Олег ЩЕЛКУНОВ: мы все сделали сами

Текст | Виталий МИРОНОВ, Сергей КАРПАЧЕВ

Рассказывать о первопроходцах бизнеса, начинавших в смутные 90-е, в общем-то легко. Понятно, какие были трудности, ясно, с чем боролись вчерашние инженеры и лаборанты, решившие разбогатеть в короткие сроки. А вот у тех, кто пришел в бизнес после 2000 года, совсем другие истории. Наш корреспондент беседует с генеральным директором ООО «Корпорация Цемент» Олегом Щелкуновым.

— Олег Юрьевич, Искитим — город небольшой, однако вы и в нем нашли приложение своим силам, своей энергии. А как все начиналось?
— А как все начинается у мальчишек из регионов? Мать и отец трудились с утра до ночи, приходили уставшие. Если говорили о работе, то, конечно же, о своем Искитимском цементном заводе. Мне, пацану, тогда казалось, что это самое главное место на земле, а цемент — это то, что нужно везде и всем. Так что альтернативы в выборе продукта для занятия бизнесом у меня просто не было. Да и как же иначе, если мои молодые годы пришлись на ту пору, когда период шатаний и стагнации экономики остался уже позади? По всей стране, и в наших краях тоже, пошел разворот промышленного и гражданского строительства. А значит, мы могли сыграть и свою партию в этой симфонии труда.
Посоветовался я с некоторыми старшими товарищами, они мои идеи одобрили. Ну и благословили на ударный труд. ООО «Корпорация Цемент» было создано 28 июля 2003 года. Я стал его и учредителем, и директором. Опыта и знаний не всегда хватало. Но я тогда уже понял, что начинать нужно с малого. Крупные потребители уже были разобраны теми, кто занялся этим раньше и имел больше опыта. Поэтому наладили мы для начала торговлю цементом в розницу, частным лицам. У нас многие то ремонт в квартире затевают, то в садовом домике что-нибудь делают. Сельские жители — те и вовсе постоянно в процессе достройки-пристройки. Так дело у нас и пошло.
Потихоньку-полегоньку обороты росли. О нас узнали и строительные, и ремонтные компании. Стали у нас покупать мелкими партиями, потом перешли на крупные. Тем более что цены мы давали комфортные, нам же рынок надо было как-то завоевывать. И тут я понял, что пришла пора попробовать себя на оптовом рынке. Смотрим, хорошо идет, но часто потребители жалуются на нехватку транспорта, а цемент бывает нужен срочно — вот сегодня, сейчас. Ясное дело, что требовалось вложиться в собственный автопарк. И вот тут-то у нас и пошел прямо-таки взрывной спрос. Звонок, заказ, выписка счета — и товар на погрузку. Такой сервис клиентам очень понравился. Наш рынок сбыта стремительно расширялся. Мы даже сами не ожидали такого. И конечно, стали всю прибыль вкладывать в развитие. Сейчас у нас техника специализированная: более 20 фур, миксеров, цементовозов, бетононасосов, а также краны, экскаваторы, самосвалы, фуры грузоподъемностью 20—30 т и объемом до 120 куб. м, другая строительная механика. Поскольку развивается весь бизнес, то и автопарк увеличивается пропорционально.

— Вы ведь уже ушли только от трейдерства, сами производите стройматериалы?
— Да. В Искитиме делают цемент, качество которого высоко ценится на строительном рынке ряда регионов. Считается, что он равнозначен цементу Новороссийского завода. К тому же в него не нужно добавлять пластификаторы, отвечающие за схватываемость, поскольку он и так хорошо работает в различных условиях. Имеющиеся в наличии марки 400 и 500 полностью соответствуют запросам строителей. С апреля по октябрь мы ежегодно поставляем более 10 тыс. т цемента. При этом учитываем сезонные колебания спроса и за зиму аккумулируем необходимые объемы, чтобы с приходом весны удовлетворять бесперебойно все заявки.
Также мы поставляем железобетонные плиты, сваи, цементный раствор. Запустили в Новосибирске собственный растворо-бетонный узел, благодаря чему нам удалось и освоить новый регион, и сократить сроки доставки в самые отдаленные уголки области. Наш Назаровский завод со своей базальтовой ватой стал одним из лучших поставщиков подобной продукции. Эта вата легка, негорюча, хорошо держит температуру, что дает возможность строить дома с хорошими показателями по сохранению тепла. Диапазон ее применения уникально широк — от –180 °С до 700 °С. На выставке «Стройсиб-2006» она была удостоена высокой оценки.
Но мы производим не только традиционные материалы. Край у нас по климату суровый, поэтому хорошим спросом пользуются материалы, позволяющие строить дома и теплые, и не очень «тяжелые». Вот мы и решили начать выпуск пенобетона. Давным-давно, в советские годы, он изготавливался на многих предприятиях, потом был почему-то позабыт-позаброшен. Верх взял традиционный кирпич. Однако пришла пора вспомнить хорошо забытое старое, только уже на новом уровне техники и технологии. Специалисты утверждают, что для наших климатических условий лучше материала нет.
Поддержку мы нашли у ученых Омска. Институт новых технологий и автоматизации производства строительных материалов «Инта-Строй» разработал проект современного предприятия, которое может выпускать новый продукт. Его мощность — 150 куб. м в сутки. Первая очередь — 75 куб. м, вторая — столько же. Наша корпорация подписала договор о сотрудничестве с этим институтом. Мы уверены в высоком спросе на пенобетон. Он имеет массу преимуществ перед обычными железобетонными изделиями. Разработчикам удалось снизить поглощение влаги на 20%, что, в свою очередь, увеличило морозостойкость, а значит, и срок службы. Добавьте сюда и такие свойства, как низкая теплопроводность, небольшая плотность, огнестойкость, прекрасная звукоизоляция за счет пористости. Пенобетон легко обрабатывается, нетоксичен, экологически чист. Он хороший звукоизолирующий материал, что ценится при возведении жилых домов. Пенобетон похож на хорошо известный в наших краях сибит, но многие его параметры выше. К тому же в его составе нет извести, которая используется при производстве сибита. Ну а если скажу, что и его себестоимость ниже, то станет понятно, что многими строительными фирмами выбор будет сделан в его пользу.
Омичи пообещали нам помощь и поддержу в период пуско-наладки, во время эксплуатации. Так что мы на них рассчитываем и уверены в успехе нашего проекта. Мы вообще работаем только с добросовестными партнерами и поставщиками. И понимаем, что наше доброе имя зависит прежде всего от тех, кто производит поставляемую нами продукцию. Пусть иногда наша доля прибыли скромнее, но зато мы знаем, что потребитель выберет именно нас, будучи уверенным, что мы не подведем.

— А какова география ваших поставок?
— Она у нас все шире и шире. Теперь это Томск, Омск, Кемерово, Алтайский край и Республика Горный Алтай.

— Наверное, с ростом числа клиентов встал вопрос об управлении всем процессом в комплексе…
— Это точно. Наш товар впрок мало кто берет. Он задействован чаще всего в процессе производства, а на производстве сейчас простоев не терпят. Стоит нам подзадержать доставку на полчаса — тут же звонок: в чем дело? В таких условиях управлять всеми грузопотоками нужно очень четко. И выдерживать эту четкость постоянно. Вот почему мы очень много времени потратили на разработку своей логистики. И добились неплохих результатов. Теперь наши диспетчеры работают в режиме онлайн: они видят в реальном времени, где находятся их подопечные. Плюс водители имеют приборы навигации. Так что на сознательность мы не давим, каждый знает, что его передвижения контролирует техника и нужно работать без простоев, выбирать оптимальные маршруты доставки.

— Как прошел для вашей компании 2007 год?
— В 2007 году мы поработали на славу. Построили и запустили в производство завод по изготовлению пластиковых окон и алюминиевых конструкций. Хорошо прибавили обороты, прибыль значительно выросла по сравнению с годом предыдущим. И по заведенной традиции вкладываем ее в новые проекты. Приняли решение о расширении производства. Приобрели 5 га земли для строительства еще четырех заводов. В центре города взяли 1,5 га для строительства жилого дома переменной этажности. Заключили крупные договоры с фирмами КНР. И все это мы сделали сами.

— Ваши возможности и потенциальные объемы просчитаны?
— Без этого нельзя. Вот возьмем опубликованные итоги строительных дел в нашем Сибирском федеральном округе по реализации программы «Доступное и комфортное жилье». В ближайшей к нам Новосибирской области объем только индивидуального домостроения увеличился почти на 40%. Индивидуальные застройщики к октябрю 2007 года возвели 320 тыс. кв. м жилья, что на 36% больше, чем в 2006 году. А всего в этой области к сентябрю построили 630 тыс. кв. м жилья. К концу прошлого года этот показатель вырос до 1,25 млн кв. м. Представляете? Примерно такая же картина и в других регионах, куда мы вышли со своими услугами: в Томске, Омске, Кемерове, на Алтае. Нет, без дела мы сидеть еще долго не будем. А может, и вообще никогда.

— Вы не опасаетесь конкурентов? Бизнес прибыльный, и каждый полагает, что только его в этом деле и не хватает…
— Нет, опасений таких нет. Организовать и отладить производство — не такое простое дело, и кто рассчитывает получить «легкие» деньги, тот крупно ошибается. Да, летом цены на цемент росли достаточно высокими темпами. Тут можно назвать целый комплекс причин: рост объемов строительства в стране, национальный проект начинает набирать обороты. Потребность в цементе увеличивается, а производственные мощности расширяются гораздо медленнее. Но расти-то есть куда. Правительство планирует довести строительство жилья в стране до 140 млн кв. м в год против нынешних 50 млн кв. м. Так что места, если с умом подходить, хватит всем.
И относительно роста цен тоже не все так просто. Возьмем рост цементного рынка за восемь месяцев 2007 года. В целом по стране он составил, по разным оценкам, от 9 до 12%. При этом мировой рынок рос в пределах 4—6%. Но и тогда было ясно, что дефицит долго не продержится. Так и получилось: в сентябре уже никакой нехватки цемента не ощущалось. В октябре биржевые цены на цемент упали на 2,7%, а в ноябре — еще на 2,5%.
Так что в этом бизнесе нужно быть вертким. Уметь предвидеть. Не стоять на месте, осваивать новые способы организации производства, расширять регионы реализации, искать новые технологии. Наглядный тому пример — создание совместного предприятия с омской компанией «Инта-Строй». Появляется новый продукт — следовательно, у нас есть преимущество перед конкурентами.

— Можно получить преимущество и за счет расширения ассортимента собственной продукции…
— Конечно. Мы же производим, кроме всего прочего, тротуарную плитку, бордюрный камень. А это тоже дает прибыль, и немалую. Но, еще раз повторю, работать нужно не просто много, а очень много. У нас в регионе достаточно серьезная конкуренция: сюда привозят уральский, алтайский цементы, да еще местные, новосибирские производители спать спокойно не дают. Это подстегивает, заставляет рваться вперед.
Мы существуем уже семь лет. За эти годы увеличились обороты компании, создавались и создаются новые рабочие места, расширилась сфера влияния «Корпорации Цемент», она обрела новые рынки сбыта. Нам всего приходится добиваться самим. Мы и дальше будем придерживаться выбранной ранее стратегии развития компании. Иначе просто нельзя. Остановишься — упадешь. Или конкуренты обгонят и сомнут. Современный строительный бизнес, в котором мы работаем и будем, дай бог, еще много лет занимать лидирующие позиции, заставляет нас быть такими.

— Ваша корпорация, кроме основной своей работы, еще и заботится о жителях родного города, о детях, о спортсменах. Вы помогали детскому дому, спортивному клубу «Искитимец», футбольной команде «Заря», стадиону «Юбилейный», детской спортивной школе по тяжелой атлетике, общеобразовательным школам № 5 и № 2. Ежегодно не менее 100 тыс. руб. вы направляете на помощь детям. Еще и для строительства Криводановского храма безвозмездно предоставили железобетонные строительные конструкции…
— Дети-то не чужие нам. Это же дети наших земляков, не всем из которых повезло жить в достатке и сытости. Но ребята здесь ни в чем не виноваты. Пока власть не может дать им все необходимое, мы, бизнесмены, должны подумать о них.
Вот у нас в Искитиме есть район, который в обиходе издавна зовут Зеленой горкой. Живут там люди, что называется, своим домом, и дом этот, прямо скажу, богатством не блещет. Что, впрочем, вполне обычно: окраинные жители никогда особым достатком не отличались. Заботы у этого, чиновничьим языком говоря, частного сектора сводятся к решению одного-единственного вопроса: как выжить на пенсию, которую наше государство им сегодня выплачивает. При этом трудовой стаж у многих стариков исчисляется не одним десятком лет. Мы стараемся помочь, чем можем. Естественно, обогреть всех никак нельзя, да и не наша это забота и задача. У нас другая обязанность — помнить об этих стариках, уважать их не слишком веселую старость. Старики, живущие сегодня на окраине моего родного Искитима, честно работали и честно, когда того требовала страна, воевали. Мы к Девятому мая, святому празднику, поздравили всех живущих в районе Зеленой горки ветеранов Великой Отечественной, тружеников тыла. Каждому в День Победы в дом работники нашей компании принесли по букету гвоздик, красивую открытку и тысячу рублей. Наверное, этого мало. Но это было сделано от чистого сердца. Мы не проводили никакого разделения — работал человек у нас или нет. Подход был один, и он, я считаю, самый правильный — это наши старики. Все до единого.
Помогая людям, помогаешь себе. Мы регулярно оказываем спонсорскую помощь в своем родном Искитиме. И никто нас об этом не просит. Это нас наша совесть просит. Конечно, делали и будем делать столько, сколько осилим. Всего сделанного и не упомнишь. Да и зачем? Будем помогать, пока можем!

— Вам, насколько нам известно, есть чем гордиться — весомой для бизнесмена наградой федерального уровня.
— Да, скрывать не стану. В июне прошлого года в Президент-отеле в Москве проходила торжественная церемония награждения лауреатов национальной премии «Лидер отрасли». Я могу с законной гордостью сказать, что наша корпорация стала обладателем этого звания за 2006 год. Достичь этого было непросто — из 200 отечественных компаний, как я потом узнал, абсолютными лидерами стали всего 50. Учитывалось все: и показатели объема реализации продукции, и прибыли, и динамика объема продаж, и то, насколько социально ориентирована компания-номинант в своей деятельности. Можно только гордиться тем, что наша корпорация стала конкурентоспособной настолько, что может побеждать в самой острой борьбе.