школьного возраста или пожилых родителей, а также автолюбители, оставляющие свои автомобили у дома, конечно, оценят это.

Система оповещения граждан в
свободное от выполнения основной
задачи время может распространять
любую другую аудио- и видеоинформацию в местах установки (школы,
институты, промышленные предприятия, места скопления людей) соответствующих технических средств.

Необходимо подчеркнуть возможность поэтапного развертывания
комплексной системы безопасности,
при котором все этапы будут согласованы с поступлением финансовых
средств, выделяемых на создание,
техническое обслуживание и эксплуатацию уже созданных компонентов.

Следует заметить, что справиться с
решением всего комплекса задач не
под силу ни одной профильноориентированной компании даже на
этапе проектирования. Вот почему в
подобных проектах центральная роль
принадлежит системному архитектору — компании, способной обеспечить описание и построение всей системы целиком.

Этот подход позволит избежать неэффективных расходов и обеспечить
технологическую преемственность
при таком режиме, когда объемы работ являются переходящими из одного финансового периода в другой.

Опираясь на вышесказанное,
можно сделать вывод об экономической и функциональной выгоде
создания систем безопасности, а
также о необходимости проектирования всех подсистем в комплексе
уже на первоначальном этапе, что
позволит избежать дополнительных
затрат при интеграции отдельно
создаваемых подсистем в систему
комплексной безопасности. Данная
задача требует тщательной проработки широкого спектра вопросов
рабочей группой, создаваемой из
представителей всех заинтересованных государственных служб
(пользователей системы безопасности) и организаций, чья деятельность затрагивает вопросы обеспечения безопасности.

 

Создание системы электронного документооборота
и модернизация IT-инфраструктуры в администрации
Воронежской области

Текст | Анатолий ЮРОЧКИН, руководитель управления информационных технологий Воронежской области

Модернизация IT-инфраструктуры повысила эффективность
работы информационной системы и позволила сократить затраты на ее поддержку, а внедрение системы электронного документооборота способствовало обеспечению прозрачности движения управленческих документов, повышению скорости и качества принятия решений.

Внедрение системы электронного документооборота «БОСС-Референт»
Администрация Воронежской области — высший орган исполнительной
власти региона. Документационное
обеспечение управления является
важнейшей и неотъемлемой частью
работы администрации. Традиционно
документооборот осуществлялся на
бумажных носителях, поэтому согласование бумаг (постановлений, распоряжений, приказов, инструкций
и т. д.) шло достаточно медленно,
бывали и случаи утери документов.

В 2003 году в целях повышения
оперативности и контроля обработки
документации — от регистрации до
сдачи дела в архив — руководство
области приняло решение автоматизировать все эти процессы, применив современные технологии. В качестве консультанта администрация
пригласила компанию «АйТи» —
ведущего российского системного
интегратора, имевшего значительный опыт автоматизации делопроизводства и документооборота в государственных структурах.

Специалисты «АйТи» провели
анализ функциональных обязанностей участников документооборота и
основных принципов формирования
и движения документов, а также
подготовили предложения по оптимизации делопроизводственных
процессов в администрации области
на основе системы «БОСС-Референт». Данная система к тому моменту уже была внедрена в таких
организациях, как МНС России,
МВД России, Минатом России, то
есть ведомствах, в которых наиболее важным производственным процессом является именно документооборот и делопроизводство. «БОСС-Референт» базируется на платформе IBM Lotus Domino/Notes. Важное
достоинство платформы — использование единого клиента для доступа к корпоративной информационной среде. Это работа с электронной почтой и архивами документов,
деятельность в системе делопроизводства и управления проектами,
получение отчетов из системы
управления финансовохозяйственной деятельностью и
управления персоналом, а также
сбор и анализ отчетной информации
по производству и финансам, работа с контрагентами и пр.

В 2004 году администрация закупила 188 лицензий ПК «БОСС-Референт», четыре сотрудника администрации прошли обучение в Академии «АйТи», в рамках пилотного проекта были автоматизированы рабочие
места управления делопроизводства
и нескольких структурных подразделений администрации Воронежской
области. До декабря 2005 года отрабатывались механизмы электронной
регистрации документов. Специалисты «АйТи» совместно с управлением
информационных технологий администрации разработали более 20 контрольных отчетов по исполнительской
дисциплине. 1 января 2006 года система была введена в промышленную
эксплуатацию. В течение 2006—
2007 годов к центральной системе
были подключены все удаленные исполнительные органы администрации.

Общее количество составило 238 рабочих мест. В 2008 году планируется
расширение системы до 400 рабочих
мест.

Внедрение СЭД позволило снизить затраты администрации за счет
экономии рабочего времени сотрудников и сокращения количества используемой оргтехники. В единую
СЭД были включены все подразделения администрации и органы исполнительной власти Воронежской
области. Это усилило контроль обязательности сотрудников, сократило
сроки выполнения поручений губернатора и его заместителей, сотрудники администрации стали более
оперативно рассматривать обращения граждан.

Модернизация
IT-инфраструктуры
К середине 2006 года в Воронежской области была построена транспортная телекоммуникационная сеть,
объединяющая все подразделения
администрации области и другие органы власти, в сети работали около
50 серверов и более 2 тыс. рабочих
станций. Специалисты администрации использовали несколько десятков сложных информационных систем, реализованных на различных
и абсолютно неинтегрированных
платформах.

Разрозненность инфраструктуры
администрации приводила к высоким затратам на эксплуатацию, которые постоянно росли с появлением нового оборудования. Отсутствие
централизованного контроля использования информационных ресурсов отрицательно сказывалось
на безопасности и отказоустойчивости IT-инфраструктуры.

Эксперты «АйТи» предложили
администрации области создать
единую службу каталогов Microsoft
Active Directory, которая в дальнейшем не только станет эффективным
инструментом управления информационной инфраструктурой, но и обеспечит ее соответствие требованиям
бизнес-приложений. Данное предложение легло в основу долгосрочной IT-стратегии администрации, направленной на повышение эффективности применения IT и сокращение срока возврата инвестиций в
инновационные решения.

В конце 2007 года служба каталогов Microsoft Active Directory введена в промышленную эксплуатацию.

В нее вошли центральный
информационно-коммуникационный
узел, локальная сеть главного здания администрации Воронежской
области (500 ПК), три органа исполнительной власти, информационнокоммуникационный узел и локальная сеть администрации Верхнемамонского муниципального района.

В 2008 году планируется переход
на Microsoft Active Directory оставшихся подразделений администрации и
органов местного самоуправления.